Блог им. INNTEKT
Для самых нетерпеливых ответ дам сразу:Нет. Скорее всего, на этот раз его не получится даже оттянуть.
Давайте разберёмся в причинах того, что сейчас происходит вэкономике и на фондовых рынках, и к чему это может привести. Разумеется,аналитики Уолл-Стрит предсказывают по 10 кризисов из 2 случающихся, но прошлые8 раз мы с ребятами молча выжидали :)
ЧТО ЕСТЬ КРИЗИС?
Финансовый кризис – это обрушение инвестиционной конструкции,возведённой на этапе экономического подъёма. Чем быстрее и стабильнее былподъём, тем сложнее и замысловатее оказывается конструкция.
Задним числом, кризис всегда похож на вихрь сложившихсяобстоятельств. Но если заглянуть глубже, в итоге выясняется, что не было, нивихря, ни, собственно, обстоятельств.
КАК МЫ ОКАЗАЛИСЬ НА ПОРОГЕ КРИЗИСА
Жадность и долг.
Человеческая жадность не знает пределов, позволяя многократнонагромождать рынок сложными финансовыми продуктами и долгом.
«Дорогие инвесторы, нам очень нужны ваши деньги! Не желаетевложиться в структурную облигацию на фьючерсы опционов корзины криптовалют сзаложенным десятикратным плечом?»
Потребители, инвесторы и корпорации на этапе экономическогоподъёма зачастую наращивают использование кредитов. Им это позволяют низкиепроцентные ставки. Долгое время в США и Европе процентные ставки былиоколонулевыми. Это позволяло заёмщикам чувствовать себя достаточно комфортно.Однако теперь ключевые ставки крупнейших центральных банков мира стремительнолетят вверх, больно ударяя по финансовым возможностям.
Есть стандартный рыночный цикл, взаимосвязь, которая работает внормальных условиях:
ИНФЛЯЦИЯ – СТАВКИ – ОБЛИГАЦИИ – АКЦИИ
1. Инфляция в разумных пределах – это показатель экономическогороста, который часто его сопровождает. Растёт уровень жизни, растутпотребительские расходы, растут и цены. Для развитых стран нормальна инфляция2-3% потому что это гигантские экономики, рост которых медленнее, а дляразвивающихся – 4-6%, поскольку эти рынки меньше и растут быстрее. В этихпределах центральные банки обычно стараются удерживать рост цен. Как они этоделают?
2. Чем выше инфляция, тем выше ставки в стране. Центральные банкивслед за ростом цен повышают ключевую ставку, тем самым делая кредиты болеедорогими, охлаждая кредитную, потребительскую, бизнес активность, чтобыинфляция не выходила из под контроля.
3. Когда растут ставки, облигации падают вцене. Инвесторы бегут из них в более безопасные вклады. И вообще,чем выше ставка, тем выше риск её невыплаты, и ниже ценность долга. Запомнимэтот момент.
4. Следом за облигациями падают и акции. Как правило, сопозданием на несколько месяцев, поскольку они менее чувствительны к ставкам.Всё просто, увеличение ставок заставляет корпорации платить больше по своимдолгам, меньше занимать, снижая рентабельность акционерного капитала ROE.
С высокими ставками экономический рост замедляется, инфляциязамедляется, ставки можно снова снижать, облигации вырастают, за ними следуют иакции. Всё кажется весьма простым, но мы живём в реальном мире, где правитчеловеческая жадность, доводящая порой до глупости даже глобальных регуляторов.
ПОЧЕМУ ВСЁ СЛОМАЛОСЬ?
После мирового финансового кризиса 2008 года ключевая ставка в СШАоставалась около нуля до 2016 года. За это время на рынок пришло огромноеколичество дешёвых денег, которые надули финансовые рынки. С 2016 до 2019 годапродлилась необходимая попытка повысить ставки, чтобы остудить рынок. ПрезидентДональд Трамп, видя, что рынок реагирует на это со страхом, надавил нанынешнего председателя ФРС США (аналога ЦБ РФ), и ставку снова начали снижать.В ответ на это рынок оживился. Внезапная пандемия COVID-19 дала властямСША повод для нового снижения ставки в ноль и вливания триллионов долларов «наподдержку экономики в борьбе с коронавирусом» и инфраструктурные проекты. ВЕвропе же ключевая ставка не поднималась с 2008 до 2022 года, оставаясь около0%.
— Ставки около нуля! Деньги вливаются! Потребители сходят сума! Рынок летит вверх как ракета!- Но растёт инфляция….- Деньги вливаются! Потребители сходят с ума!- Стоп! Подождите, но же инфляция растёт!- Рынок летит вверх как ракета!- Эй, вы меня слышите?!Но никто не слышал голос разума, поскольку он зачастую оказывается вменьшинстве.
Рост цен стремительно набирал обороты, ускоряясь электроннойкоммерцией и падающими с неба чеками от правительства. Инфляционные ожидания иследующие за ними ставки по облигациям уже показывали рост, но когда крупнейшихрегуляторов спрашивали, не стоит ли начать ужесточать денежно-кредитнуюполитику, ответ был один – «Инфляция временна».
Подобно катастрофическим временампериода GreatInflation 80-ых годов прошлого века, регуляторы наивноположились на то, что инфляция исчезнет сама. Оговоримся, что такое реальномогло случиться.
Однако, когда речь идёт о мировой экономике, действия должны бытьоднозначными и решительными, нельзя допускать неожиданностей, потому чтомировые финансовые рынки к 2021 году оказались невероятно перекуплены. Взлеталив цене даже самые рискованные компании без каких-либо финансовых показателей, атакже и вовсе ничем не обеспеченные криптоактивы и NFT. Центральные банкибезответственно пустили ситуацию на саморазрешение, а когда что-то плохое можетслучиться, оно случается.
НАСКОЛЬКО ВСЁ ПЛОХО?
Рост цен не только не замедлился сам, но и взлетел кастрономическим максимумам. Западные страны винят в этом Россию и начавшийсяэнергетический и продовольственный кризис, однако разгон цен начался ещёзадолго начала военных действий, а ситуация с СВО и позицией России лишьусугубила этот момент для США и Европы. Примечательно, что ставки многократноотстают от уровней инфляции, хотя по правилу Тейлора им стоит быть вышепримерно в 1,5 раза, чтобы её сдерживать.
На данный момент официальные уровни инфляции:
Инфляция в США: 8.5% (энергетическая на 42-летнеммаксимуме) при ключевой ставке всего 2.5%
Инфляция в Европе: 9.1% (максимум за всю историю наблюдений) приставке 1.25%.
Инфляция в Великобритании: 10.1% (максимум с 1982) при ставке1.75%, Карл!!!
Да, разумеется в ближайшее время цены на бензин снизятся послелетнего сезона, охлаждается нефть, что ослабит давление инфляции, однакопродовольствие продолжает стремительно расти в цене. Да и вообще, представителиФРС сами утверждают, что не собираются замедлять темпы ужесточения политики. Вцелом, ситуация подобна таблетке от головной боли при последней стадии ракаголовного мозга. Да и дело не только в этом, было бы слишком апокалиптичноутверждать о крушении только из-за инфляции.
Ранее ключевая ставка сдерживала инфляцию вЕвропе, сейчас радикально от неё отстаёт
Развитые экономики очень чувствительны к повышению ставок, и дажетекущие темпы повышения вызвали на фондовых рынках достаточно резкое падение, аесли говорить о технологическом секторе, то многие фирмы и вовсе обрушилисьболее чем на 60-80% от эйфорических максимумов. Но нужно понимать, что процессужесточения денежно-кредитной политики только начался, и ставки даже в половинуне догнали уровни инфляции.
Но это только часть беды.
На самом деле регуляторы сейчас и вовсе бессильны в сдерживаниироста цен, поскольку он имеет более сложный характер. С началом COVID-19мир испытал колоссальный шок предложения. Из-за ограничений цепочки поставок повсему миру начали рушиться. Из-за этого возник так называемый эффект «узкогогорла» в экономике, когда, казалось бы, достаточная производительность одних еёкомпонентов безнадёжно останавливается на этапе грузоперевозок.
Предположим, сколько бы чипов не произвели поставщики, еслипоставляется в 10 раз меньше запланированного из-за ожидающих в портахтанкеров, то и производители смартфонов выпустят меньше экземпляров, и цена наних растёт ещё быстрее из-за складывающегося дефицита. Вот здесь и начинаетсясамое интересное.
Потребители даже располагая денежными средствами находятся вситуации дефицита.
Цены растут.
