Блог им. vtvladim

Эссе про Россию, СССР и США

Эссе про Россию, СССР и США языком цифр

   Эмоции часто мешают объективности нашего восприятия. Особенно, когда предмет обсуждения затрагивает личное: ваш жизненный опыт, ваши юные годы, ваши личные отношения, ваши стереотипы, сложившиеся за прожитое время… Полезно в этом случае просто и, я бы сказал – тупо, посмотреть на цифры. В нашем мире уже давно считается и, в конечном итоге – переводится в цифры, практически все. Не надо здесь открывать диспут про чувства – я сейчас не об этом (хотя, с ними тоже не все так целомудренно, как может показаться на первый взгляд). То, что все уже давно считается и учитывается, мы в наши дни ощущаем непосредственно – в отношениях с государственными органами, с судами, с банками, с рекламой, с геолокацией, с видеонаблюдением и т.д. и т.п. Наш мир становится все более и более действительно цифровым. Поэтому дальше – без эмоций, сухо, только по фактам и цифрам.
   На сайте недавно была пара статей про сравнение РФ и США, СССР и РФ. Для меня, как человека, родившегося, получившего образование и первые годы рабочего стажа в эпоху СССР, эта тема не безразлична. Поэтому я решил освежить свои знания по этой тематике и посмотреть на цифры без эмоций. Думаю, многим будет тоже интересно взглянуть на эти цифры.
   Подчеркну  отдельно – для невнимательных и слабонервных в плане устроить по теме срач: Никого ни куда не агитирую. Привожу только цифры и описание их динамики. Без выводов. Я свои выводы уже давно сделал. Вы свои делайте сами.

   Была страна СССР, правопреемником ее стала РФ. Взглянем на этот процесс с самых общих макроэкономических показателей и посмотрим на соответствующую динамику таких же показателей экономики мира в целом, США, КНР и ряда других стран.
   ВВП (внутренний валовый продукт — не путать с президентом РФ) – один из самых важных показателей, характеризующий развитие экономики страны.
   ВВП СССР в период с 1970 г. по 1980 г. возрастал в абсолютном выражении, но доля ВВП СССР в общемировом ВВП сокращалась весь названный период. Про причины я писать не буду, кто в курсе, тому и так ясно, кто не знает – в двух словах объяснить трудновато. Отметим, что в 1970 г. доля ВВП СССР в общем объеме ВВП всех стран мира составляла 12,7 %.
Эссе про Россию, СССР и США

   Был ли этот период временем общего спада экономик других стран? Ответ дает следующая диаграмма:
Эссе про Россию, СССР и США

   Безусловно, напрямую «сращивать» показатели СССР и РФ некорректно. Я сделаю это упрощенно, на основании следующего предположения: в конечном итоге, весь НДС ложится на население – как конечного потребителя. Поэтому, склейку ВВП СССР и РФ упрощенно сделаем через количество населения в СССР и РФ. Понятно, что это не так корректно, как хотелось бы. Но склеивать показатели РСФСР и РФ напрямую также не совсем корректно.
   Динамика численности населения СССР и России:
Эссе про Россию, СССР и США

   К концу 1990 г. население СССР и России составляло примерно 287 млн. и 148 млн. человек соответственно (справочно: на начало 2021 г. численность населения РФ составляет 146,2 млн. чел.). Отсюда получим понижающий коэффициент для перерасчета ВВП СССР к ВВП РФ: 148 / 287 = 0,52.
   Тогда можно оценить ВВП России в 1970 г. в примерно 7 % от общемирового ВВП.
   Следующая таблица иллюстрирует динамику доли ВВП стран с наиболее развитой и мощной экономикой, выраженной в процентах к ВВП экономик всех стран. Эти данные показывают развитие экономики разных стран как в сравнении друг с другом, так и в сравнении с общей тенденцией развития человечества.
Эссе про Россию, СССР и США

   Отмечу тот факт, что общая доля указанных в таблице стран с 1980 г. до 2020 г. практически не изменилась (с 53,4 % до 56,1 %). Таким образом, можно констатировать, что в выбранной группе стран происходит перераспределение доли ВВП в пользу КНР и Индии, поскольку у остальных стран доля ВВП их экономик снизилась.
   Несмотря на разницу в динамике развития экономик разных стран, изменения, происходящие в структуре ВВП, имеют общую тенденцию: сокращение доли сельского хозяйства и частично – промышленности, рост доли услуг:
Эссе про Россию, СССР и США

   Такое изменение структуры ВВП связано, в первую очередь, с перераспределением добавленной стоимости между отраслями и с появлением инновационных технологий.
   Побочным отражением экономической ситуации, по крайней мере частично, можно считать демографические показатели и изменение численности населения в странах.
   На диаграмме ниже приведена динамика численности населения Земли в целом, КНР, США и России за период с 1970 г. по 2020 г.
Эссе про Россию, СССР и США

   За последнеи 50 лет население Земли в целом увеличилось на 112 % (на 4,1 млрд. чел.), КНР — на 74 % (на 612 млн. чел.), США — на 62 % (на 126 млн. чел.), РФ — на 12 % (на 16 млн. чел.).

   Ну и напоследок – немного общих соображений о происходящих в данный момент процессах.

   В условиях глобализации мировой экономики отмечается устойчивая тенденция снижения удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, техническая модернизация промышленности и быстрый рост отраслей сферы услуг. Таким образом, экономический рост в мировом масштабе связан с перемещением центра тяжести хозяйственной деятельности с сельского хозяйства на промышленность, а затем на сферу услуг, с одной стороны, а с другой – перераспределением структуры формирования добавленной стоимости (считай – прибыли) среди отраслей экономики. Промышленность по-прежнему остается важнейшей отраслью материального производства и продолжает обеспечивать развитие других секторов мировой экономики. Но все более существенное значение в развитии отраслевой структуры мировой экономики приобретают инновационные факторы. Инновационная политика государств и инновационная деятельность фирм под влиянием научно-технического прогресса кардинально меняют отраслевую структуру как национальных, так и мировой экономики. Это выражается, в частности, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями. Доходы населения, вовлеченного в инновационное производство за последние 25 лет выросли в 8-10 раз, а уровень доходов индустриальных рабочих и служащих за тот же период изменился значительно ниже. Можно сказать, что в экономике появился новый сектор, объединяющий систему отраслей, в которых добавленная стоимость многократно превышает стоимость исходного сырья. И в будущем, именно лидерство в этом секторе будет в основном определять конкурентоспособность и эффективность развития экономик отдельных стран.
   В мировой экономике семь наиболее развитых стран мира владеют 46-ю из 50 –ти основных макро-технологий, обеспечивающих конкурентное производство. На долю США приходится 20-22 макро-технологии, по которым они разделяют или держат лидерство в 14-ти, на долю Германии – 8-10, Японии – 7, Англии и Франции – 3-5, Швеции, Норвегии, Италии, Швейцарии – по 1-2. Объём мирового рынка наукоёмкой продукции в начале ХХI в. составлял примерно 2,3 трлн.долл.США. Из этой суммы 39 % приходилось на продукцию США, 30% — Японии, 16% — Германии, 0,3% — РФ. Стремление повысить конкурентоспособность национальной экономики и связанные с этим высокие темпы роста наукоёмкости ВВП в некоторых странах (Китае и Индии) привели к тому, что по некоторым направлениям эти страны перешли от модели догоняющего развития к лидирующему.
   Все перечисленные факты говорят о том, что в мировой экономике происходят существенные структурные сдвиги, связанные с широким развитием цифровых, IT и других новых технологий, лидерство в которых будет гарантом благополучия в будущем. И за это лидерство разворачивается не только экономическая и рыночная борьба. И не только на Земле. Вполне возможно, что страны – лидеры, которым удастся в ближайшие годы добиться наибольшего успеха в этом направлении, смогут получить такие конкурентные преимущества, которые обеспечат им существенно большее влияние (или даже монопольное) как в экономических, так и в других вопросах.

 




★2
48 комментариев
так и есть.просрали все полимеры при Ильиче угасание пассионарного импульса вследствие энтропии©

но может оно и к лучшему
Tуземец, Эти вопросы очень неоднозначные… Но просрали много чего, да…
Отличная статья, спасибо.
avatar
Очень сомнительно, мягко говоря, что ВВП РФ в 1990 составлял 2% от мирового, а уже в 1995 и далее 3,4 — 3,1%.
Либо ваша методика делить ВВП СССР пропорционально населению республик не верна, либо… все не верно)
Ян Карлович, Свой коэффициент перевода ВВП СССР к ВВП РФ я использовал только для 1970 г. Остальные данные по РФ с 1990 г. взяты из опубликованных данных. Я сам посчитал только долю ВВП РФ в 1980 и 1985 г.г через объемы ВВП РФ и мира, выраженные в млрд. долларов США.   
Китай не случайно стал фабрикой мира. Там сошлось и самая дешевая логистика и близость ресурсов и наличие редкоземельных элементов и большое количество рабочей силы и дешевая энергия от угля и гэс.
Для той же индии логистика уже не та.

В россии есть культ карго. Типа магическое производство. Построим фабрики и заводы и будем жить хорошо. Как в старину диды живали.

Но производства итак в избытке. Оно сверхэфективно и свердешевое в китае. Проще и дешевле в китае делать и в россию завозить. А в россии еще и зима. И расстояния большие… возить надо много и далеко.

Зима это вообще жопа. Ворует 2% ввп ежегодно. Еще логистика тырит 1%. И в результате как бы россия не старалась в экономике производства россия гарантированно проигрывает.
avatar
ves2010, Безусловно, в экономике Китая есть определенная специфика. Но основное — как мне видится — это государственная политика, вовремя сделавшая открытыми двери для инвестиций и технологий, и стимулирующая (через уровень зарплаты и положение в обществе) приток кадров в науку, медицину и образование. 
ves2010, Россия проигрывает в производстве Китаю и США из-за неээфективного использования энергоносителей. если бы добываемые в РФ ресурсы здесь же и применялись РФ заткнула бы Китай за пояс в два счёта
avatar
Как можно сравнивать ВВП разных стран? Как можно сравнить ВВП одной страны за разные годы? Сколько стоят ситцевые семейные трусы в России и в США? Сколько стоила клюква в России в 1995 году и сейчас?
avatar
КРЫС, Я же просил в тексте — не устраивать балаган. 
   Сравнение ВВП разных стран — абсолютно нормальная практика. Если вы знаете почему это некорректно — напишите об этом ведущим экономистам мира. Думаю, они с интересом прислушаются к вашему мнению.
   Что касается ваших пассажей про "… сколько и где стоит..." — Ну что сказать… Был о вас лучшего мнения… Если эта тема не дает вам покоя, то напишите об этом отдельную статью. Уверен, у вас получится достаточно хорошо. 
Владимиров Владимир,
1) Данные не совсем консистентны, насколько я знаю. Разные методики в разные годы и в разных странах.
2) Надеюсь, ВВП СССР переводили в доллары не по 60 коп :) Вообще, с этим большая проблема, кмк. Если только через потребительскую корзину попробовать.
avatar
Денис Г., По "… переводили в доллары не по 60 коп."… ?! 
Умеете вы рассмешить..
Данные брал в долларах США. Если вы  можете судить о несогласованности данных, то, наверное, знаете, что в литературе при сравнении показателей разных стран всегда используются доллары США. Я ничего из рублей в доллары не переводил. Все данные взяты из открытых источников в интернете.  
Владимиров Владимир, так это и не к вам претензия :)
avatar
Денис Г., ОК ))
   Но на самом деле — вопрос ничтожный. Не нравится вам эпоха СССР с его курсом доллара, возьмите тот же Китай. Там тоже будут вопросы из-за плавания курса юаня. 
   Это нормальная практика, когда такие макроэкономические показатели переводятся в доллары по средне годовому курсу валюты страны к доллару. Иного подхода трудно придумать. Естественно, что при этом предполагается, что курс перевода — рыночный. Но и само это утверждение также имеет известные «натяжки». 
Владимиров Владимир, у Китая этот курс хотя бы есть :) И внутренние цены. Вот в чём беда. Есть данные по производству товаров-услуг, но по сути нет их цен, ибо плановая экономика. Де-факто, СССР был чем-то типа распределительной системы, особенно ближе к концу, поэтому сравнивать, кмк, вообще нереально. Тем более, он был закрыт, это сейчас все статистики-бюджеты в интернете есть. Вдруг, там наоборот производство было ещё выше, чем показывают? :)

В плане методологии расчета никаких проблем нет.

Отнюдь. Даже в разные периоды РФ. Вы, например, в курсе, что развитые страны (и мы последние годы) в ВВП считают вменённый арендный доход? Смартлаб недавно оказался сильно не в курсе. Я даже в теории не представляю, как его посчитать без рынка аренды в принципе :)
avatar
Денис Г., Учет вменённого арендного дохода в расчете ВВП РФ — это достаточно спорный момент. Методологически — согласен, наверное это единственное различие в расчетах. Разговор об этом был начат лет 10 назад. Но, на самом деле, я бы не делал никаких выводов на эту тему, не увидев конкретные расчеты ВВП и способ подобной корректировки. 
   Основные причины, побудившие обсуждать этот вопрос — теневой сектор сдачи в аренду площадей, поиск возможности повысить показатель ВВП статистически… Ну, у нас инфляция статистически принижается, и что — цены ниже стали от этого? А к спорным моментам я бы отнес сам факт приватизации (т.е. фактически — дарение) жилплощади, чего не было в тех странах, в которых этот доход учитывается. Да и система государственных трансферов в РФ далеко не прозрачна и тогда их тоже имеет смысл считать… И уж если идти в этом направлении, то надо идти до конца — учитывать теневой сектор экономики, другие услуги, которые население оказывает себе само (а в РФ таких услуг много) и проч. В США народ практически не готовит дома, например…
   Мое мнение — это глупость. Но последнее слово должно остаться за специалистами. им виднее, как сделать нашу жизнь лучше. ))) 
Владимиров Владимир, Я ничего из рублей в доллары не переводил.
Экономика СССР была принципиально иначе устроена. Была госмонополия внешней торговли. Внутренние цены сильно отличались от мировых.
В СССР вообще иначе все было устроено, по сравнению с сегодняшним днем. Если бы Вы опирались на статистические справочники выпуска до 85 года, данные еще можно было бы принять, а вот в интернет эти данные просто выдуманы. В рамках идеологической борьбы, разного пиара, там размещена здоровая куча ахинеи. Опираться на нее — путь в никуда.

П.С. Просто посчитайте выпуск стали, кв метров жилья и т.д. Соц экономики СЭВ мы ведь тоже дотировали, продавали мы им отнюдь не по мировым ценам.
Евгений Петров, Какое отношение государственная монополия имеет к величине ВВП? Какое отношение отличие внутренних цен от мировых имеет к ВВП? Какое отношение тот факт, что «вообще все было иначе устроено» имеет к ВВП? Вы, извините, сами то можете сформулировать ответы на эти вопросы?
    Я не пользовался статистическими данными, размещенными на сайтах неких Ивановых-Петровых-Сидоровых. Данные взяты с сайтов как российских, так и зарубежных (международных) организаций, институтов и т.д. В рамках борьбы с идеологией (последнюю я постарался максимально избегать в статье) — какой источник данных надо использовать? Подскажите, буду признателен.
   Показатель ВВП, между прочим, как раз и был предложен, чтобы унифицировать общеэкономическое сравнение развития экономики разных стран, а также перестать «мериться» тоннами стали, кв. метрами жилья и т.д. Потому, что тонны, метры и кубометры — это лишь частичка экономики страны, далеко не отражающая состояние экономики. 
   Насчет дотаций — да, соглашусь. Но кто же их считал. Большинство дотаций и «братской помощи дружественным странам» было закрытой информацией. И если теоретически учесть этот момент, то величина ВВП СССР только увеличится. 
Владимиров Владимир,  Какое отношение государственная монополия имеет к величине ВВП? Какое отношение отличие внутренних цен от мировых имеет к ВВП? Какое отношение тот факт, что «вообще все было иначе устроено» имеет к ВВП? Вы, извините, сами то можете сформулировать ответы на эти вопросы?
Самое прямое. СССР имел три фин контура (условно каждый со своим курсом рубля) не пересекающиеся между собой — наличные (расчеты с населением), безналичные (расчеты между предприятиями), внешний рубль (расчеты с СЭВ).
В долларах в СССР ничего не считалось, СССР считал в рублях и в штуках. Внутренние цены (именно из-за госмонополии на внешнюю торговлю) отличались от мировых очень сильно в разные стороны. Поэтому если Вы хотите выяснить реальный ВВП, надо этот выпуск в штуках умножать на мировые цены этих штук. Причем на существенную часть этих штук мировых цен не было, т.к. структуры экономик разные. Нужна деталь в самолет, выпускается она только у нас, только для нашего самолета и на нее нет мировых цен.
Далее в США сектор услуг занимает 50 (может и 80 уже) процентов ВВП. У нас он напрямую не считался. Не сможете Вы у нас найти данные по услугам парикмахеров там, детских садов, ремонту обуви и т.д. Косвенно надо прикидывать все это. В США они через налоги вычисляются, а у нас они не входили в статистику.
Например мы дотировали общественный транспорт, образование, медицину и т.д. На градообразующие предприятия навешивали соц нагрузку (содержание дет садов, школ, больниц, строительство, инфраструктуру и т.д.). Экономика в принципе работала не так, как сейчас и не так как на западе.
Поэтому если Вы не берете оценку в штуках, т.е. кв метрах жилья (а при Брежневе, например, на треть число кв метров выросло), выпуск стали, чугуна, хлеба и т.д. то как бы что Вы берете-то? Продажи на внешний рынок? Ну вот до 90% нефтепродуктов мы гнали в СЭВ по дотационным схемам, в Вашем учете же будет отражено только 10% по которым у «партнеров» есть статистика.
какой источник данных надо использовать? Подскажите, буду признателен
Бумажные издания статистических справочников до 1985г. После 1985 можно не смотреть, в перестройку врать начали. Ну, можно программы съездов посмотреть, взять оттуда выпуски в штуках и перемножить на мировые цены.
И добавить туда сектор услуг, т.к. Британия, например, себе в ВВП включает проституцию и наркоторговлю (а раньше не включала, так что прошлые ее ВВП тупо не верны, методика оценки изменилась).

П.С. Вот Вы носитесь с долларом, а ведь он упал в 6 раз за крайние 30 лет. Все при нашей жизни… Золото стоило 300 дол в девяностых, а сейчас идет по 1700 за унцию. 85% стоимости долларом утрачено… Объективный показатель, безусловно, доллар по годам. :-)  Нужно — печатаем, не нужно не печатаем. К золоту все пересчитайте. А сначала в штуках. Вот будет намек на объективность. А анализ выдуманных цифр смысла не имеет…
Евгений Петров,  Причем здесь те объективные моменты про специфику экономики СССР, о которых вы написали. Я их понимаю прекрасно. Но у каждой страны есть своя специфика. И своя валюта, в которой считается объем продаж. Например, в Индии, Китае, Англии — там что, в долларах цены? Аналогично и про номенклатуру продукции. В нашей стране тоже много чего не производилось и не производится из тог, что производится в других странах. Показатель ВВП и позволяет сравнивать разные экономики. Для этого используется как само значение ВВП, так и его структура...
    Или вы хотите сказать, что сам показатель ВВП ни о чем не говорит? И его нельзя использовать? Ну, это ваше право — иметь такую позицию. Я так не думаю. А опровергать использование показателя ВВП в экономике — про это вам не мне надо писать, а экономическому сообществу…
Владимиров Владимир, Причем здесь те объективные моменты про специфику экономики СССР, о которых вы написали. Я их понимаю прекрасно.
Видимо все-таки не понимаете…
А опровергать использование показателя ВВП в экономике
Не ВВП, а источник данных по ВВП. И способ расчета ВВП в этом источнике.

А так я свои аргументы изложил, продолжать не буду.
Евгений Петров, Я вашу позицию понял. Если подскажите, источник с «правильными» данными — сбросьте, я с интересом погляжу. Спасибо за диалог.
Владимиров Владимир, ну как бы крыс намекает что методы подсчета разные для разных стран
avatar
ves2010, Как то он из-за угла намекает… По человечески то нельзя разве свою мысль высказать? Люди, конечно, разные....
   Проблема основная — в переводе величины ВВП из местной валюты в доллары США. В плане методологии расчета никаких проблем нет. 
   А вопрос в какой стране экономически выгоднее жить — лежит вообще в иной плоскости, и он не связан прямолинейно с курсами валют и стоимостью отдельных товаров и услуг. 
ves2010, 
Владимиров Владимир, чтобы не было балагана в комментариях — не надо устраивать балаган в топике...
А у вас именно балаган, о чем я вам и доложил. Не обижайтесь, но абсолютно нелегитимные расчеты.
avatar
КРЫС, Я не обижаюсь. Но вывод насчет вас я для себя сделал.
   А расчеты и цифры — они легитимные и взяты из общего доступа. Претензию можете высказать интернету и множеству литературных источников, из которых взяты данные. 
   И напоследок — у нас разное понимание слова «балаган».
Владимиров Владимир, вывода вашего боюс... 
Вы взяли цифры из инета и принялись их сравнивать, причем не заботясь о том, что сравниваете абсолютно несравнимое… Ну и квинтэссенция — это подобие ВВП, исходя из числа населения СССР и России.
В общем, балаган из экономики устроили, товарисч....





avatar
КРЫС, Выводов я как раз и не делал.
   А если вы читали текст, то «квинтэссенция» в ваших терминах использована только один раз — для перехода от ВВП СССР к ВВП РФ в 1970 году. Все остальные цифры — общедоступные и официальные. 
   Что в тексте сравнивается «несравнимое»? ВВП разных стран? Ну не подставляйте вы себя с этой глупостью. Это сравнение широко используется в макроэкономике. Население разных стран? Аналогично. Я еще не привел данные по рождаемости и смертности. Просто чтобы не накалять ситуацию. 
   Вот если бы сравнивалось изменение ВВП с изменением численности населения — тогда да, это было бы не сравнимое. 
   Такие ваши комментарии, честно говоря, провоцируют вопрос о вашем возрасте и образовании. Но я на провокацию не поддамся. )))
Владимиров Владимир, понятно. Очередной непризнанный гений…
Буду с удовольствием читать ваши опусы про сравнение ввп разных стран. ВВП, Карл… Даже не по ППС
И эти люди запрещают мне ковыряться в носу ©
Я б постыдился. Но гениям, видно, посрать.
Адью.
avatar
И самое интересное — сколько стоит минет в ночном клубе ЛАнхелеса и в кустах Ленинградки? И сколько стоит курс лечения от сифы после этого там и здесь?
avatar

КРЫС, 

Почему ты сравниваешь клуб и кусты? Минет в клубах масквабада = минет в клубах лосанджелеса. 
Минет в кустах лосанджелеса = минет в кустах ленинградки.
Так что тут ты вообще мимо кассы.

Далее самое интересное.
Курс  НОРМАЛЬНОГО лечения от сифы, да и от ЛЮБЫХ болячек, стоит ТАМ на порядок дороже.
Но ТАМ позволить его себе могут гораздо больший % населения, чем здесь.

Что мы и видим по средней продолжительности жизни, и по скорости убывания и угасания самого богатого и шикарно живущего народа, по-твоему мнению, и управляемого самым святым человеком на земле.

А вообще, логика у тебя распрекрасная.
Сравнивать вообще ничего не надо. 
И думать тоже. 
Все сделает путин.
На среднюю зарплату вы можете позволить себе миньет, и кучу макдаков, что вам еще надо? Ты говори прямо свою мысль. Зачем увиливать?
Ну и естественно, скромно умолчи про качественную старость, одежду, путешествия, возможность свободно мыслить и выбирать.
в РФ же это нахуй не надо, только миньет в кустах и макдак, этого на всех хватит и деревянный макинтош годам к 55.

Жить в хлеву на 3 копейки — это значит жить в хлеву на 3 копейки.
Никаких преимуществ это не дает, как бы не старался притянуть сюда миньет, клюкву, макдак и все остальное. 
Что и мы видим, по притоку прямых иностранных инвестиций в РФ. 
Никаких нормальных людей своим дешевых минетом в кустах и макадакам ты сюда не затянешь, только разгонишь последних еще терпящих этот хлев.

avatar
kiruha, то есть логика сравнивать теплое и мягкое тебе близка? Без меня.
И еще, прежде чем влезать — хотя бы пойми — о чем пишут, чтобы не притягивать сюда политговно и делать выводы за других.
avatar
Рекомендую к прочтению книгу Б.Кагарлицкого «Периферийная империя» там найдете все ответы «почему всё так произошло»
avatar
Откуда взяты цифры по ВВП СССР? И вообще, как можно его оценить при плановой экономике? Напомню, что ВВП — это не про то, сколько товаров было произведено, а про то, сколько их было продано на рынке. А как известно в СССР то рынка и не было
avatar
Union_Jack, Классическая формулировка ВВП: Валово́й вну́тренний проду́кт (англ. gross domestic product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления, использования или применения), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства
   Где взяты цифры по ВВП СССР? Ну вы если не совсем в курсе вопроса, то хоть погуглите перед тем, как писать и утверждать свое мнение. А то не удобно получается: мне — отвечать вам прописные истины, а вам — за оплошность…
Владимиров Владимир, ваши слова?

«Классическая формулировка ВВП: Валово́й вну́тренний проду́кт (англ. gross domestic product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг»

Я про то и веду речь, что в СССР рынка не было, посему выходит, что для него нельзя считать ВВП по вашему же определению
avatar
Union_Jack, Не надо понимать слово «рыночная стоимость» слишком буквально. В конце концов, рыночная стоимость — это не цена «на рынке» — как на месте, где сидят бабки и т.п., а цена, по которой осуществляется продажа. 
Владимиров Владимир, вы саму суть моего замечания не уловили. Не всё то что произведено, может быть включено в ВВП. Иногда это просто бесполезный и некому не нужный хлам. В конкурентной, рыночной экономике он попросту не будет продан, т.е. это прямые убытки производителя. В плановой он может быть продан из-за дефицита и отсутствия конкуренции. При появлении конкурентов продукт может так и остаться на складе. Так что в случае плановой экономики для расчета ВВП необходимо использовать иные критерии, нежели при рыночной
avatar
Union_Jack, Уважаемый. Наш диалог пошел в сторону определений, кто как понимает термины. А это редко бывает конструктивным.
   Посмотрите еще раз на формулировку что такое ВВП. Там есть слова о «предназначении для конечного потребления», но нет слов про «продано все и без остатка». Тот нюанс, о котором вы пишете, безусловно важен и имеет место, но оценивается он не через ВВП, а совершенно иным способом.

Здравствуйте.
Мне кажется в Ваши расчёты закралась громадная ошибка. Т.е. не на 5-10%, а гораздо больше. И началась она вот с чего.
«справочно: на начало 2021 г. численность населения РФ составляет 146,2 млн. чел.»
Цифра 146,2 если я не ошибаюсь, это официальные данные, которые расходятся с реальностью примерно так же как итоговый результаты едриной россии на «выборах».

avatar
yellow, Мне кажется, что нет смысла обсуждать официальные данные. Официальные данные — они на то и официальные, что по ним легетимно можно делать выводы. 
   А на уровне «мне кажется»… Одному кажется, что занижены, другому — что завышены...  Так эти двое никогда и не поговорят о сути друг с другом )))

ВВП России 2010: 1.63трлн $; в табличке выше 3.4% мирового ввп
ВВП России 2015: 1.36трлн $; в табличке выше 3.2% мирового ввп
Это мировой ВВП упал, получается за эти 5 лет, по вашей табличке?

avatar
dbndbn, Хороший вопрос. 
   Данные по долям стран в общемировом мировом ВВП брал от сюда:  https://svspb.net/danmark/vvp-stran.php
Это расчеты МВФ в ППС млрд. долл. США. Для РФ 2010 г - 3038.7, 2015 г. - 3526.2. Из этих цифр и посчитаны доли, на сайте можно сделать такой расчет. Цифры, которые вы привели у меня тоже есть. В разных источниках они немного отличаются. Например, для 2010 г. — от 1539.8 до 1633.1. Но это не цены ППС, а действующие. 
   Вы видимо нашли этот источник данных:

РФ ВВП, млрд. долл.
2009 1 307.93  
2010 1 633.11 24.86%
2011 2 046.62 25.32%
2012 2 191.49 7.08%
2013 2 288.43 4.42%
2014 2 048.84 -10.47%
2015 1 356.70 -33.78%
2016 1 280.65 -5.61%
2017 1 575.14 23.00%
2018 1 665.23 5.72%
2019 1 702.50 2.24%
2020 1 464.08 -14.00%

В данном случае, (понятно, что мировой ВВП не упал, а вырос с 66272.6 млрд. долл. США в 2010 г. до 74985.7 в 2015 г., в действующих ценах) такое изменение доли РФ связано с расчетами через ВВП в ППС. Более глубоко не готов сейчас прокомментировать. 




Владимиров Владимир, вопрос снят — одно слово ППС достаточно было указать в статье 
avatar

Даже слова такого слова «ВВП» в СССР не было. 

Национальный доход СССР в 1970 году был равен 433.4 млрд. долл., занимал 2е место в мире. Доля национального дохода СССР в мире составила 12.7%.
Национальный доход на душу населения в СССР в 1970 году составил 1 789.0 долларов, занимал 36е место в мире и был на уровне Пуэрто Рико (1 748.9 долларов), Брунее (1 736.0 долларов).
Национальный доход на душу населения в СССР был больше, чем национальный доход на душу населения в мире (924.4 долларов

Национальный доход СССР в 1983 году составлял 993.0 млрд. долл., занимал 3е место в мире. Доля национального дохода СССР в мире составляла 7.8%.

Национальный доход на душу населения в СССР в 1983 году составлял 3 658.0 долларов, занимал 57е место в мире и был на уровне национального дохода на душу населения в в Иране (3 632.7 долларов), был больше, чем в мире (2 726.3 долларов) на 931.7 долларов.
Национальный доход СССР был больше, чем национальный доход Китая (323.4 млрд. долл.) в 3.1 раз, национальный доход Индии (221.9 млрд. долл.) в 4.5 раз, национальный доход Турции (86.1 млрд. долл.) в 11.5 раз, национальный доход Польши (75.9 млрд. долл.) в 13.1 раз, национальный доход Финляндии (49.8 млрд. долл.) в 19.9 раз, национальный доход Румынии (47.7 млрд. долл.) в 20.8 раз, но был меньше, чем национальный доход Японии (1 246.3 млрд. долл.) на 20.3%.

Национальный доход СССР в 1990 году составлял 790.9 млрд. долл., занимал 7е место в мире. Доля национального дохода СССР в мире составила 3.5%.

Национальный доход на душу населения в СССР в 1990 году составил 2 748.0 долларов, занимал 87е место в мире и был на уровне Уругвае (2 874.5 долларов), в Ботсване (2 819.4 долларов), в Бразилии (2 773.7 долларов). был меньше, чем национальный доход на душу населения в мире (4 300.5 долларов) на 1 552.5 долларов.
Национальный доход СССР был больше, чем национальный доход Китая (413.3 млрд. долл.) на 91.4%, национальный доход Индии (324.8 млрд. долл.) в 2.4 раз, национальный доход Турции (212.2 млрд. долл.) в 3.7 раз, национальный доход Финляндии (137.5 млрд. долл.) в 5.8 раз, национальный доход Польши (63.6 млрд. долл.) в 12.4 раз, национальный доход Румынии (40.7 млрд. долл.) в 19.4 раз, но был меньше, чем национальный доход Японии (3 156.8 млрд. долл.) на 74.9%.

Можете сопоставить свои расчёты

avatar
MPlus, Я своих расчетов ВВП не делал. Все использованные в статье данные — официальные и взяты из официальных источников. Что мне надо сопоставить в данном контексте? 
    С какой целью вы написали мне эти данные, можете пояснить? Вас что-то не устраивает в тексте? А может, просто не внимательно прочитали? )))
ВВП СССР, 1970-1990
год ВВП, млрд. долл. ВВП на душу населения, долларов ВВП, млрд. долл. рост ВВП, % доля СССР в мире, %
текущие цены постоянные цены 1970 в мире в Европе в Восточной Европе
1970 433.4 1 789.0 433.4   12.7 31.3 85.6
1971 455.6 1 863.0 456.0 5.2 12.1 29.8 85.2
1972 515.8 2 091.0 468.8 2.8 11.9 28.7 85.1
1973 617.8 2 482.0 505.0 7.7 11.7 27.6 85.3
1974 616.6 2 455.0 529.2 4.8 10.3 25.3 84.1
1975 686.0 2 708.0 543.1 2.6 10.3 24.5 84.7
1976 688.5 2 695.0 576.6 6.2 9.5 23.8 83.7
1977 738.4 2 866.0 606.4 5.2 9.1 22.8 82.5
1978 840.1 3 233.0 637.3 5.1 8.7 21.6 82.6
1979 901.6 3 440.0 658.7 3.4 8.1 19.6 82.7
1980 940.0 3 556.0 691.0 4.9 7.6 18.4 84.0
1981 906.9 3 400.0 727.6 5.3 7.2 19.6 82.7
1982 959.9 3 568.0 783.3 7.6 7.7 21.0 82.0
1983 993.0 3 658.0 819.7 4.7 7.7 22.0 82.1
1984 938.3 3 426.0 852.9 4.0 7.1 21.7 82.1
1985 914.1 3 308.0 864.9 1.4 6.7 20.7 81.3
1986 851.3 3 052.0 878.2 1.5 5.4 15.3 78.7
1987 800.5 2 844.0 896.4 2.1 4.5 12.2 77.1
1988 783.8 2 761.0 943.1 5.2 4.0 10.9 75.9
1989 782.1 2 734.0 1 007.2 6.8 3.8 10.7 75.4
1990 790.9 2 748.0 1 092.0 8.4 3.4 9.0 86.5

Например, вот эта таблица. Вы привели данные из нее. Я ее и использовал для периода СССР...
   Если бы вы выразили свою мысль более четко, то я мог бы ответить на ваш вопрос (сомнение). А сейчас получается — мне надо сначала догадаться что вы имели ввиду и почему…

теги блога Владимиров Владимир

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн