Блог им. IBat

Как Яндекс наживается на людях, используя доминирующее положение

Всем привет.

Просто хочу поделиться мыслями. Вчера я прилетел в Москву, добираться до дома, разумеется, я решил на такси, заказав поездку на Яндекс Такси.

Тем временем, местные таксисты, опытным взглядом определив, что я собираюсь вызвать машину через приложение, стали на перебой предлагать мне доехать «за ту же цену, но без ожидания машины».

Разумеется, я отказываюсь от такого «выгодного» предложения, но задумался о причине повального желания таксистов подвезти «здесь и сейчас без приложения».

Начну из далека: все мы знаем, что неразумная налоговая политика мешает бизнесу развиваться. Высокие налоги стимулируют бизнес уходить в тень, занижать прибыль и платить серые зарплаты. Общество в целом проигрывает, социальное неравенство нарастает. Напротив, когда гос-во хочет стимулировать бизнес, оно может вводить те или иные налоговые льготы.

Примеры налоговых льгот для «маленьких» предпринимателей:
— 4% налог на прибыль самозанятых
— 6% налог по УСН

Обычно, таксопарки регистрируются как ИП и применяют УСН. Это позволяет малому бизнесу таксопарков заработать денег «в белую» и не быть наглухо задушенными налоговым бременем.

Но вот самому Яндексу на развитие страны до п**ды. Хотя, лично мое мнение, крупнейший бизнес должен ответственно относиться к стране, где он получает доходы.

А теперь главное: как агрегатор Я.Такси, пользуясь доминирующим положением, забирает себе 25% от стоимости поездки. Всего несколько лет назад комиссия агрегатора была 15%. Фактически, яндекс стимулирует уходить малый бизнес в тень и уклоняться от налогов, затормаживая тем самым развитие страны и правового общества, в котором большинство из нас хотят жить.

ФАС и правительству явно стоит озаботиться развитием конкуренции в цифровой сфере и уделить внимание цифровым монополиям.
★1
46 комментариев
Про льготы у Яндекса. Их нет. Льготы о которых вы говорите введены для продавцов софта. Яндекс платит налоги как все. 
Герман, 
В реестре Мин. цифрового развития
digital.gov.ru/ru/activity/govservices/1/
есть куча юр. лиц вида «Яндекс.Такси Технологии» «Яндекс.Вертикали Технологии» «Яндекс.БлаБлаБла Технологии»
Видимо, эти компании и есть продавцы софта для соответствующих юр. лиц «Яндекс.Такси» ...?
Сейчас нахождение в реестре и для льготы по НДС нужно, раньше еще для взносов в 14%.
avatar
Столько софта не продать :) это реестр льгот по соцналогу
Анастасия К, удалил инфо из поста о льготах для Яндекса. Нет времени разобраться досконально, а вводить в заблуждение аудиторию не хочу. Сам Яндекс не имеет налоговых льгот, в вот Яндекс.Такси, вероятно имеет или нет, пока нет возможности глубже изучить вопрос.
Владимир, 
Тут ситуацию объясняет Германовский комментарий «столько софта не продать».
С прошлого года в этом реестре можно и льготный налог на прибыль получить, если выручка от продажи софта 90% от общей выручки.
Но Яндексу действительно «столько софта не продать». Если у них каждый квартал миллиарды выручки, не смогут же они столько софта каждый квартал продавать от своих дочек вида «Яндекс… Технологии»
avatar
Владимир, «Разумеется, я отказываюсь от такого «выгодного» предложения,» ненормальный? Мог бы ещё 10% скинуть и машину поприличней оперативно выбрать, всегда так в Сочи с аэропорта уезжаю