Производить больше невозможно, точнее нет смысла, посколькупоставки ограничены.
Промышленный выпуск падает.
Дефицит усиливается.
Инфляция и рост процентных ставок бьют по потребительскимрасходам.
Прибыли предприятий сокращаются.
Располагаемые доходы населения сокращаются.
И мы получаем (!) рост цен и (!) экономическое падениеодновременно!
Это называется стагфляцией. В настоящий момент несдерживаемаяинфляция + признаки падения деловой активности указывают на то, что она болеечем реальна. Потребительское доверие в США снизилось в июле 2022 до самогонизкого уровня с февраля 2021 года. Неуклонное ослабление настроений можетпривести к тому, что потребители будут сокращать покупки товаров вторичнойнеобходимости в то время, когда экономика борется за импульс.Рост цен на жилье в США замедлился, поскольку давление более высоких ипотечныхставок по ипотечным кредитам начало отталкивать потенциальныхпокупателей. Рынок жилья США уже начал замедляться после более чемдвухлетнего бешеного темпа. Продавцам теперь приходится думать о снижении цен,а дома задерживаются на рынке дольше. Все больше сделок с недвижимостьюсрываются, а продажи бывших в собственности домов упали до двухлетнего минимума.И это важно….
ПЛАТЕЖИ НА РЫНКЕ ЖИЛЬЯ НАЧИНАЮТ ДАВИТЬ НА АМЕРИКАНЦЕВ
На графике ниже годовая динамика основной суммы долга + процентов(P&I) при фиксированной сумме кредита с 1977 года.
Платежи за один и тот же дом выросли более чем на +50% посравнению с прошлым годом! Обратите внимание, что рецессии в экономике СШАначинались в ходе последующего снижения продаж на рынке, которое заметно исейчас. Рост ставок по ипотеке делает жильё менее доступным.
Не каждое снижение продаж сопровождалась рецессией, но каждаярецессия сопровождалась снижением продаж.
Стагфляция является одной из самых трудноразрешимых ситуаций вэкономике, поскольку требует радикальных, жёстких и нестандартных инструментовеё разрешения, что очень проблематично в текущих условиях долговойперегруженности и может либо сохранять инфляцию, либо радикальными позднимишагами погрузить экономику в дефляционную спираль, из которой также труднонайти выход, когда падение цен сокращает прибыли организаций и доходы, от чегоэкономическая активность также падает.
И в этот самый момент на сцену выходит Китай!
Экономический рост Китая имеет крайне важное значение дляглобальной экономики, а в самом Китае многое зависит от уровня промышленногопроизводства, влияющего на импорт, а также рынка жилья. Промпроизводство посвежим данным снижается, и как бы внезапное снижение ставок скорее напоминает оФРС в феврале 2020, пытающихся смягчить скорое ожидаемое приземление. О нём я уже писал недавно.
Китай явил нам зловещую картину на прошлой неделе. Один из крупнейших застройщиков Garden Holdings сообщил о падении прибыли на -96%, обвиняя в этом «серьезную депрессию» на рынке недвижимости, где «выжить смогут только сильнейшие».
15 августа Fitch и Moody's понизили рейтинг Country Garden с «инвестиционного» до «мусорного». Country Garden фокусируется на бюджетном жилье, распространённом в Китае, где покупатели больше всего подвержены финансовым шокам в условиях экономического спада. Его акции упали более чем на 66%, а облигации стоят меньше 50 центов.
Опасность в том, что рынок жилья Китая был основным драйвером роста за последнюю четверть века и является одним из крупнейших классов активов в мире с номинальной стоимостью от до 60 трлн $. Его размер превышает капитализацию фондового рынка США.
Более 30 китайских компаний недвижимости, в том числе печально известные Evergrande и Sunac China, уже объявили дефолт по своим международным долгам. Летом появились предупреждения о том, что некоторые домовладельцы прекратили выплаты по ипотечным кредитам по крайней мере по 100 проектам в более чем 50 городах. Рост неуплат может заразить финансовую систему, а консолидация в секторе ещё далека от завершения.
Примечательно, что в 2019 году Министр иностранных дел Тайваня Джозеф Ву предупреждал, что, «если замедление темпов роста в Китае станет слишком серьезны, то нам нужно подготовиться к наихудшей ситуации — военному конфликту». В самом деле, многие современные военные конфликты начинались с учётом экономической мотивации в условиях депрессии.
ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?
Сказать наверняка не решатся даже главы крупнейших регуляторов,поскольку даже их прогнозы на данный момент пошли прахом. Более того, текущаяситуация отличается от стагфляции 1970-ых годов, поскольку в тот период хоть ибыло экономическое замедление с инфляцией, но не наблюдалось такой колоссальнойдолговой нагруженности, которая сейчас находится на исторических максимумах. В2022-2023 годах наиболее вероятен следующий сценарий.
1. Повышение ставок вслед за инфляцией продолжится в первуюочередь в ЕС, в США же они будут оставаться на высоком уровне, провоцируя оттокdumb money
2. Давление на рынках акций и облигаций будет сохраняться, потомучто потенциал для повышений ещё велик
3. Быстро усмирить инфляцию не получится, поскольку она имеетсложный характер, усиливаемый сбоями в экономике, которые невозможно разрешитьв настоящий момент ни регуляторно, ни технически
4. Рост процентных ставок больно ударит по заёмщикам, ипотеке,перегруженным долгами компаниям, фондам, и сложным финансовым продуктам. Когдаставка нулевая, всё что угодно кажется ценным активом, однако её ростзаставляет инвесторов бежать от риска, в первую очередь с рынков криптовалюти NFT.
5. Тем временем экономический рост замедлится, усугубляясьэнергетическим хаосом в Европе.
6. Начнёт распространение долговой кризис.
7. Доллар и евро при дополнительных усилиях БРИКС начнут в болеебыстром темпе терять позиции популярнейших мировых валют.
8. Мировые регуляторы начнут воплощать в жизнь свои запасные иэкстренные планы по стабилизации экономики, а в них, как правило, на алтарьставится благосостояние граждан. Вполне вероятно, что разрабатываемые цифровыевалюты центральных банков (CBDC) станут фундаментом для новойденежно-кредитной политики с большим инструментарием. Ожидается, что CBDC будутобъединять валюту + вклады + облигации в одном активе одновременно, и позволятцентробанкам уходить ниже ZLB нулевой границы ставок, которая их так сильнобеспокоит, потому что хочется, а как потом оттуда выходить не в курсе ниПауэлл, ни Рубини, ни Ког… тем более всякие инфобестолочи. Во всякомслучае, в проектах Ульриха Биндсейла можно подробнее почитать про техническуюсоставляющую планирующися криптоактивов и множественные обсуждения, связанные сих внедрением. Фактически, каждый кризис становится лишь причиной для написанияновой законодательной бумажки.
9. Чёрные лебеди не исключены. И вышеописанная проблема опасна впервую очередь не столько самой собой, сколько той шаткостью и слабостьюситуации, в которой мы оказываемся перед лицом других возможных неожиданныхвызовов. Сбои в грузопотоках, эскалация конфликта на Украине, энергетическиепротиворечия в Европе… Давайте просто признаем, что никто не в силах смотреть вбудущее. Но что мы можем сделать? Остро следить за ситуацией и своевременнопринимать решения, которые смогут защитить наш капитал в сложных условиях.
Однако это темы для следующих статей. Если вам интересно, какиеактивы опережают рынок в условиях инфляции, растут наперекор падающему рынку,как ограничивать риски в таких сложных условиях и сохранять деньги на рынке,подписывайтесь на наш телеграм-канал: @inntekt. Мы всегда вам рады!
На протяжении нескольких лет я заходил на смарт-лаб и видел здесьмного крутых и интересных мнений, и самое интересное, что зачастую сбывалисьсамые нестандартные из них. Захотелось выговориться, спасибо за внимание. Вследующий раз напишу о том, как даже крутые профессиональные трейдеры совершаютглупейшие ошибки! Всем коротких стопов и зелёных плюсов.
Автор нетверд в экономике, поэтому многоглаголание, в форме пересказа чужих мыслей и новостей, неизбежно. Также попутно неизбежны и некоторые неточности, которые подчеркивают неполное понимание происходящих процессов.
Мы теперь сами по себе. У нас всё иначе может быть…
1. Повышение ставок вслед за инфляцией продолжится в первуюочередь в ЕС, в США же они будут оставаться на высоком уровне, провоцируя оттокdumb money
7. Доллар и евро при дополнительных усилиях БРИКС начнут в болеебыстром темпе терять позиции популярнейших мировых валют.