Блог им. Cryptocritics

Бизнес-апокапипсис 2020 - russian edition.

Торшина тут пишет предстоящий в этом году бизнес-апокалипсис: «Среди моих клиентов из «реального сектора экономики» есть мнение, что 2020 год станет Чистилищем: в начале года многие будут цепляться и включать пятую скорость, взбивать лапками масло, пробовать новые каналы продаж, что угодно — чтобы остатся на рынке. А вот к концу 2020 года начнут повально закрываться, потому что у всех остаться не получится, и на всех денег покупателей не хватит.»

Сейчас поясню почему в этом и следующем году сдохнет куча российского бизнеса. Потому что в руководстве компаний до сих пор внедрены три установки при постановке задач:
1) «Делай, что я сказал, и не думай»
2) «Придумайте всё сами, решите всё сами — моя задача вам з/п платить»
3) «А чо там у соседа? а чо там у больших? Срочно делаем как они».

// Есть ещё популярная 4) «нае8ать и свалить» — но о ней вслух говорить не принято //

Я уже об этом развернуто писал (раз, два, три), но обозначу условия, когда все три имели право на жизнь и кое-как прокатывали. КОГДА ВСЁ РОСЛО. КОГДА ЭКОНОМИКА РОСЛА. КОГДА РЫНОК НЕ БЫЛ ЗАНЯТ. КОГДА КОНКУРЕНЦИИ (ВКЛЮЧАЯ КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ) ТОЛКОМ НЕ БЫЛО. КОГДА МАРЖА ПЕРЕКРЫВАЛА ВСЕ ВНУТРЕННИЕ КОСЯКИ И ПРОСЁРЫ. КОГДА АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ СТРАНЫ НЕ ВАЛИЛО ЗА РУБЕЖ ВМЕСТЕ С КАПИТАЛОМ И МОЗГАМИ. КОГДА У НАРОДА БЫЛИ ДЕНЬГИ.

А что сейчас? Экономика скатывается в задницу шестой год, рынки +- поделены. Денег у компаний и населения объективно меньше, илитка и народ попроще валит из страны (еще и компании перевозит целиком). Конкурировать сервисом и исполнением всё сложнее — это стоит денег, а за это все меньше кто может заплатить. Понятие бренда окончательно девальвируется и играет роль только там, где оно неразрывно и критично связано с качеством или параметрами товара — значит начинается резня за цену контракта и за условия пост-пост-пост-оплаты.

По-хорошему, если позволяет продукт, надо выходить на зарубежные рынки с большей емкостью, но на это нужны бабки (их всё меньше), и как ни странно, мало у кого есть желание это делать — хотя делать это надо было вчера. А чо, и так нормально: просто надо ускориться, а там глядишь сосед сдохнет первым (но вы тоже, хоть и вторыми).

Российский бизнес напоминает Михаила Кокляева, решившего стать боксером. Вроде делал по учебнику, пытался ускориться, проявлял активность, но в первом раунде схватил в торец от Емельяненко-мл., побегал восьмерками и от потом с грохотом прилёг. Потому что нельзя делать то, что все, не понимая и не оценивая внешних обстоятельств. Но российскому бизнесу, чую, проще сдохнуть, чем понять.

А теперь поясню на примерах, что прокатывало, когда ВСЁ РОСЛО или хотя бы КОГДА НЕ ВСЁ ТАК ДОЛГО ПАДАЛО.

Один известный производитель минералки и питьевой воды. Акционерам приспичило потратить изрядно денег на SMM — хотя для FMCG-food это вообще бесполезная вещь с точки зрения влияния на сети и на продажи. При этом всё это требует изрядной возни и времязатрат. В то же время было заложено НОЛЬ денег на онлайн-сервисы или иную автоматизацию для партнеров и дистрибьюторов — их вообще не спрашивали надо ли что, чтобы жизнь улучшить. Хрен ли, в эксельке и почте справлялись и норм. Если что, кнопки быстрее жать будут. Попутно просрали лавэ на очередные исследования вкуса, сотую смену этикетки и пачку фокус-групп. То, что попадание на полку в ритейле зависело не от SMM и далеко не всегда от этикетки — всем было пох. Сейчас часть SKU этой компании выпилена из ритейла.

Один российский производитель бытовой техники (made in China, конечно же). Закупка сравнительных баз товаров, имеющихся на рынке — нах надо. Написать собственную БД — нах надо. Ну а чо, километровая экселька, с которой дрочились все, и никто не мог вспомнить какая версия последняя — это же так удобно для всех: закупщиков, продавцов, партнеров. Зато бабки тратились на постоянное переделывание сайта и на сына, которому владелец хотел передать бизнес — но сын хотел играть в компьютерные игры, а бизнес в итоге сдох, недолго подергавшись.

Российская компания, пионер на рынке электронных сигарет. Некогда лидер рынка. Мой личный кейс N-летней давности. Задача: выбрать регион и прогнать тестовую компанию офлайн. Продажи онлайн идут норм, но этого мало. Наружка, пресса, все дела. Реальность: в регионах не выстроены филиалы, почти нет сервисных центров (качество е-сиг было нестабильным), логистика не выстроена, продавцы на местах не обучены и проч. На местах контроль размещения осуществить некому — а в регионах тогда нае8ать москалей было святым делом (по договору и без). Итого, системный пи$$дец. Предлагаю — особенно в связи с деликатностью темы е-сиг тогда — писать дилерские стандарты, обучить партнеров, повесить на них локальный контроль и соблюдение стандартов по местам продаж, рекламе и проч. Классика в общем. И вместе с этим слепить систему ретробонусов (товарные и по возможности денежные). Окрик сверху: «Алло, ты опух? Мы не Кока-кола». Препираемся с гендиром. В конце концов, вместе с продаванами и еще парой маркетологов за три дня рожаем вполне годный док несмотря на гену. Еще ТЗ успел накропать для по инет-магазу ретробонусов и оптовым онлайн-заказам продукции. Итог: уволен за самодеятельность. Хрен ли думал, копать над было, думать будет гендир. То что гендир зассал с темой стандартов и её не осилил — не важно. То, что контора была к его задаче системно не готова — не важно. Реальность: компания успешно пользовалась разработанным доком с подачи отдела продаж (с ними гендир считался). Какое-то время была довольно успешной и известной. Но потом, чую, исполнительность снова стала нужней, а расти всё само по себе перестало.

Вот и у вас всё не просто перестанет расти, а будет херово по-настоящему. Потому что вам же нужны исполнительные и чтобы как у соседа, а когда приспичит — будете требовать как с умных, и удивляться, почему у соседа у вас ни хера не работает. А чо ныть, умных вы разогнали или не пустили на порог. Бронируйте с соседом соседние места на кладбище. Инвестируйте в недвижимость, так сказать.

★3
22 комментария
+100500! Очень знакомая ситуация.
avatar
Сергей, важнее то, что нет прокладки между крупным и просто человеком… даже «малый» зажали чисто в ТЦ по торговле… производственный не начать даже имея минималку в начальном… Цена входа в бизнес почти любой нормальный уже давно от 5 миллионов рублей изначально ...
avatar
Сергей Решетнёв, Думаю сейчас и 5 млн. вход даже бизнесом назвать тяжело… так, просто работа на себя, типо калымы на стройке… ща чаще проще положить под проценты в банк, облиги…
avatar
Двоечник, не соглашусь… у меня есть аж 3 проекта давних ....  2 без оборудования, первоначальное — сырьё и человеки… не рабский труд… художники/дизайнеры/технари/работники… в 5 лямов вкладываюсь на запуск… это примерно 1 год работы полной, поскольку и модели сначала, потом оснастка, потом уже всё остальное… каналы производства на аутсорсе есть давно… скопировать сложно (это одна из фишек) ....
Да… примерно 8 месяцев выход на первую выручку существенную… к ним +200к на создание минимального комотдела… дадее задача отжать вложенное за 1,5 года и развить бизнес в выручку от 5 лямов в месяц ;)
Вторая тема чуть проще, но надо сразу оборудование… даже б/у… простые штамповочные/вырубные прессы… б/у самы даже подойдут… но тема требует постоянного появления новых мделей, чтобы  поддерживать спрос на тему… подделывается легко… объемы дикие….сроки окупаемости примерно такие же как первая ....
Третья тема связана с прогрессом… давняя тоже… нужны деньги именно на  оборудование… + сразу на массированный вход стойками рекламы в места проходимости (гипер и crgth- маркеты) ....
Есть и четвёртая идея… вход около 1 ляма… но там есть предел ....  выручка буквально через неделю начнётся… к ней можно присоседить партнеров или  указанные мной 1й и 2й бизнес )))

avatar
Сергей Решетнёв, Разных тем у многих много… и вроде в уверенный плюс… но потом прогорают… или быстрое превращение в «работу»… и часто проблема с «обучением» т.е найти качественные быстрые хорошо структурированные курсы, чтобы узнать самому тонкости и чтобы была теория сопоставима с практикой… даже простейшие профессии… а возможностей всегда кажется куча… на калькуляторе всегда кажется -ну всё хулиардер))… а то бывает знакомые грят, есть тема, можно вложить 3.5млн и попрёт, за год вернём всё… а когда говоришь что, ну возьми кредит, продай машину и т.д… сразу не уверенность, а вдруг не пойдёт… а вдруг то сё…
avatar
Двоечник, на себе проверил с 1998 года… проверили ещё около 200 человек… 90% точно не стали играть или торговать в итоге ...
Оставшиеся 5% чистых сами… ещё 5% мои клиенты…
avatar
Сергей Решетнёв, Может быть, почему нет… но… играть… это в каком смысле?
avatar
Кинули тебя с доком
avatar
CharlesGeorgeBarrera, естеснно, но история показала кто где срал, и контора сия ща тихо гниёт. 
avatar
Ну так тебе удалось спасти хоть один труп?
avatar
CharlesGeorgeBarrera, щас у зараженных коронавирусом китайцев модно врачам срывать маски и плевать им в лицо вместо того, чтобы ждать антидота и сидеть на карантине. Вот российский бизнес примерно про это же. 
avatar
Криптокритика, ты хотел сказать что только 3%? хотя о чем это я, не, аналогия неверная, многие сами излечиваются, а у тебя наоборот
avatar
Криптокритика, поэтому там военные врачи в госпитале… с автоматами. 
Не надо паники. Выживут сильнейшие ну или «гос. компании» и монополисты. Это нормальный процесс при ненормальном гос. управлении.
Жестковато конечно, но правда!
avatar
Очередной юношеский и залихватский высер очень начитавшегося мальчика.
avatar
+100500 за исполнительных. +100500 делайте я не знаю как и + 100500 а как там у соседа.
Ща большая проблема с образованием… не всмысле вышка-х.ишка а с современными «курсами».тренингами хотя бы… какая-то куча хрени онлайн не считается… а это сказывается и на организации производства, на организации продаж....
при чём у многих какая-то патологическая жадность, которая игнорирует даже самые поверхностные изменения, которые видны даже  простым людям..
Полтора года назад работал недели две у одного коммерса, на производстве спец.строй смеси… так тот требовал увеличить производство в полтора раза в день, при чём за небольшую зар.плату.которая была соизмерима с тем объёмом которая делалась до этого. грубо говоря делалось 10 мешков а надо 15 в день… я ему и говорю сделай сделку зар.плата в день/10 мешков=сделка за 1 мешок такая то… нихрена))жалко но заказ требовал где-то по 20 мешков в день, маржинальность очень хорошая… так воз и сотался там люди уходили, приходили новые, первый день делали 15 мешков а потом опять по 10, уходили, приходили новые так и по кругу… Хотя реально можно было делать по 20 мешков, при этом себестоимость на ед.продукции не повышалось...
Ещё всякие мелочи, типа подключи таймер к оборудованию… а то оно работало «от настроения» рабочик от 3 минут до 15 минут на замес, при положенных 5 минутах...
Ещё организация проивзодства, смеси для добавки ставились в разные места, без всякой системы… котрые и мешались и самая массовые по уходу компоненты ставились по очереди в третью очередь…
avatar
Автор, похоже, недавно школу закончил:) Совершенно не помнит, как в середине 2000х умирали изготовители газировок в полторашках, поставщики бульонных кубиков по деревенским сильпо, консалтинговые конторы и прочая подобная шушера. Но это была лишь их личная трагедия, экономике без них хуже не стало, так как их место заняли другие. Сейчас умирают те, кто не способен жить без стабильного навара в 300% на пустом месте. Это тоже будет их личной трагедией. И их места тоже займут другие.
Автору опуса лучше бы задуматься, почему к его услугам прибегают лишь шарашкины конторы при смерти, а серьезному бизнесу он не нужен…
avatar
«Один российский производитель бытовой техники» — какой, интересно?
avatar
ты что — узнал где я работаю ?
)))
всё как есть, кроме сказок про карьерный рост и «вот-вот» повышение ЗП.
avatar

теги блога Криптокритика

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн