Блог им. Koleso

Твоя доминанта. Упражнение: ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ. Три закона мозга. Когнитивная нагрузка. Упражнение: ИНФОРМАЦИОННАЯ ДОМИНАНТА. Конспект книги "Красная таблетка-2". Курпатов Часть 13

Твоя доминанта

Мироощущение предопределяется направлением внутренней активности человека, его доминантами! Каждый видит в мире и людях то, чего искал и что заслужил. И каждому мир и люди поворачиваются так, как он того заслужил. АЛЕКСЕЙ УХТОМСКИЙ

Всё меньший и меньший процент от потребляемой нами информации остаётся у нас в памяти. Дело в механике формирования долгосрочных воспоминаний.

Чтобы что-то запомнить, нам необходимо:

• во-первых, повторение того, что мы узнали;

 • во-вторых, время покоя, для того чтобы мозг успел обработать полученную информацию и включить её в существующие уже в нём системы знаний.

Мы-лошадь Мюнхаузена: информация из-нас сразу же выливается. 

Мы находимся под постоянным прессингом всё поступающей и поступающей новой информации. Мы в каком-то смысле подобны лошади Мюнхгаузена, пытающейся напиться, тогда как вторая половина тела у неё просто отсутствует, и вся выпитая ею вода тут же выливается.

 Твоя доминанта. Упражнение: ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ. Три закона мозга. Когнитивная нагрузка. Упражнение: ИНФОРМАЦИОННАЯ ДОМИНАНТА. Конспект книги "Красная таблетка-2". Курпатов Часть 13

 

Запоминает информацию мозг. Если анализировать то, что мы запоминаем естественным образом, то можно узнать, что нас мотивирует или волнует, что для нас и в самом деле важно.

Может эту особенность мозга сможем использовать во благо?

Упражнение: ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ

Задача этого упражнения — найти область знаний и практик, которые по каким-то причинам находят в вас отклик.

Заведите блокнот и каждое утро записывайте, что помните о вчерашнем дне. Не сами события-действия, а что-то, что вам почему-то показалось в них значимым, что просто запомнилось. Потратьте на это неделю, а то и две.

Теперь выпишите основные пункты. Не составляйте из них списка, расположите эти, так скажем, кейсы по группам, которые ощущаются вами как относящиеся к одному какому-то смыслу, имеют, так скажем, общее по сути. Найдите названия для этих получившихся у вас блоков информации.

Теперь составьте список занятий, которые составляют основную часть вашей деятельности в течение обычного дня.

Сопоставьте:

• то, что вы делаете обычно, на что привычно тратите своё время и силы;

• и то, к чему вас пытается склонить ваш мозг, если верить проведённой вами систематизации ваших спонтанных запоминаний.

Возможно, для того чтобы сблизить вашу регулярную деятельность с тем, что вам и в самом деле хочется, то есть попробовать усилить соответствующую информационную доминанту.

 ОДИН ИЗ ТРЁХ ЗАКОНОВ МОЗГА

Три базовых механизма нашей психики:

• принцип «динамического стереотипа» (И. П. Павлов);

• «принцип доминанты» (А. А. Ухтомский);

• принцип «отношения знак — значение» (Л. С. Выготский).

Та жизнь, которую мы живём, — это один большой «динамический стереотип», который состоит из множества небольших «динамических стереотипов», и какие-то из них отвечают за вашу повседневную деятельность. Принцип «отношения знака и значения» объясняет, почему мы зачастую живём не той жизнью, которой бы хотели. «Доминанты» обслуживают самые разные наши интересы, которые зачастую не очень-то и согласуются между собой.

Согласно Алексею Ухтомскому, нейрофизиологическая доминанта способна стать гегемоном и подчинить себе все прочие нервные центры.

В результате такая доминанта сделает вашу деятельность максимально целостной и целенаправленной. И возможно, вы даже узнаете, что такое феномен «потока», о котором Михай Чиксентмихайи рассказывает в своей одноимённой книге.

Доминанта на клеточном уровне -  это одновременное и комплексное возбуждение значительного количества связанных друг с другом нейронов.

Встаёт вопрос, как человек может увеличить свою доминанту в том или ином деле? Вполне возможно, что благодаря упражнению «Центр тяжести» у вас обнаружилась какая-то склонность, которая подспудно заявляет вам о себе.

Помочь «доминанте» можно изучая профессиональную, осмысленную информацию по теме, которая вас и в самом деле волнует.  Но, чем глубже вы куда-то погружаетесь, тем материал сложнее, тем больше искушение переключиться на что-нибудь более простое, незатейливое. Так проявляет себя эффект «когнитивной нагрузки».

КОГНИТИВНАЯ НАГРУЗКА

Психологи-исследователи придумали элегантный способ проверить, чем определяется наша способность сохранять так называемый самоконтроль.

Они пригласили людей принять участие в эксперименте, который участники считали проверкой памяти. Одна часть испытуемых просили запоминать короткие числа. Другим требовалось запоминать семизначные цифры.

Запоминание длинных чисел приводит к выраженной «когнитивной нагрузке».

В перерыве, в буфете, люди, испытывавшие перед этим большую когнитивную, гораздо чаще выбирали шоколадные кексы. И что важно — включая тех участников эксперимента, которые перед этим уверяли, что они на диете и следят за своим весом.

Что это значит? Когда вам приходится сильно напрягать корковые отделы мозга, происходит быстрое их истощение. В результате они теряют способность контролировать подсознательные (подкорковые) импульсы.

То есть когнитивная нагрузка приводит к тому, что в вашем мозгу происходит перераспределение сил: более примитивные, глубокие, эволюционно более древние импульсы берут вверх над всеми прочими.

Упражнение: ИНФОРМАЦИОННАЯ ДОМИНАНТА

Для того чтобы не попасть на эту уловку мозга, определите в сутках час, когда вы будете изучать материал по той самой теме, которая вас увлекла.

• Начните с самых простых вещей: какие-то статьи по теме, ролики на YouTube, журналы специальные, книги. Просто читайте, смотрите. Дайте вашему мозгу приглядеться к теме, которая вас заинтересовала, пусть он её распробует.

 • Выписывать в отдельный блокнот какие-то термины, понятия, определения, показатели. То есть помогите вашему мозгу зафиксировать понятия, которые концептуализируют соответствующую тему.

• Наконец, когда соответствующие термины вами освоены, можете переходить к более сложной интеллектуальной работе — созданию факт-карт (технологии, описана в книге «Чертоги разума»).

Этот час позволит вам качественно изменить вашу жизнь. Мотивация без должной содержимой памяти — ничто. Мотивации нужно опираться на знания, информацию. Информационная доминанта — это способ, который позволяет вам, используя новые вводные, пересобрать разрозненные знания о предмете, которые уже есть в вашем мозге, превратив их в целостную функциональную систему.

Эта система будет в вашем мозге, питаться его силой, и сама начнёт рисовать вам тот самый «акцептор результата действия», то потребное будущее.

Полная электронная книга  https://t.me/kudaidem Подпишитесь — будьте в курсе.

★4
4 комментария
Очень интересно про когнитивную нагрузку, возглас «ах вон оно что!»
avatar

Любопытно, что если слушать Курпатова часто, то можно отметить, что его «учителя» упоминаются в ином порядке (по частоте упоминаний), чем в статье.

Первое место — безоговорочно принадлежит академику Павлову. А вот второе...

Чаще всего, цитируется Лев Семенович Выготский:

Облака мысли, гонимые ветрами мотивов, проливаются дождём слов.
А вот, Алексею Алексеевичу Ухтомскому — определено третье место по частоте цитирования и ссылок.
avatar
интересно. но я думаю, что в статье порядок определён важностью механизмов, всё-таки
avatar
Vlad Kovin, 

интересно. но я думаю, что в статье порядок определён важностью механизмов, всё-таки

В статье — конспект книги Курпатова, к статье вопросов нет. Именно, этот парадокс я и отметил, что автор книги в своих лекциях чаще упоминает Выготского, нежели Ухтомского 
avatar

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн