Блог им. Koleso

Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений Мортимер Адлер.

Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений

Мортимер Адлер.
Электронная книга https://t.me/kudaidem/1429

Чтобы настроиться на «волну» автора и понимать больше, требуется умение читать активно. Именно для этого написал свою книгу Мортимер Адлер, американский философ, редактор и преподаватель, всю свою жизнь посвятивший тому, чтобы научить людей любить и понимать книги.

Эта книга — эталон постижения культуры и качества чтения великих произведений мировой литературы.

Мортимер Адлер привел огромное количество доводов, практических советов, списков литературы, чтобы погрузить Вас в мир чтения, привить культуру и самое главное качество чтения.

У автора это получилось, на очень высоком литературно-просветительском уровне.

 

Книга делится на три условные части.

Уроки чтения не художественной литературы, уроки чтения художественной литературы и взаимоотношения читателя – книги – общества.

Что касается первой части — чтения не художественной литературы, это труды по математике, физике, философии, многих других наук и областей знаний, то автор приводит два схематических примера чтения, разбирая каждый пункт из этих частей.

Основной лейтмотив данной части – читатель должен понимать, что читать такую литературу стоит для постижения, познания основных идей автора.

Причем читать нужно не только выбранную читателем книгу, но и досконально разобраться во взглядах автора, посредством чтения смежных книг, т.е. при чтении трудов Энштейна, стоит читать и более ранние предшествовавшие труды — Ньютона, Лейбница.

Причем читать стоит начинать с более ранних трудов, чтобы не нарушать цепочку событий, цепочку в которой последний пришел именно к данному выводу, данной мысли. Например, цепочка познания выглядит примерно так: Евклид-Архимед-Ньютон-Эйнштейн.

 

Вторая часть книги – введение в культуру, именно, культуру чтения художественной литературы через чувства, сопереживания, взаимоотношение персонажей, погружение во внутренний мир, созданный автором.

 

Третья и заключительная часть рассматривает чтение в глобальном смысле.

Автор делает много умозаключений, а также приводит параллель между свободой мысли и демократическим обществом, обществом открытым и либеральным.

 

Мортимер Адлер выступает за повышение внутренней культуры человека посредством чтения. Это делает человека более застрахованным от манипуляций и более независимым.

Автор глубоко убежден, что свобода мысли приходит через качественное чтение, что приводит к свободе выбора.

С появлением Интернета, изменилось отношение к чтению.

Если вы ловите себя на мысли, что часто не можете вникнуть в суть произведения и понять, что хотел донести до вас автор, значит, пора учиться читать правильно!

Давайте выработаем привычку читать.

Навыки чтения требует постоянных тренировок, как и мышцы нагрузок.

 

В начале, разберемся, в чем же состоит суть процесса – чтения.

Глава 1. Умеем ли мы читать и зачем нам это нужно?

Весьма ободряющий факт: каждый из нас может понимать книги абсолютно любой тематики!

Но, мало кто знает о правилах, помогающих читать осмысленно.

Книги дают нам возможность совершенствоваться и получать необходимые знания по работе.

Если мы хотим понять какой-то текст, то первое, к чему стоит приступить, – это выделить в нем ключевые слова и разобраться с их значениями.

 

Вот, к примеру, само слово чтение. Что это такое? Обозначим его как процесс понимания человеком того, что имеет форму знаков или слов.

Чтение тем качественнее, чем более оно активно.

Чтобы читать качественно, нужно постоянно практиковаться.

 

Есть три причины, которые заставляют нас брать в руки книгу:

 – мы хотим развлечься;

– нам нужна информация;

– нам необходимо что-то понять.

В соответствии с этим нужно выбирать «правильные» книги и брать от нее самое лучшее!

Таким образом для каждого из нас выделяются тексты простые, не требующие усилий в понимании, и сложные, над которыми нужно подумать.

И чтобы идеально понять, что же имел в виду автор, необходимо сделать главное – приблизиться к его уровню.

В книге выделяют не только ключевые слова, но и предложения.

 

Рассмотрим, например, такое: чтение – это учеба.

Под учебой в данном случае понимается процесс получения новых знаний.

Выходит, что чтение – это не гарантированное появление мастерства, а приобретение чего-то нового. Мастерства, конечно, достичь можно, но только в случае применения специальных методик и путем постоянных тренировок.

И если мы хотим стать мастерами, нам следует читать именно для понимания.

Только в чем основное отличие такого чтения от чтения ради информации?

Информация – это просто некоторый факт. То, что мы принимаем к сведению.

Понимание же – это добавление некоторой ясности, умение сравнивать данное явление с другими, знание его природы. Такие нюансы и составляют понимание. Это осознание того, что хотел донести автор, почему он сказал так, а не иначе.

Мало просто пересказать то, о чем вы прочли, необходимо вникнуть в суть, разглядеть неуловимые связи и расставить их по полочкам в своей голове. Высокий уровень чтения предполагает вовлеченность в смыслы, а не простое принятие к сведению фактов.

Но, вы не обязаны читать только для понимания!

Каждому чтиву свое чтение – просто научитесь разделять, какое произведение заслуживает глубокого анализа, а из какого вы вынесете только информацию.

 

Глава 2. Чтение и слушание – в чем их отличие?

Чтение, так же как и процесс слушания, всегда неразрывно связано с мышлением. Без мышления человек не может читать активно, он просто «проглатывает» книги, что не ведет к повышению качества. Начитанность ведь тоже бывает разной. Можно прочесть множество книг, но вот вопрос: сколько из них вы действительно поняли?

Мышление – это очень серьезно, но давайте определим, чем же чтение отличается от слушания. Все просто – во втором случае мы контактируем с человеком, который находится рядом с нами. Мы можем задавать ему вопросы, вести диалог. Но когда мы читаем, мы общаемся с человеком, которого нет поблизости.

Реальные учителя ведут нас по жизни, находятся рядом, показывают путь к цели, объясняют, на что обращать внимание.

Слушание, безусловно, имеет место быть, но только если это не полное дублирование учебника. Среди учителей можно выделить главных. Это касается и книг.

Главенство их состоит в том, что они несут уникальные знания или открытия.

То есть те, которые ранее никто не совершал. Эти оригинальные знания наиболее ценны, и нужно получать их как из книг, так и путем общения с главным учителем. От вас при этом требуется только одно – внимательное слушание и активное, качественное чтение.

 

Вывод  – хотите достичь высот, учитесь у главных учителей и по главным книгам.

 Да, читать их довольно сложно, но они все равно доступны абсолютно каждому, кто готов искренне приложить усилия.

Прочитав великую книгу, мы становимся на путь приобретения истинного знания.

К слову, великие произведения чаще всего называют классикой. И не только художественной.

Как же быть тем, кто уже окончил обучение?

Для этих людей есть выход – учиться по книгам, или практическим руководствам. Читая книгу, достигать совершенства сложнее, но это вполне реально. Требуется исключительно ваше желание.

 

Глава 3. Еще немного об образовании.

Тестирование не подразумевает активного чтения для понимания. Тесты никак не способствуют познанию и гибкости мышления.

 

Сразу же приступать к классике не нужно, скорее всего, вас постигнет разочарование. Можно просто начать изучать хорошую прозу. На первых порах этого вполне достаточно.

В великих книгах прошлого можно найти ответы на многие вопросы современности. Все эти книги – труды ученых, художественная литература – наше культурное наследие.

Каждый из нас должен помочь себе сам – а именно захотеть меняться.

Выработайте привычку читать и помогите в этом своему ребенку, своим друзьям. Однако предварительно стоит ознакомиться с правилами чтения.

Вы легко определите, насколько велики ваши усилия – при правильном вдумчивом чтении вы должны почувствовать…– усталость.

Потому что чтение – это работа, это труд, который требует умственных затрат. Более качественное чтение заключается и в том, что у вас начнет появляться желание делать какие-то заметки, отмечать спорные или непонятные предложения, записывать свои мысли по поводу прочитанного.

Перейдем, к рассмотрению самих правил чтения.

 

Глава 4. Правила аналитического способа чтения.

 Осваивая определенный навык, в том числе и навык чтения, вам нужно сначала овладеть его составляющими, чтобы в дальнейшем объединить их в одно целое.

Так, например, когда вы учитесь танцевать, сначала вы узнаете о пяти позициях в хореографии, затем отрабатываете постановку корпуса, а далее учите определенные движения в той последовательности, в которой их дает тренер. Так из малого выходит в итоге навык, который в дальнейшем можно развить до мастерства.

Чем больше у навыка правил, тем он сложнее, но этого не нужно бояться. Поверьте, что в итоге вам воздастся сполна за потраченные усилия!

Когда вы овладеете навыками чтения, вы уже перестанете думать о них и наконец-то будете получать истинное наслаждение от книг.

 

Способов чтения можно выделить три: – аналитический; – синтетический; – оценочный.

Первый способ предполагает движение от целого к частному,

второй – от частного к целому,

а третий подразумевает критику и дает право читателю выразить свое согласие или несогласие с автором.

Способы один и два помогают предельно точно и полно понять произведение. Третий способ же немного выделяется, поскольку к нему обращаются уже после понимания. Каждый из способов включает в себе несколько правил. Пользуясь правилами чтения, не забывайте, что они касаются всей книги в целом, а не коротеньких ее отрывков.

Мало прочитать пять страниц из одной книги, а на следующий день пятнадцать из другой. Так вы не получите целостной картины и только зря потратите время.

Чтобы читать максимально качественно, полезно будет одновременно работать с несколькими книгами одной тематики, уметь связывать их и рассматриваемые в них проблемы. Такое чтение называют расширенным. В нем-то и нуждаются великие произведения, потому что многие из них имеют самые разные отсылы друг к другу. Более того, правила в первую очередь относятся к книгам, которые направлены на расширение познания, на обучение.

Чтение художественной литературы несколько отличается. Но не беспокойтесь: романы, новеллы и стихи мы ни в коем случае не оставим в стороне!

Пока же обратимся к аналитическому способу чтения и разберемся, какие правила действуют на его уровне. Как вы уже поняли, сейчас нас интересуют труды историков, философов и подобные научные работы. Вы должны понимать, что читать абсолютно одинаково поэзию и экономические труды невозможно.

И вот оно – правило номер один: прежде чем приступать к чтению, заранее определите, что за книга лежит перед вами. Отличить художественную литературу от научной вам помогут заголовок, подзаголовки, оглавление, вступительная статья и аппарат издания в целом.

Нехудожественные книги обычно делят на теоретические (которые содержат информацию о факте) и практические (которые учат что-то делать).

К последним относятся, например, справочники медицинской сестры и книги по кулинарному искусству.

В теоретических книгах вместо упора на действие, которое выражают глаголы «должен», «может», идет упор на существование объекта, на что указывает глагол «является».

Теоретические книги могут быть историческими, естественнонаучными и философскими. Исторические затрагивают вопросы, связанные с тем, когда и при каких обстоятельствах происходили те или иные события. Если в книге говорится о чем-то, что выходит за пределы вашей повседневной жизни, значит, перед вами научная книга.

Философы же опираются, как правило, на повседневный опыт. Опытный читатель может также отметить, что в этих трех типах книг используются разные принципы аргументации, и мы тоже поймем это, когда немного попрактикуемся.

Быстро отличать книги и безошибочно разделять их сначала довольно сложно, но всему этому может научиться каждый.

 

Правило номер два аналитического способа чтения звучит так: вы должны уметь передавать суть книги буквально в нескольких предложениях.

Как это сделать? Нужно научиться определять тему и основную мысль произведения, понять целостную структуру книги.

Это правило тесно связано с третьим, которое призывает вас определить все составляющие книги и их последовательность. Представьте книгу как целое и части.

Чем-то книга может напомнить вам дом: окна и двери расположены именно здесь, а крыша не заканчивается где-то посередине второго подъезда. В книге, как и в доме, нет ничего лишнего, у всего есть свое определенное место.

Великие произведения содержат самую четкую и прозрачную структуру, и это еще одна причина, которая должна убедить вас читать лучшие произведения.

Часто автор книги рассказывает о ее сути в предисловии или сразу же на титуле. Однако это не значит, что нужно слепо верить написанному и не позволять себе мыслить шире. Чтобы понять истинную суть, необходимо прочесть книгу от начала до конца.

Не пугайтесь, если ваше представление отличается от мнения автора или от мнения ваших друзей, которые тоже читали книгу.

Второе и третье правила обычно рекомендуется использовать одновременно, потому что целостность книги и ее сложная структура тесно взаимосвязаны.

Пытаясь вникнуть в суть, вы волей-неволей станете разбираться и с частями, из которых состоит книга. Немного упростим понимание и попрактикуемся. Представьте, что прочитали какое-то произведение. Сначала определитесь, какой теме оно посвящено. А теперь раскладываем все по полочкам: замысел выражен в трех частях.

В первой части говорится о таком явлении, вторая затрагивает другое явление, а в третьей речь идет о том-то. В части один можно выделить два раздела, каждый из которых посвящен тому-то. А внутри каждого раздела есть несколько утверждений. Так выглядит правило в идеале, но поскольку достичь идеала трудно, даже просто приближенное выполнение этого задания уже говорит о вашем старании.

Обращайте внимание и на деление текста по главам, но это план именно автора, а вам необходимо выработать свой, и при этом он не обязан полностью совпадать с оригиналом.

Теперь можно обратиться к четвертому правилу, которое требует от нас понимания проблем, затронутых в книге. Попробуйте понять, какие вопросы задавал себе автор по мере написания своей работы.

Какая проблема в ней главная, а какие рассматриваются поверхностно, какие ответы даются на вопросы.

Вопросы могут быть теоретическими (что это? какими чертами оно обладает?) и практическими (какую преследуют цель? что нужно сделать, чтобы ее достичь?).

Разобравшись с этим, вы можете похвалить себя – вы освоили первый способ чтения книги, а это значит, что самое время приступить ко второму способу – синтетическому.

 

Глава 5. Четыре правила синтетического способа чтения.

Правило номер один на этом этапе касается определения ключевых слов.

Коммуникация состоится только тогда, когда вы поймете, какое значение автор употреблял при их использовании.

Необходимо при этом не просто понять само слово, но и выяснить, что же стоит за ним, какая передается мысль.

Интерпретация – вот главный момент синтетического чтения.

Крайне важны грамматика и логика, без них вы не сможете качественно прочесть книгу. Всегда помните о том, что язык не самое совершенное средство для передачи мыслей, но автор делает все возможное, чтобы вы поняли его именно так, как нужно, не спотыкаясь о многозначность.

Кстати, обращайте внимание и на то, книгу какого века вы читаете.

Многие слова в контексте XIX века имели иное значение, нежели сейчас.

Ключевыми словами в книге являются те, которые нельзя назвать обыденными.

В трудах по геометрии ключами будут такие слова, как точка, отрезок, прямая.

В экономике это могут быть термины товар, услуга, капитал.

После того, как вы определились с ключевыми словами, попробуйте понять, всегда ли они используются только в одном значении или же этих значений несколько.

Следите, как значение меняется в зависимости от контекста, отмечайте сложные места. Повторимся, что пометки – это очень важная составляющая проработки текста, их можно делать как на полях, так и в блокноте.

Если же какой-то термин остается вам непонятным, обратитесь к словам, которые его окружают и в понимании которых вы точно уверены.

Путем проб и ошибок вы наконец устраните неясности и в дальнейшем вам будет гораздо проще работать с текстами. Полезно также составить словарь авторских выражений и терминов. То есть, выделяя ключи, выпишите их в одну колонку, а в соседней колонке отметьте различные значения – так вы увидите, чем отличается словарь автора от терминологии.

 После того, как вы поработаете над словами, переходите к словосочетаниям, а после них – к предложениям. В предложениях содержатся некие утверждения о том, что автор считает верным, а что – ложным.

Здесь в силу вступает второе правило, а вместе с ним и третье.

Оно заключается в том, как автор аргументирует свои позиции, ведь далеко не всему мы должны верить на слово. Человеку всегда нужно понимать, как и из-за чего одно явление связано с другим. Без аргументации текст сложно назвать качественным, он будет содержать лишь набор домыслов. Из чего состоит аргумент? Опять же из нескольких утверждений, которые, как правило, могут занимать даже целый абзац.

Понять, что перед вами аргумент, можно по таким маркерам, как «то есть», «значит», «из этого следует». До аргументации читатель доходит, когда делит книгу на части.

Найдя аргументы, попробуйте понять, из каких утверждений и терминов они состоят.

Под утверждениями понимают ответ на вопрос, те знания, которые автор хочет донести до нас. Нетрудно исключить из утверждений вопросительные предложения и предложения с намерениями автора. Таких предложений в тексте может быть много, и на данном этапе прорабатывать их не нужно.

Чем предложение сложнее, тем больше утверждений оно может в себе нести. Более того, в сложных предложениях утверждения могут быть поданы как аргументы. Одно утверждение может быть выражено несколькими предложениями, а в одном предложении может быть несколько утверждений.

Поэтому проводите анализ, разделяйте предложения на сложноподчиненные и сложносочиненные, не жалейте времени и сил на детальный разбор.

Иногда автор сам помогает читателю найти главные предложения. Он может предупреждать об этом прямо, говоря о том, что сейчас будет важное замечание. В некоторых случаях такие предложения могут быть вынесены в отдельный блок, выделены курсивом и т.д.

Важные предложения тесно связаны с аргументами и могут нести в себе какие-то выводы.

После выявления таких предложений вы должны выделить в них утверждения, и здесь вам помогут термины, которые вы уже нашли, когда работали над ключами.

Не забудьте уделить внимание работе над абзацами. Многие из них содержат второстепенную информацию, которая, по сути, не играет для вас роли. Это значит, что сосредоточиться необходимо только на тех абзацах, в которых автор излагает основную аргументацию.

Вы можете даже использовать предложения не из одного абзаца, а из нескольких, которые в сумме составят один аргумент. Конечно, чем больше книга, тем сделать это сложнее, и чтобы собрать аргумент, придется пролистать множество страниц. Однако на то великие книги и названы великими.

В них чаще всего содержатся либо пояснительные главы, либо выводы – автор уже делает за вас половину работы, облегчая понимание.

Теперь настал черед последнего правила второго способа чтения, и выполнить его после того, что вы уже совершили, не так сложно.

Проверьте, правильные ли выводы вы сделали, прочитав книгу. Спросите себя: какую проблему решал автор?

Насколько успешно ему это удалось? Так постепенно вы перейдете к третьей стадии – оценочной. На данный момент у вас уже достаточно опыта, чтобы позволить себе как бы поспорить с автором.

 

Глава 6. Оценочный способ чтения.

Автор в своей книге либо убеждает вас в чем-то, либо вы отказываетесь ему верить – это ваше абсолютное право.

Однако не стоит так сразу отвергать мнение автора и все его аргументы.

Прежде чем критиковать, нужно выстроить свою четкую позицию и обосновать, по каким именно причинам текст вас не убедил.

Первое правило на оценочном способе чтения – никогда не спорьте, не дочитав книгу до конца и не убедившись, что все поняли правильно.

 Только качественно выполнив первый и второй этапы чтения, вы можете приступать к критике. Сделав исключительно все возможное для понимания, но так ничего и не прояснив, вы можете сказать, что книга несовершенна.

Однако чаще всего, если речь идет о великих произведениях, дело все же в вас. Помните, что многие книги авторов связаны между собой.

Порой прочтение и понимание одной книги невозможно без чтения другой, в которой содержатся ответы на возникшие вопросы.

Второе правило гласит, что нет смысла спорить, если вы заранее знаете, что ошибаетесь. Нужно понимать, что из любой книги вы получите новые знания, а если с чем-то не согласны, сначала обратитесь к фактам. Проще говоря, не нужно спорить с автором просто ради того, чтобы поспорить.

 

Третье правило оценочного чтения – примите как данность, что мнения разных людей могут не совпадать. И это вполне решаемо.

Обычно большинство несогласий легко можно устранить. Попробуйте глубже оценить произведение, возможно, вы все же чему-то сможете научиться и в итоге изменить свою позицию. Кроме того, старайтесь оценивать именно книгу, а не автора, который ее написал, у которого, как и у вас, тоже может быть собственное мнение.

Обычно читатель не соглашается с автором по нескольким причинам. Ему может показаться, что у автора не хватает знаний, нет достаточной аргументации и он не может мыслить логично. Однако прежде всего стоит понять, насколько верной информацией по проблеме обладаете вы сами и насколько логично при этом можете мыслить именно вы.

 Опять же, всегда помните, когда именно была написана книга. Возможно, вы читали работу по биологии, написанную тогда, когда автор действительно не обладал всеми знаниями, которые есть сейчас. Просто потому, что многое еще не было исследовано и доказано. Согласитесь, что это недостаточный аргумент, чтобы сказать о труде, будто он плох.

Пройдя через три первых правила, переходите к последнему, четвертому.

Теперь вам стоит решить, выполнил автор свои задачи или нет, раскрыл ли заявленную проблему. Скорее всего, вы ответите утвердительно, хотя во многих произведениях автор сам говорит о том, что его исследование еще не окончено.

Будьте внимательны, формируя свое мнение, всегда помните о том, что имеете право и на несогласие. Итак, вы узнали обо всех правилах чтения на разных уровнях. Конечно, это идеальная модель, к которой стоит стремиться.

Только не нужно сразу бросаться читать как можно больше книг – лучше разберите небольшое количество, но поймите их с максимальной точностью.

Оценивая практическую книгу, обратите внимание на цели: можете ли вы осуществить то, что в ней предложено, и приведет ли это к ожидаемому результату. В этом типе книг аргументы будут отличаться от книг теоретических.

 Мы уже начинали говорить об этом, и сейчас обладаем достаточным опытом, чтобы сделать верные выводы.

 

В теоретической книге автор продемонстрирует, как именно то или иное правило действует в разных ситуациях. Особенно хорошо это прослеживается в инструкциях по применению и в кулинарных книгах. Однако есть среди практических книг такие, которые содержат некоторые принципы. В них утверждения и аргументы похожи на теоретические. Основное отличие состоит в том, что читатель все равно из объяснения фактов и их причин должен выделить правила к действию. В итоге вы должны понять, какие шаги автор призывает совершать, чтобы выполнить какую-то задачу.

 

Автор практических книг всегда по сути агитатор. Он обязан эмоционально завлечь читателя, иначе как он заставит его поступать по определенной схеме? Относитесь к книге объективно и не поддавайтесь на уловки, не позволяйте быть внушаемым.

Хотя, конечно, действует это правило далеко не всегда. В определенных ситуациях многие призывы все же можно считать верными. Чтобы успешно читать теоретические книги, надо снова и снова оттачивать навыки их умелого разделения на научные, исторические и философские. Думаем, вы уже достаточно хорошо справляетесь с этой задачей и теперь сгораете от нетерпения узнать, как же все-таки читать художественную литературу.

 

Глава 7. Литературные произведения и чуть-чуть о периодике.

Литература художественная не столь явно учит нас чему-то, в первую очередь она помогает получить эстетическое удовольствие.

Авторы этих книг хотят передать читателю свой опыт, показать, как действовать в разных жизненных ситуациях, какие чувства при этом могут вами овладеть. В художественной литературе главную роль берут на себя образы, чего нет в литературе теоретической и практической. В художественных произведениях много символов, недосказанности, неопределенности.

 А именно поэтому: – не нужно искать в этих произведениях главную мысль; – нет смысла в поиске терминов и аргументов; – не пытайтесь определить, говорит автор правду или нет, насколько последователен его текст; – не читайте стихи и прозу по одному принципу.

Каждый жанр достоин своего прочтения. Читая художественную книгу, определите, что именно перед вами – стихи, роман, поэма, рассказ.

Вдумайтесь в сюжет – именно он заменяет здесь главную мысль.

Невозможно понять книгу, если вы не до конца поняли сюжет. Попробуйте коротко пересказать его. Разберите, где в книге развитие действия, где кульминация, чем она заканчивается – словом, займитесь проработкой частей целого, углубитесь в структуру.

Помните, что воспринять художественное произведение можно только в совокупности. Прочитав несколько глав в середине книги, вы не сможете должным образом составить о ней верное впечатление. Проведите знакомство с героями. Что движет ими?

Почему они совершают поступки именно так, а не иначе? Погрузитесь в мир, созданный автором, воспринимайте его как целостный и реальный для героев. Следуйте за ними, играйте по их правилам, вовлекайтесь в процесс.

Критиковать такую литературу можно в двух планах – как по степени логичности, так и по эстетическому принципу. Здесь во многом влияет вкус конкретного человека, но аргументировать свою позицию при чтении таких текстов тоже важно.

Оценивайте заслуги автора и его книги объективно, а не просто ссылаясь на эмоции. Пытайтесь разобраться, целостно ли произведение, могут ли описываемые события происходить в реальности, насколько детально проработаны персонажи и их мир. Такие рассуждения помогут вам отличить великую книгу от более посредственной.

 

В завершение разговора скажем пару слов о периодической печати. Читая статьи в журналах и газетах, обращайте внимание на то, кто именно написал материал.

Если вы читаете не просто для информации, но и для понимания, подумайте, что следует из прочитанного заявления, какие выводы вы можете для себя сделать.

Ну и под конец ознакомлю вас с некоторыми книгами, которые действительно можно считать великим.

 

Они остаются современными на протяжении долгого времени и чтение их считается престижным. Среди художественной литературы это произведения Рабле, Свифт, Шекспир,  Достоевского, Л. Толстого…

По истории и социологии действительно великие труды написаны Геродотом, Т. Гоббсом, А. Смитом, К. Марксом.

Среди книг по математике и естественным наукам выделяются труды Архимеда, Г. Галилея, И. Ньютона, Ч. Дарвина, З. Фрейда.

В категории философии следует рассматривать М. Аврелия, Ф. Бэкона, Дж. Локка, И. Канта.

Выбирайте свою книгу – и вперед, на путь к пониманию!

★4

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW