Блог им. Koleso
Три сценария. Все может стать очень плохо, очень быстро. Самодовольство опасно.
Количество СПГ у берегов Европы достигло 1,2 млн тонн по сравнению со 140 000 тонн в августе.
Это сочетание обильного газа и теплой погоды, снижающей спрос на сырье побудило некоторых оптимистов заявить, что конец энергетического кризиса в Европе не за горами.
Европе удалось заполнить свои хранилища.
В результате цены на газ упали до 32 долларов за миллион британских тепловых единиц со 100 долларов в августе.
Brent стоит на уровне 96 долларов за баррель, что значительно ниже пикового уровня в 139 долларов, достигнутого в марте.
Тем не менее Европа далека от окончания своего энергетического кризиса.
Цены вырастут, когда наступят холода и другие покупатели СПГ, особенно в Азии, будут конкурировать за грузы.
Россия может еще больше усилить давление: включая прекращение всех поставок газа в Европу.
Три сценария развития энергетической войны.
Даже первое, при котором отношения не портятся, далеко не приятное. Предполагается, что газопровод Nord Stream останется закрытым.
Европа следует планам ввести эмбарго на российскую нефть и запретить местным страховым компаниям, на долю которых приходится 90% мирового рынка морских перевозок, страховать суда, перевозящие российскую нефть, хотя и с большим исключением.
Покупатели из незападных стран, которые согласны платить за российскую нефть по максимальной цене, установленной Америкой и ЕС, должны получить разрешение на приобретение европейской страховки.
Для Европы этот сценарий вызывает кризис, но не катастрофу.
Сокращение поставок означает, что к концу 2022 года континент недополучит 84 млрд кубометров российского газа, что эквивалентно 17% его нормального годового потребления.
Увеличение импорта сжиженного газа уже частично заткнуло эту дыру, меньшую часть заполнили более крупные потоки газа из Азербайджана и Норвегии по трубопроводу, а еще одну – болезненное, но добровольное сокращение потребления.
Даже если зима станет холодной, что повысит спрос на 25 млрд кубометров, хранилища в Европе позволят ей пережить лето 2023 года, когда импорт сжиженного газа может начать расти еще больше.
По этому сценарию правительствам не придется нормировать газ.
Однако Европе придется за это дорого заплатить.
Высокие цены уже привели к остановке энергоемких отраслей, таких как производство алюминия и аммиака.
Если «Северный поток» останется закрытым на весь следующий год, дефицит энергии в Европе увеличится, что потребует еще большего сокращения потребления. А, снижение потребления энергии на 1% в Германии или Италии снижает ВВП на 0,5-1%.
Трудно оценить цену такого сценария для России.
Его транспортируемый экспорт в Европу, который уже сократился на четыре пятых, не может быть легко продан где-либо еще.
Трубопровод в Китай, единственная серьезная альтернатива, слишком мал, чтобы обслуживать большие потоки.
Однако цена того, что он может продать, будет намного выше.
Теоретически двойное нефтяное эмбарго ЕС в сочетании с ценовым потолком представляют собой более серьезную угрозу для российского экспорта нефти, реального источника дохода страны.
Но, вероятно, предел будет снижен, и Россия найдет покупателей на многие баррели, которые она не может продать Европе.
Запад склоняются к тому, чтобы установить предельное ограничение на уровне около 60 долларов за баррель.
Базовый сценарий предполагает, что мировые цены останутся ниже 90 долларов, это не будет иметь большого значения для цены на российскую нефть, которая в настоящее время торгуется с дисконтом 20-30%.
Это объясняет, почему при таком сценарии Россия по-прежнему получает 169 млрд долларов доходов от продажи нефти в 2023 году, что едва ли меньше 179 млрд долларов, которые она заработала в 2021 году.
Европа платит высокую цену.
Импорт российских морских баррелей в 2021 году обошелся ей в 90 миллиардов долларов. Их замена в 2023 году будет стоить 116 миллиардов долларов.
Второй сценарии - «эскалация».
Россия закрывает свой трубопровод через Украину, одного из двух каналов, которые остаются открытыми, тем самым лишая Европу еще 10-12 миллиардов кубометров газа в год.
Россия может прекратить поставки сжиженного газа в Европу — следующий шаг в этом сценарии.
Эти поставки объемом 20 млрд кубометров в год, что эквивалентно половине годового экспорта СПГ из России, до сих пор оставались вне поля зрения.
Россия не хотела бы потерять их совсем, хотя бы потому, что это привело бы к стремительному росту мировых спотовых цен, что нанесло бы ущерб дружественным странам, таким как Индия и Пакистан, которые изо всех сил пытаются конкурировать с Европой за грузы.
Таким образом, Россия предложит поставки этим странам по выгодной цене.
В этом сценарии Запад увеличивает ограничение цен на нефть, возможно, угрожая западным нарушителям огромными штрафами, ужесточая проверки и снижая потолок.
Россия убеждает ОПЕК сократить свой ежемесячный план добычи на 1 млн баррелей в сутки в дополнение к уже сокращенному на 2 млн баррелей в сутки. реализовано в октябре.
жесткие ограничения дают незападным странам больший стимул для создания альтернативной системы торговли нефтью.
танкеры, принадлежащие G7, уже скупаются незападными игроками, часто в Азии или на Ближнем Востоке.
Китай и Индия, которые до сих пор поглощали большую часть избыточных баррелей нефти из России, вероятно, могут сами застраховать свои корабли.
Другие страны могут подключиться к «черной» торговле, где российская нефть, переправляемая на танкерах с отключенными транспондерами, перегружаемая с корабля на корабль в открытом море или смешанная с другими видами сырой нефти, не может быть отслежена.
Хотя доходы России от газа пострадают, ее доходы от нефти останутся устойчивыми.
расчеты показывают, что экспорт нефти из страны упадет как в 2023, так и в 2024 году на 2 млн баррелей в сутки по сравнению с 2021 годом, что вынудит страну сократить добычу более чем на 1,5 млн баррелей в сутки.
Более жесткий рынок подтолкнет Brent к трехзначным цифрам, а спрос сократится лишь незначительно.
Это позволит России восполнить дефицит объемов.
Доходы от экспорта нефти останутся удивительно стабильными на уровне 170 млрд долларов в 2023 году, а через год упадут до 150 млрд долларов.
Тем временем Европа столкнется с дополнительными расходами в десятки миллиардов долларов.
Третий («экстремальный») сценарий предполагает тотальную энергетическую войну.
Он начинается с закрытия «Турецкого потока».
Трубопровод в основном обслуживает дружественные России страны, такие как Венгрия и Турция. Но с прекращением «Турецкого потока» Европе не хватит еще 15 миллиардов кубометров газа в год.
Могут остановиться потоки по двум крупнейшим трубопроводам Норвегии, лишив Европу еще 55 миллиардов кубометров газа в год.
Это был бы большой шаг.
Кремль убеждает ОПЕК объявить о сокращении добычи еще на 1 млн баррелей в сутки. Это также перекрывает экспорт через КТК, трубопровод, по которому поступает 1,2 млн баррелей в сутки в основном казахстанской нефти, но который заканчивается в российском порту Новороссийск, где топливо загружается на суда.
Америка, пытаясь снизить цены на нефть, ускоряет поставкииз своего стратегического нефтяного резерва.
Однако резерв не бесконечен. он уже находится на самом низком уровне с 1984 года. Таким образом, ОПЕК может подождать, сначала сократив добычу, а затем увеличив ее, когда стратегический резерв иссякнет.
экспорт нефти России, который может поглотить только черный рынок, в течение многих лет сокращается до 3 млн баррелей в сутки или меньше.
Несмотря на огромный глобальный дефицит предложения, цена на Brent выросла «всего» до 186 долларов за баррель, а затем упала до 151 доллара в 2024 году, потому что спрос на нефть был полностью подавлен.
Доходы России от нефти постоянно падают до 90 миллиардов долларов или меньше.
Европу ждет мучительное сжатие.
Она раскошеливается на 250 миллиардов долларов в 2023 году и 200 миллиардов долларов в 2024 году только на то, чтобы заменить российские баррели.
Годовой счет за импорт газа ЕС приближается к 1 трлн долларов, что почти вдвое больше, чем в базовом сценарии, несмотря на гораздо более низкие объемы поступления.
Восполнение потерянного газа оказывается невозможным.
хранилища в Европе, опустевшие к ноябрю 2023 года, останутся пустыми в течение всего 2024 года.
Европейская солидарность почти наверняка рухнет, что усугубит страдания континента.
если в феврале следующего года энергосистемы на юге Германии будут получать на 50% меньше газа, чем обычно, многие французские ядерные реакторы останутся закрытыми (как и в этом году).
ЕС должен будет распределить 91 час отключения электроэнергии между своими членами.
Германия в панике может решить сократить экспорт электроэнергии во Францию или перекрыть поставки газа в Чехию и Словакию.
Великобритания, у которой есть скудные хранилища, но большие потребности в газе, будет уязвима.
никто не знает, что может спровоцировать переход от одного сценария к другому.
Тем не менее, симуляция содержит два очевидных урока.
Во-первых, за восемь месяцев энергетического противостояния у России остается больше возможностей для эскалации, чем у Запада.
Другой урок заключается в том, что эмбарго не истощит российскую казну.
Чем больше российского топлива не попадает на рынок, тем больше Европе приходится платить за его замену, а рост цен ограничивает убытки Кремля.
Россия действительно страдает только тогда, когда цены на нефть не могут подняться выше, не разрушив спрос.
P.S. Открытие компании и сопровождение бизнеса под ключ в ОАЭ, Казахстане и др. Получение резиденства.Напишите FRONT.OFFICE@PALMINA-INVEST.COM и Вам помогут.
Поддержать канал: https://boosty.to/kolesnikov
Telegram https://t.me/kudaidem2
Zen https://zen.yandex.ru/id/6228a9bdb2ff024222e4cab2
Youtube https://www.youtube.com/channel/UCrTyPO-n1ccPnf2mjMsUaJA
Подпишитесь — будем на связи и в курсе происходящего.