Ассоциация морских торговых портов опубликовала
консолидированные операционные результаты игроков российского рынка по итогам восьми месяцев текущего года. Грузооборот морских портов в отчетном периоде вырос на 4,8% год к году, до 369,5 млн тонн. При этом продолжаются изменения в структуре грузов по составу и экономико-географическому распределению.
Наблюдаемый рост обеспечен увеличением объемов перевалки сухогрузов на 10,3% год к году и растущим числом операций с экспортом, грузооборот которого составил 203,6 млн тонн. Это на 8,9% выше уровня 2011 года за сопоставимый период.
Сохраняется несколько пессимистичная картина в отношении импортных грузов. Их перевалка снизилась в отчетном периоде на 4,4% год к году, до 29,3 млн тонн. Однако в краткосрочной и среднесрочной перспективах стоит ожидать существенных перемен в данном направлении. Это обусловлено ослаблением национальных протекционистских барьеров, поскольку Россия уже стала полноправным членом Всемирной торговой организации. Более того, в целом транспортную отрасль ожидает достаточно динамичное развитие в виду перспективного роста товарооборота РФ с партнерами.
Динамика обработки грузов отечественными морскими портами в 2012 году говорит о том, что рынок продолжит рост. По итогам всего года объем перевалки достигнет порядка 554,3-558,1 млн тонн, если исходить из текущих показателей. Представленные цифры являются результатом прогнозного ежемесячного грузооборота морских портов России с сентября по декабрь, рассчитанным на основе средних и медианных значений. При успешной реализации этого прогноза прирост итогового результата обработки грузов составит около 3,5-4,2% год к году. К слову, этот уровень даже ниже текущих значений ежемесячной динамики прироста грузооборота морских портов, которая равна 4,9-5,7% по итогам января-августа. Впрочем, как показывает практика, падение ежемесячной обработки грузов в сентябре и октябре представляет реальные риски.
Помимо макроэкономических факторов, дальнейшая судьба рынка в 2012 году зависит от того, насколько благосклонной будет природа к стивидорам. Любое сколь-нибудь значимое отклонение от нормальных условий операционной деятельности способно парализовать работу порта и смежных служб. В результате стивидоры теряют выручку и портят статистику себе и рынку.
Среди наиболее заметных игроков рынка хочется отметить группу компаний НМТП. Предприятие
сохраняет лидерские позиции и при этом продолжает динамично развиваться, завоевывая новые сегменты. Последняя консолидированная финансовая отчетность группы компаний подтверждает этот тезис.
Целевая цена по обыкновенным акциям Новороссийского порта находится на уровне в 4,9 руб., таргет по глобальным депозитарным распискам — $11,7.