Блог им. Koleso

Как заработать на вакцине и лекарстве от COVID-19

Как фарма и биотех остановят пандемию и как заработать на вакцине и лекарстве от COVID-19

Как заработать на вакцине и лекарстве от COVID-19

Фарма и биотех — главных бенефициары пандемии COVID-19. У кого из компаний этого сектора больше всего шансов вывести на рынок эффективные средства для борьбы с коронавирусом?

Пандемия показала, что недофинансирование исследований в области лекарственных препаратовможет представлять угрозу для человечестваи привести к рецессии в мировой экономике. 

В ближайшие месяцы появится хорошая возможность для формирования портфеля бумаг из фармы и биотеха.

Goldman Sachs и Morgan Stanley предсказали мировой экономике рецессию в этом году, несмотря на беспрецедентные меры финансового и фискального стимулирования по всему миру.

Индустрия здравоохранения выглядит лучше рынка: индекс S&P упал на 19%, а секторальный индекс S&P 500 Healthcare потерял 12%, акции крупнейших фармацевтических и биотехнологических компаний снизились на 10% и 3% c начала года, соответственно (на начало апреля 2020).

Стоит отметить, что биотех-индекс пострадал меньше из-за большого веса крупных компаний Gilead Sciences и Regeneron Pharmaceuticals, на разработки которых рынок возлагает большие надежды, и без этих компаний результаты индекса были бы гораздо хуже.  

Рисунок 1. Акции фармы и биотеха чувствуют себя лучше рынка

 Как заработать на вакцине и лекарстве от COVID-19

Фармегрозят проблемы со стороны логистики и спроса, но они с лихвой компенсируются защитными свойствами сектораи перспективами, которые отдельные компании имеют благодаря исследованиям в области борьбы с коронавирусом.  

Исследования в области вакцин и лекарств от коронавируса сейчас в фокусе общественного внимания. Ряд препаратов в ускоренном режиме были рассмотрены регуляторами FDA. В лекарства и вакцины уже инвестируют Цукерберг и Гейтс.   

Вакцины и лекарства с доказанной безопасностью и эффективностью могут войти в список масштабных государственных программ закупок.

С точки зрения инвестора, разработчиков препаратов против коронавируса можно в целом поделить на две категории.

1. Зрелые фарм- и био- компании. Учитывая их многомиллиардные продажи, даже успешный выход на рынок препаратов от коронавируса, вероятно, обернется очень ограниченной процентной долей в общих продажах компаний.

Gilead Sciences, Regeneron, Johnson & Johnson, GSK иSanofi — наиболее интересные. Вкупе с сильными портфелем и финансовой позицией, перспективы компаний выглядят многообещающе, даже если их противокоронавирусные препараты провалят испытания.

2. Развивающиеся небольшие биотех-компании, как правило убыточные, без реальных активов и с одним или несколькими кандидатами на испытания. Главным фактором в пользу таких компаний является спекулятивный рост за счет упоминания в СМИ. Инвестиции в эти компании более рискованны, и покупатель их акций (если они вообще торгуются) подписывается на модель «все или ничего» — низкую вероятность роста капитализации в несколько раз или более вероятный полный провал. Плюсом данных компаний является почти гарантированный серьезный рост капитализации даже на фоне системного кризиса на рынках акций в случае успеха испытаний.

Что касается лечения коронавируса, то основные направления — это: а) лекарства (скорее всего, появятся в течение ближайших месяцев) и

б) вакцины (более отдаленная перспектива, минимум — год).

Лекарства

Лекарства от коронавирусной инфекции делятся на 3 категории:

  1. Противовоспалительные средства для минимизации симптомов
  2. Препараты, разрушающие жизненный цикл вируса с помощью атаки на ключевые фазы его внутриклеточного размножения 
  3. Иммуннотерапия на основе антител уже переболевших пациентов 

 Средства от пандемии

Одна из главных надежд — препарат Remdesivir, принадлежащий крупной биотех-компании Gilead Sciences, который вызвал резкую волатильность акций компании исключительно из-за упоминания его использования в клинических испытаниях против коронавируса. Результаты испытаний Remdesivir должны быть оглашены с недели на неделю.

Другая крупная американская биотех-компания Regeneron Pharmaceuticals вместе с французским фарма-гигантом Sanofi испытывает противовоспалительный препарат Kevzara.

Как заработать на вакцине и лекарстве от COVID-19

 Особую категорию составляют препараты от других болезней, которые врачи используют против коронавируса на свой страх и риск (т.н. off-label), показавшие успешные результаты при использовании. Такие препараты основываются на схожести молекулярной биологии COVID-19 (IV группа вирусов по системе классификации Балтимора) с другими вирусам, против которых уже разработаны средства, например, гриппа (V группа), лихорадки Эбола (V группы) или ВИЧ (VI группа).

Такие препараты имеют шанс стать стандартно рекомендуемыми против коронавируса в будущем (что также даст им обновленную патентную защиту). Среди таких препаратов испытываетcя ряд компонентов антиретровирусной терапии от ВИЧ. Это делает потенциальными бенефициарами традиционных лидеров отрасли — Gilead Sciences, GlaxoSmithKline и AbbVie. Также рассматриваются антималярийные препараты хлорохин и гидроксихлорохин, которые не защищены патентом и могут производиться любой желающей компаний (крупные партии уже обещали поставить Novartis и Bayer).

При этом все эти компании могут стать заложниками собственного успеха в случае выхода эпидемии из под контроля. Серьезным прецедентом является отказ AbbVie от патентной защиты своего лекарства Kaletra в виду решительной позиции правительства Израиля производить дженерик версию, несмотря на патент в виду чрезвычайной ситуации. Теперь любая желающая компания может производить и продавать дженерик-версию. Gilead Sciences под общественным давлением уже отказался от намерения получить дополнительную защиту Remdisivir с помощью особого статуса (т.н. Orphan drug), что, впрочем, не повлияет на потенциал лекарства в рамках защиты обычного патента.

В совместном заявлении Всемирной Организации Здравоохранения и агентства ООН Unitaid также выражена необходимость создания доступа к пулу патентов фармацевтической индустрии, пока что на добровольной основе.

Вакцины 

Главным минусом вакцин является длительный горизонт инвестиций: как правило, процесс затягивается на несколько лет. В случае с SARS в 2003 году разработку вакцины завершили лишь после завершения эпидемии. Вакцина против COVID-19 может быть интересна для защиты тех, кто еще не заболел во время текущей эпидемии, пока темпы роста числа зараженных сдерживаются карантином и прочими нефармакологическими методами.

Менее вероятное применение —  борьба с вспышками вируса после эпидемии, если он станет эндемичным (постоянно циркулирующим в природе). Вполне возможно, что этого не произойдет, и вирус, как и его родственник SARS, просто исчезнет в течение ближайших нескольких месяцев. При этом другой коронавирус, —MERS — вызвав эпидемию в 2013 году, периодически проявляется по сей день, но настолько слабыми вспышками, что производители вакцин так и не сумели извлечь из этого выгоду.

Первую вакцину-кандидата от COVID-19 представила компания Moderna Inc, ее уже можно тестировать в людях. При этом судить об успехе проекта будет рано по меньшей мере до конца года. Учитывая небольшой размер компании и убыточность, в случае успеха ей придется заключать дополнительные контракты на производство с более крупными партнерами. J&J представила своего кандидата на испытания вакцины в конце марта, но результаты также ожидаются не ранее, чем через год.

Также проверяется эффективность столетней противотуберкулезной вакцины BCG против COVID-19. В данном случае речь идет о возможном росте эффективности неспецифической иммунной системе, а не запуске специфической иммунной реакции именно от коронавируса. Тем не менее, в случае доказательства успеха BCG может стать предметом массовой вакцинации, например, в США, где ее до сих пор не включили в базовую программу вакцинаций.

Рисунок 2. Акции Moderna Inc сильно выросли, но остаются волатильными, тогда как Johnson & Johnson по-прежнему торгуются ниже, чем год назад

Как заработать на вакцине и лекарстве от COVID-19

Для инвестора разработчики лекарств представляют больший интерес, чем потенциальные производители вакцин. Долгий период разработки означает высокий риск того, что вакцина окажется неактуальнак тому моменту, когда она выйдет на рынок.

Возможно, все участники разработок как вакцин, так и лекарств, провалят испытания, и на эпидемии не заработает никто.

Также на компании оказывается серьезное социальное и политическое давление, что может ограничить потенциал прибыли в пользу максимально быстрого распространения.

P.S. Инвестируете ли Вы в высокотехнологичные компании? Планируете ли Вы инвестиции в биотех и фарму? Есль ли у Вас идеи как заработать на пандемии?

P.P.S. Анализ происходящего. Новинки бизнес-книг и умное кино https://t-do.ru/kudaidem Подпишитесь — будьте в курсе

1 комментарий
сегодня наша фарма зато шикует. фармсинтез и искч пульнули
avatar

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн