Начинаю ежегодный анализ эмитентов, которые являются потенциально привлекательными или возможно когда-нибудь ими станут.
А то с переходом на работу на американские биржи стал про Мосбиржу забывать.
Первый по списку — Globaltruck. Автоперевозки. Путешествуя по России, постоянно замечаю их машины, в целом бизнес интересный. На сайте презенташка для инвесторов, начну с нее.
Начинается презентация с анализа тенденций в отрасли, это хорошо. Пишут, что в 2020 спад грузоперевозок, с 2021 восстановление. Ссылаются на M.A.Research, ну я не колеблясь нашел сайт этой компании и посмотрел свежие данные. На самом деле оказывается в 2020 спада не было.
https://ma-research.ru/novosti-issledovanij/item/304-sbornye-gruzy-sokhranili-polozhitelnuyu-dinamiku-v-2020-godu.html Это интересно. «По оценке M.A.Research, в 2021-2023 гг. рынок автомобильных перевозок будет расти в среднем на 3,6% в год.» Это тоже в плюс, хотя и небольшой рост.
Дальше. Доля Глобалтрак увеличилась за два года до 2,2% от рынка, неплохо. Прогнозируют рост в связи с онлайн-коммерцией, это заказчики ГТРК, хотят на это сделать ставку. Хотят поднять выручку в 2,5 раза (до 2023? не очень ясно) за счет цифровизации и партнерских моделей.
Под цифровизацией имеют в виду в т.ч. и автоматизацию, не очень понятно, почему этого до сих пор нет, вроде бы крупная фирма, могли бы уже все автоматизировать. В общем, настроены на рост.
Теперь смотрим отчетность МСФО.
Баланс.
Снижение внеоборотных средств, рост дебиторки, долг не вырос, в целом роста бизнеса не видно. Не очень похоже на компанию роста.
ОПУ.
Рост выручки на скромные 5%, опережающий рост себестоимости на 11%, плохо. Общие расходы также растут на 10%, в итоге операционная прибыль очень сильно сократилась.
Отчет о движении денег.
Операционный денежный поток упал на 30% — плохо. Инвестиционный поток положительный, т.е. продали чего-то больше, чем купили — не очень логично для растущей компании. Погасили кредиты и выкупили свои акции — хорошо.
Операции со связанными сторонами
Выдали займы руководству 1,5 млн. Дебиторка почти 100 млн. Напрягают такие моменты, повод искать схематоз.
Вознаграждение руководству
Выросли на 20%, до 130 млн. Ну так себе результат. При прибыли в 67 млн в два раза больше платить руководству.
Себестоимость
Не очень понятна структура себестоимости. Расходы на топливо немного сократились, но сильно выросли расходы на материалы, зарплату и транспортные услуги (видимо, подрядчикам). Получается, часть заказов отдали на субподряд, но тогда неясно, почему не сэкономили на зарплате.
Общие и административные расходы
Сильный рост премий (понятно, руководству).
Финансовые доходы и расходы
В 2020 получили бумажную прибыль от курсовых разниц (в 2019 был убыток), так что на самом деле финансовый результат еще хуже.
Что получается в итоге. Компания заявляет стремление к росту, но не видно, что расширяет автопарк. Выручка растет, но себестоимость растет быстрее, прибыль падает. Менеджмент получает больше, чем инвесторы.
Макроэкономика — если представить, что тенденции на рост отрасли сохранятся, вряд ли будет расти выручка — конкурентов очень много. Себестоимость точно вырастет — топливо в 2021 явно будет дороже.
Вывод — драйверов роста пока не видно, можно последить за отчетностью.