«Примеры налоговых льгот для «маленьких» предпринимателей:
— 6% налог по УСН» — проиграл с льготы, самый конский налог что можно придумать
avatar
Герман, благодарю за комментарий. Разобрался глубже. Удалил из поста инфо о льготах для Яндекса. Их правда нет, не смотря на то, что он в реестрах ПО и технологичных компаний.
Вообще-то Яндекс не монополист, есть еще Гетт, Ситимобил и наверняка кто-то еще. Без Яндекса и компании вы бы платили сейчас 3000 таксистам за поездку из аэропорта, и поверьте, они бы вас точно не пожалели. Апелляция к правительству показывает лишь тот уровень доверия, которым вы наделяете этот институт власти, полагая, что он призван защищать ваши интересы.  
avatar
hestra, вы правы. С монополизмом погорячился. Скорее доминирующее положение. Относительно доверия к власти: я указал на зону ответственности власти, которая по моему гражданскому мнению, носит важный характер.
hestra, Полностью поддерживаю насчет таксистов. Помню времена, когда у них цены на проезд такие были- что за одну ходку прибыль на весь день зарабатывали. И не скинут ни копейки. А сейчас плачут, что яша их бедолаг обдирает…
avatar
hestra, без яндекса  и других агрегаторов у таксеров были свои договорнякм, в результате страдал массовый и небогатый клиент, который был вынужден платить конскую цену. Первый гвоздь в их гроб вбил «Аэроэкспресс», второй я надеюсь будет вбит в ближайшие годы, когда построят метро до подмосковных аэропортов. Во «Внуково» точно будет через два года. Плюсы очевидны — едешь без пробок и платишь копейки по сравнению с такси. Да, возможно тем, кто везет много вещей и любит ездить с комфортом, это не вариант, но по крайней мере появляется еще одна альтернатива. 
avatar
Помню, лет 20 назад я до шарика от метро на автобусе ездил и народу никого.) 
Алексей Т, Я так до сих пор и езжу, и народу никого, главное чтоб не пробка.
avatar
Simix, главное, чтобы не ночью, один раз попал, пришлось бомбиле платить…
яндекс забирает 25% (+\-). владелец машины, он же таксопарк еще берет 5%. вот и получается что водитель имеет примерно на 30% чем вы платите за услугу. Причем на частного водителя еще и все риски и затраты на содержание машины… Яндекс охамел на самом деле.
avatar
Вы пишите бред. Не было бы яндекса и таких сервисов. В такси не пошли бы обычные люди. Которые открыто работают. Раньше в такси 90% работали хапуги. Мошенники. Преступники. И охренено жадные люди. И хрен бы вы за те деньги что сейчас доехали до дому. При этом еще и не обварованным и целым. Как раз то сейчас такси стало с человечиским лицом. Платя налоги.  А садясь в серое такси. Что якобы бережет деньги. Не факт что все будет хорошо. Десять лет назад такси стоило столько же. Как сейчас. Именно работе софта. Снижаются издержки. Увеличивается доход. И идет движение капитала. А не как раньше. Сидели день. Чтоб получить своего клиента. А если пьяный. Ободрать. Глупость вы написали. 
дадашов фархад, разумеется, я не готов сесть в такси «в серую». Если что не так, ни кому не предъявить, не потребовать возмещение. Вместе с тем и Яндекс хорош по 25% снимать, тоже мало хорошего.
Владимир, + ещё кэшбэки за такси по карте, +Яндекс бонусы, или вообще полная компенсация поездки из аэропорта от Альфа-банка,, такое возможно только после поездки за безнал по карте. Поэтому садится в серое такси не только опасно, но и не выгодно
avatar
Technotrade, у меня яндекс бонусы капают. А вот про оплату поездок из аэропорта интересно. У меня ВТБ Привилегия, и никаких привилегий я чет не наблюдаю. Думаю о переводе валюты из ВТБ в Альфу и оформление там премиум пакета.


Владимир, все верно, мне 15 такси поездок дают по 2500 каждая, +когда их используешь ещё с каждой по 200-250₽ плюсами выходит по Яндекс уже системе бонусов. Итого примерно 30 халявных поездок в год 15 дорогих и 15 коротких ))))
avatar
Technotrade, остается разделить капитал между банками разумно)) думал так: индексный в ГПБ, рос акции в ВТБ, валюту в Альфе и рубли в Тиньке. И пользоваться премиум в каждом из по мере необходимости:)
Technotrade, P.S. сам из фин сферы и втираю своим премиальщикам, что на рынке идиотская ситуация: клиенту выгоднее разместить, например, по 3-5 млн в 3-5 банках, чем держать в одном 15. И получать свои фишки от каждого. С точки зрения привлечения клиентов и капитала это нерационально давать одни и те же бонусы людям с 3 и условно 15 млн активов.
дадашов фархад, просто подросло поколение, которое в февральскую вьюгу году так в 2005 за сто баксов из шарика до планерной не ездило с еще 2мя таким бедолагами
Ulf Raynor, А в начале 90-х полтинничек зелени был обычный тариф на какой-нибудь вонючей прокуренной рухляди)))
avatar
hestra, причем за эти 50 баксов кто-то вкалывал месяц
несколько лет назад приехал после 22-00 на жд вокзал г.Курска, таксист запросил на выходе 400 р. до центра, потом скинул до 250 р это предел, на остановке добрые люди подсказали, что ходит маршрутка до центра, которая отвезла меня за 12 р. и это заняло примерно 7 мин.
avatar
Не всё так просто.

Пункт раз:
Все поездки, заказанные c помощью сервиса Яндекс.Такси в России после 0:00 1 декабря 2017 г. (по местному времени), застрахованы на 2 000 000 ₽.

Пункт два:
У меня нет авто, я на такси много лет. Бомбилы до сих пор просят часто больше официалов (не только ЯТ), их расчёт, кмк, — схватить торопящегося или не знающего цен клиента и по сути обмануть, завысив цену в разы. Я как-то хотел доехать на таком (машина прям под боком стояла), он заломил цену втрое выше, я решил 5 минут подождать официала. Товарищ не расстроился и не торговался, видимо, его бизнес-модель работает.

Пункт три:
На основе разговоров с водителями ЯТ я сделал вывод, что яндекс стимулирует их брать все заказы плюс-минус (+даже доплачивает до какого-то минимума, если ехать близко и цена небольшая). С приходом ЯТ в мой город я могу доехать куда угодно в любую погоду. Бомбилы предпочитают исключительно сочные места, отказываясь ехать в другой конец города (далеко и там вряд ли кого поймает назад), через единственный мост в час пик и т.п. Судя по всему, ваш пример о том же — они оккупировали аэропорт и тупо ждут золотого клиента. Хитреца со смартфоном придётся возить за рыночную ставку, ну и какого-нить лоха легко подцепят за х3-х5.

Пункт четыре:
Общий сервис за последние 5 лет вырос в разы даже у конкурентов ЯТ. Больше нет раздолбанных жигулей, курящих/хамящих водил, гонок по городским улицам и цен, как будто тебя везут на лимузине на вручение Оскара.
avatar
Денис Г., классно сказано ) 

Денис Г.,
Больше нет раздолбанных жигулей, курящих/хамящих водил, гонок по городским улицам и цен, как будто тебя везут на лимузине на вручение Оскара.

Это в каком городе? В Нино например печаль печальная с тачками ят, в экономе прокуреные, как пепельницы калины/логаны с грязными салонами, только 1 из 10 тачек подъезжает в пункт назначения, обычно метров за 100-200 стоят. Комфорт/комфорт+  это также дичь, теперь по ят классификатору сраные киа рио это комфорт/комфорт+, вот так, те ложь ят начинается с самого заказа, где они обещают большой и комфортный авто а приезжает мелкая коробченка в которую на заднее сиденье при росте 1-85 тяжко залазить. А про необоснованное завышение тарифа? Это вообще дичь, порой бывает от моего офиса до дома ценник со 100 рублей вырастает в 6 раз. Раньше я топил что такси это удобно, но сейчас чаще беру свою тачку с паркинга, или просто хожу пешком. А еще служба поддержки ят стала хамоватой и предлагает решать проблемы напрямую с таксопарками с которыми у них заключены договора. Ну и стали они обращения удалять негативные, даже месяца история не хранится, приходиться все скринить.
avatar
mamont, Елец, Липецкая область. У нас комфорта нет вообще, поэтому авто за 1+ млн тоже в экономе :) Может для нас тарифы просто сопоставимы с з/п в других местах, поэтому люди более адекватные, а не те, кто больше никуда не устроился.
avatar
Денис Г., интересно в нино средняя получка по больнице 25-35к рублей, но городо конечно много больше
avatar
1. Яндекс не монополист на рынке такси. Есть ещё Сити, Гет, Диди, Убер, всякие региональные таксопарки тоже живы
2. Если бы комиссии для водителей были не выгодны — они бы не стали связываться с Яндекс. Разве нет?
3. Яндекс сделал такси дешевле и доступнее (удобство) для конечного потребителя. И заставил развиваться конкурентов. С приходом Яндекс было столько воя от таксомэнов, что стоимость поездки упала 😁

Ну и как бы ничто не мешает через приложение оставить водителю чаевых, если вы считаете, что его услуги стоят дороже. С них комиссия не берётся
avatar
ruswind, 
1. Да, исправил название темы (убрал слово монополия, заменил на доминирующее положение)
2. Согласен. Мудрое замечание.
3. Согласен. Сейчас, наверное, дешевле чем в 2010.

Спасибо за конструктивный комментарий:)
Владимир, про 2010-й не помню, а вот то, что цены после прошлогоднего роста более менее подошли только где-то к 2013-му — для моего города факт. Соответственно, где-то до начала карантинов цены были ниже, чем в 2013-м, причём процентов на 20-30.

Лет 10 назад таксисты как раз хвастались, как они бабло рубят, некоторые кредитную тачку чуть ли не за сезон выкупали :) Поезд халявы уехал, обида видимо осталась :)
avatar
ruswind, 
1. Если откроете инфу то увидите что ят просто стал работать с региональнвми таксопарками
2. Ахаха, а что есть другая альтернатива? На самом деле есть, кто то работает индивидуально, у кого то своя база заказчиков, но это все копейки
3. А вот тут главная ложь, ят делал такси дешевле чтоб народ перешел на ят и это произошло, теперь цены в ят растут не по дням а по часам, особенно умиляют тарифы повышенного спроса которые в большинстве времени стоят с 8 утра до 8 вечера
avatar
 опять вам мяса в миску не докладывают.
ладно, как раньше и здесь добирались я выше написал.
спишем на нашу дикость нулевых.
но так было везде. в той же греции сальные жирные греки устраивали тре и угар в афинах.
а про то, что 30% от выручки у человека, который на рынке труда есть нол ь без палочки много — откуда у молодежи столько сисилизма? как у девок под 60% берут — так норм. девки хоть красивые.
Контора гадкая: прочёл случай, как в одном городе такси стоило около 70 рублей, припёрся говнопоисковик, сделал такси за 50 рублей, а разницу доплачивал водителям из своего кармана, после банкротства местных таксопарков поднял цену до 140 рублей.
Числа примерные, но смысл понятен.

Кстати, они были замечены за сговорами с другими фирмами с целью недопущения повышения зарплат программистам. Любят выставлять себя современным бизнесом, а сами как-то не по-рыночному действуют.
avatar
V.V., рынок довольно свободный, это не отопление МКД или вывоз мусора. Если реально работать за 70, а ЯТ поставил 140, через день уже должны были создать новую фирму с адекватными ценами.

Я от водителей ЯТ слышал, что за дешёвые поездки им доплачивают, но халявы тут нет — с дорогой поездки потом больше заберут :)
avatar
V.V., ну почему же… очень по рыночному. Задуши конкурента и дои потребителя. Весь смысл бизнеса.
И при этом ят убыточен был
Кроме ят таксичты работают с другими агрегаторами, так что там тоже конкуренция.и да, ят дают машину и не дешёвую.
Я хочу сказать, что не будь при… уевших от жадности водил в аэропортах-вокзалах, которые еще и конкурентов не пускали с более низкими ценами яндекса там бы и рядом не было.
А тарифы яндекса с их комиссиями вообще копейками бы казались. Я принципиально не беру «местное» такси. Потому что по степени неадекватеости ценника, убогости машины и в довесок через губу говорящего водилу, который тебе словно одолжение делает я нигде ничего в России не видел.
Сергей Нагель, вот я тоже вспоминаю времена когда таксисты назначали грабительские цены у вокзалов.
Когда могли приезжему сказать 350, а потом говорить, что сказали 3150.
Когда было просто небезопасно тормозить бомбил.
Только агрегаторы сделали этот сектор белым и доступным в эконом классе
avatar
Но вот самому Яндексу на развитие страны до п**ды. 

Я бы отделял «большой» Яндекс от Яндекс.Такси, которое по сути является долевой компанией, где почти половина акций принадлежат Uber. 
ФАС и правительству явно стоит озаботиться развитием конкуренции в цифровой сфере и уделить внимание цифровым монополиям.
Зачем им это? У них все нормально — нефть через трубу качается, дворцы строятся, не барское это дело о челяди радеть.
avatar
Я часто пользуюст и общаюсь с таксистами. Есть среди них и нытики, и хитровывернуе (отмени поездку, брат, чтобы с меня этот яндекс процент не брал), но в целом люди плотно заняты и нормально зарабатывают: в декабре доход таксиста доходил до 170 т.р. по его словам. Смог бы он столько заработать без агрегатора? Многие признают, что не было столько заказов раньше, да и девочкам операторам тоже приходилось отстегивать. Поэтому вполне себе нормальные условия и сервис. Кто хочет — пользуется/работает, кто не хочет, ищет другие варианты.
Вы, как клиент, можете вместо яндекса поискать убер, ситимобил, вк такси или частника нанять, или на автобусе ехать — выбор есть под любые хотелки, он за вами
avatar
Максим Т, спасибо за адекватный комментарий и разумную позицию! Согласен

теги блога Владимир

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн