Блог им. VadimTrade

Аналогии с 2008 годом неуместны

Нередко у людей взгляд на фондовые индексы или котировки отдельных акций, вызывает безумное отторжение, а в голове появляется желание, чтобы они упали, причин тому масса, но сейчас не об этом. Я хочу в этом посте сказать лишь одно, не нужно действовать как Российские СМИ, не нужно выдергивать из общего контекста отдельные фразы, дабы составить свою картину мира, тем более не нужно убеждать в этом кого-то еще!

Кризис и падение фондового рынка это нормально, но при это причины всегда разные и самое главное степень глубина проблем и кризиса тоже всегда разная, кризис 2000 и 2008 прошли достаточно быстро, экономика начала восстанавливать рост буквально через год, всё это имеет значение.

Чем в общем-то характеризовался последний кризис 2008 года? Пузырём глобального масштаба, причем пузырь этот надулся во всём, что вообще продавалось!

Вспомните товарный рынок:

Аналогии с 2008 годом неуместны

 Аналогии с 2008 годом неуместны

Аналогии с 2008 годом неуместны

 Аналогии с 2008 годом неуместны

 

Выделяется только паладий и еще некоторые цветные металлы, они растут все эти годы, поскольку объём их использования в микроэлектронике вырос в разы! Рост если и является пузырём, то лишь отчасти: 

Вы где-то на этих графиках увидели пузырь? Я тоже нет!

Может быть фондовые рынки надуты? Ну давайте посмотрим на некоторые, случайно взятые из крупных экономик мира:
Аналогии с 2008 годом неуместны
Аналогии с 2008 годом неуместны
Аналогии с 2008 годом неуместны
Есть выделяющиеся примеры по типу Индии, но там экономика действительно совершила кратный рывок за это десятилетие, но хотя сейчас проблем много, однако рост экономически оправдан. Например та же Великобритания оооочень далека от пузыря:

Аналогии с 2008 годом неуместны
Может Китай надут?Аналогии с 2008 годом неуместны
Вы видите где-то пузыри? И я не вижу! Причем важно заметить, что это произошло на фоне низких процентных ставок, то есть на фоне «бесплатных» денег, пузырь не достиг тех масштабов, которых он достиг при намного более высоких ставках, смотрите какие были ставки ФРС:Аналогии с 2008 годом неуместны
Согласен некоторые аналогии в изменении процентных ставок действительно наблюдаются, ФРС начал снижение ставки, также как он это делал перед 2008 годом, но перед 2008 годом не было эпохи нулевых ставок, а значит ситуация уже другая, а самое главное, что теперь в мире придётся придумывать какое-то новое решение для выхода из кризиса если он случится, ведь с помощью низких процентных ставок это сделать не получится, поскольку они и так низкие, а их уход в нулевую зону вызовет крах пенсионных и прочих фондов!

Так где же всё-таки все эти деньги, вот наверное вопрос который возник у вас? Ведь денег напечатали слоем в «1 см, а площадью с земной шар», но пузырей почти нигде нет!

Их действительно почти нет на горизонте? Причем их нет и во многих крупных американских компаниях(не во всех):

Аналогии с 2008 годом неуместны

Аналогии с 2008 годом неуместны

 

У меня есть подозрение, что весь «пузырь» скрылся в очень ограниченном количестве бумаг высокотехнологического сектора экономики США это фейсбук, амазон, майкрософт, боинг, яблоко и еще несколько компаний:

Аналогии с 2008 годом неуместны
Аналогии с 2008 годом неуместны
Аналогии с 2008 годом неуместны

Кому-то сейчас покажется, что это очень напоминает крах доткомов 2000 года, ведь тогда такие же гиганты вдруг оказались на глиняных ногах. Что-то схожее в этом действительно есть:
Аналогии с 2008 годом неуместны

 Аналогии с 2008 годом неуместны
НО! Что обязательно нужно понимать, рост перечисленных компаний за последние десятки лет основан на мировой экспансии, Фейсбук и Эппл накрыли весь мир так, как этого не делали «пузыри» доткомов, в каждой компании и в каждом доме в те годы не стояли телефоны Ciscо, и в каждом доме не стоял компьютер с процессором Intel, а на столе не лежал айфон, сейчас же они есть везде и у всех, рост производства и продаж этих компаний(наверное за исключением Боинга) просто кратный, поэтому сказать, что в этих компаниях есть пузырь можно весьма условно!

Что же на мой «экспертный» взгляд является главным риском мировой экономики? Торговая война! Именно она и ничто другое. Почему? Потому что Китай и ЕС, являются главными противниками США во всех растущих отраслях! Боинг бодается с Эйрбас, Эпл действительно опасается Хуавей, Сяоми и других китайских гигантов, а что если завтра они разработают замену Интел?

Поэтому первостепенная задача США задавить Китай и не дать ему вытеснить США из самых первостепенных отраслей мировой экономики! И самое страшное как мне кажется в этой ситуации это не кризис, потому что если обрушатся Интел, Эпл и Боинг, в мире ничего страшного не произойдет, найдутся другие, те же Китайцы! А вот что действительно страшно, так это война кровавая, которую в крайнем случае могут развязать после торговой войны, если она не поможет задавить «узкоглазых» конкурентов! На данный момент как вы можете заметить торговая война не дает особых плодов! Заключение торговой сделки может быть подобно смерти в среднесрочной перспективе для многих гигантов из США, кроме Фейсбук.

Американские гиганты накачены долгами, этот долг можно обслуживать только расширяя экспансию и рынки сбыта, но расширяться стало некуда, а торговые пошлины всё в новых и новых странах еще больше ухудшают ситуацию! Помимо торговых войн кризис может быть вызван банальным перепроизводством, всем надоели всё новые «одинаковые» айфоны, всё новые «глючные» виндоус и лишь Кока-колу продолжат мешать с Джек Дениэлс еще пару веков, ну а с бодуна пойдут жрать гавно в Макдональдс.

Проводя исторические аналогии я рекомендовал бы вам обратиться к совсем другим событиям!

— Опиумная война 1839 года, причиной стал запрет продажи опиума, который приносил баснословные деньги англичанам, с чем они были сильно не согласны!

— Торговые войны 1930х приведшие к великой депрессии, проблемам в США и Европе, удар по экономике Германии привел к власти Гитлера, который как и Трамп, хотел сделать «Германию снова великой».

Причины ограничений 1930х годов были те же, плохой торговый баланс и опасение проиграть конкуренцию, которую так чтят в США, в итоге получили великую депрессию и войну, вот только войну не у себя в стране!

— Неразрешимые экономические противоречия привели и к Первой Мировой Войне, войны никто не хотел, война была неизбежна!

Итоговый вывод: не ждите 2008 года, всё будет развиваться совсем по иному сценарию, другая ситуация, другие исходные данные и совсем другой мир, в году 2019! Не вижу смысла гадать как это произойдет и почему, но проблемы к сожалению неизбежны, конкуренты не способны договориться, такова природа капитализма — победитель получает всё! Главное не было бы войны, верим что ядерное оружие поможет ей не произойти!

Всем хороших выходных, надеюсь пост был Вам полезен и интересен!

★5
67 комментариев
Конкуренты договорятся, не боись
Биотехнолог, как?
avatar
VadimTrade, молча, собирутся и договорятся. От этого на рынках произойдет взрывной рост ( по крайней мере на американском)
Биотехнолог, а что потом?!
avatar
VadimTrade, расти будем, пока не появятся признаки падения. Сейчас все хорошо.
Биотехнолог, да я сам в торгах, но как противоречия устранить
avatar
VadimTrade, какие?
Биотехнолог, и надуются столь чаемые нами стандартные пузыри с которыми все могут работать. Некоторые даже от шорта. 
Вестников (Витковский), Вася уже начал
— Рост вот этого  сырья был пузырём, а вот этого был связан с дефицитом сырья.
— Почему?
— Потому что я так сказал.
avatar
2008год и не закончился… активы надули до пузырей, еще когда ставки были 4… дальше кредиты стали дешевле, их берут чтобы перекредитоваться, отдать старый долг новым, по низкой ставке… активы надувать дальше нечем, они по факту стоят на месте, стагнируют и даже подстдуваются(по металлам видно)… индексы тащат как раз эти несколько компашек, даже всего одна Эппл… Обвал по любому не за горами…
avatar
Сергей, шорт на все?
Биотехнолог, я шорчу… в основном через опционы ОТМ…
avatar
Сергей, и как успехи?
Биотехнолог, http://www.investor.moex.com/trader2019?user=211093
avatar
Сергей, значит шорт себя не оправдывает.
Сергей, Давай чисто гипотетически предположим что ты у нас пророк и правильно видишь пузырь на Амерорынке.Логично встать в шорт СиПи фьючь которого есть и собирать контангу.Ты же шортишь сбер с растущими большими дивами и бизнесом и Газпром с планами повышения дивидендов как раз под завершение строительства основных трубопроводов(снижение капекса и ещё +отдачу начнут давать )-разорвёт тебя по моему, ну как минимум нихрена не заработаешь.
avatar
Робот Бендер, нелогично вставать в шорт по СиПи… Во первых у меня денег нет распыляться по активам… В вторых может быть вынос напоследок… По Сберу вынос уже был(хай на 280) и мне более менее понятна динамика, так как им уже 12 лет торгую…
avatar
Сергей, Слушай ну я как лонгующий антипод по твоим позициям легко выдержу абсолютно любую просадку и на любой период времени-вообще любой.А Вот ты то выдержишь мной предполагаемый поход Газпрома на 700 плавный нудный в течении лет нескольких и восходящий боковик сбера в неск лет? В опционах то?
avatar
Робот Бендер, я уйду с убытком… посмотрю день-два, ну неделю как там оно пойдет… в шорте до 700 сидеть конешно не буду..
Шортить сложнее, чем лонговать, никто не спорит… Но это дело себя оправдывает, если угадал… Поэтому я и шорчу..
Это трейдинг, а не инвестиции… Все эти сравнения и разговоры бессмыслены…
avatar
Сергей, Не Серёга то что ты делаешь-это именно инвестиции.Что то там проанализировал и встал на долгосрок.Трейдинг -это когда увидел сильный импульс вниз, панику- вошёл на проторговке, полетело перенёс в безубыток и понеслось.В трейдинге ноль прогнозов-трейдеры торгуют тренды на плечах.Ты торгуешь свои или не свои прогнозы.
avatar
Сергей, 
 В вторых может быть вынос напоследок…

очень верное рассуждение.
И вообще  не нужно ШОРТИТЬ — я сам пару раз обжёгся — другим тоже не советую — лучше просто подождать когда упадёт и закупиться — прибыль конечно меньше, но и депозит целее будет
Богдан, я свой капитал кратно увеличиваю на шортах… но вначале приходится терпеть боль… После того как освоил опционы, шортить стало значительно легче и спокойнее…
avatar
Сергей, 
но вначале приходится терпеть боль… 

мне жизнь даётся один раз.Не стоят деньги тех нервов.

Спросили у Бога — что тебя больше всего удивляет в человеке, которого  ты создал
«Вначале он жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем.»
Богдан, на бирже всегда нервы… и терпеть просадку в лонгах тоже нервы… и даже годами в кеше ждать снижения тоже нервы…
avatar
Сергей, 
и даже годами в кеше ждать снижения тоже нервы…

я не нервничаю — чего мне беспокоиться? 
я с биржи не кормлюсь я сохраняю на бирже капитал от инфляции
при правильном подходе — волноваться вообще не о чем

Если Вас устраивает 4,5-6% годовых в долларах — можно быть очень спокойным и рассудительным

Я в ЛЧИ участия не принимаю, в «русскую рулетку» тоже не играю

потому и не рекомендую ШОРТы — я это уже прошёл в 2009
Богдан, а зачем тогда советы раздаешь, тем кто с биржи живет?
Ну и делай свои 6% годовых…
avatar
Сергей, 
тем кто с биржи живет?
Да, у евреев есть поговорка — «Кто спасет одну жизнь — спасет целый мир»

жизнь биржевого игрока яркая, но недолгая.
Старался спасти."
Сергей, 
их берут чтобы перекредитоваться, отдать старый долг новым, по низкой ставке…

нет. На новые кредиты проводят БАЙБЕКИ — это называется замена акционерного капитала облигационным
Богдан, БАЙБЕКИ — личная обналичка… распродажи… Когда деньгами компании задирают котировку и выкупают дорого личные акции на хаях..
В Лукойле байбеки, а менеджеры избавляются от акций…
avatar
В сентябре 1998- марте 2000 уже была ситуация, когда акции реального сектора падали, а «доткомы» росли и сиплый рос. Баффет тогда ещё угодил в просадку около 50% на фоне роста сиплого. А потом был «кризис доткомов»,  минимум сиплого на котором был в марте 2003 (насдак так вообще новый исторический максимум сделал только в 2015-м, находясь с 2000-го в просадке). А Баффет вышел из просадки в 2001-м, потому что акции реального сектора уже прошли минимумы и росли.

Поэтому кризис «доткомов» и ипотечный — очень разные. Первый практически не ударил по финансовой системе, а второй поставил на грань краха, из которого без куев бы не вышли. Собственно благодаря куям и не получили повторения Великой депрессии в 2008-м. А в 2000-м повторением Великой депрессии и «не светило».

Как будет в этот раз? А фиг его знает, все зависит от урона финансовому сектору. Да и любой кризис в США можно оттянуть даже «словестными интервенциями», если финансовый сектор США от его нарастания страдает несильно. В кризис доткомов он страдал несильно,  это в ипотечный он был первым пострадавшим.   С учётом сказанного я считаю, что перед выборами 2020 без плохой отчетности финансовых компаний сильного падения сиплого ждать не стоит. А вот если финансовый сектор США  выдаст неожиданно плохую отчётность, то «пиши-пропало».
avatar
А. Г., какие сейчас акции реального сектора падают?
Биотехнолог,  не знаю, не слежу там ни за какими секторами, кроме финансового. 
avatar
А. Г., финансовый сектор несколько дней как вышел из даун тренда пока…
avatar
Елена Е,  да по году он лидер роста из тех индексов, что я смотрю. 
avatar
А. Г., 
если финансовый сектор США от его нарастания страдает несильно.

золотые слова.
однако — а вот финансовая система США зависит от банков европейских/азиатских?  или половина банков мира может разориться — а в финсекторе США — лёгкий  насморк?

Очень я не уверен что другие банки мира не дожны финансистам США много денег
Про сектор в штатах в рецессии и другие сектора постепенно станут туда нырять, но не сразу, это скорее какой-то японско-европейский кризис будет, ставки в минус и вечное куе с дефляцией
Игорь Егоров, Промышленный
Игорь Егоров, я поддерживаю мнение Беглоряна, что будет азиатский банковский кризис…
avatar
Елена Е, может, но там мало кто понимает, так что черный лебедь обеспечен
Елена Е, 
мнение Беглоряна, что будет азиатский банковский кризис…

я больше ставлю что первыми умрут Дойче и HSBC  а уж потом пойдёт волна азиатских   и по идее, должно перекинуться на США

Банкам европы сейчас так же тяжко как Японским банкам — жизнь/кровь их медленно покидает, они боятся, понимают чем это заканчивается,  но не знают что сделать

а в азии всё ПОКА нормально — реальные ставки и т.д. — вот если пройдёт переоценка залогов (облигаций и акций Китая и рейтинг страны) и банкам потребуется дополнительное обеспечение — вот тогда и начнётся — отлив — и все увидят, кто купался без трусов
Понятно, что сейчас не 2008 — там дождались краха Лемана, а когда все легло — врубили первое куе. А сейчас чуть чихнет где — на те Вам ставки вниз, где-то даже они отрицательные, нате Вам очередное «куе, которое не куе», нате Вам по РЕПО денег столько, сколько нужно. Плюс еще весьма существенным подпором для рынков акций в последние два года были байбэки и выплаты рекордных дивов. Думаю главный вопрос у держателей крупных пакетов акций в этой ситуации — ну продам я, а куда уходить-то. В «надежные» госдолги под отрицательные ставки. Я понимаю еще слив инсайдерами, заранее знающими о возможных крупных проблемах той или другой компании — но это единичные случаи.
avatar
Скопидом, в американских облигациях пока не отрицательные ставки.
avatar
Скопидом, 


Думаю главный вопрос у держателей крупных пакетов акций в этой ситуации — ну продам я, а куда уходить-то.е

если спросят вашего мнения — советуйте инвестировать в РФ и ОФЗ  — они всё равно деньги потеряют по любому — а у нас, в стране, хоть прибыток останется
Все ищут причину началу кризиса, но забывают старую поговорку что рынки падают под собственным весом. А причину притянут. Проблема есть на рынке госдолга: южная европа занимает под смешные проценты. Но кто-то платит за эту «музыку», халява это хорошо, но она конечна.
avatar
aldo, 
рынки падают под собственным весом.

я ниже привёл мои графики

Отличная подборка исходных данных (и иллюстраций). И совершенно неверные выводы.

 

«Так где же всё-таки все эти деньги?» — А все эти деньги в новых долгах. И у нас пузырь долгов, а не активов.

avatar
Value, ждем дефолтов по облигациям? кстати, а два звоночка уже было Аргентина и Индия
avatar
Sergey Ko, это всё мелочи. Возможен «кризиса доверия». Но это всё может назревать очень долго.
avatar
Value.кстатиюююща телек пестрит рекламой кредитов… направо налево пытаются раздать… походу не очень берут… не под что!!.. бизнес хиреет зарплаты падают! дело дрянь- ведь современные деньги, это наши долговые расписки в банках. а вот если разогнать фонду… как в 20 е… и люди в долги полезут… и деньги появятся… и лебединая песня пирамиды споется
avatar
Sergey Ko, 
ждем дефолтов по облигациям? кстати, а два звоночка

звоночки будут, когда рейтинговые агенства понизят КИтай, 
Богдан, как думаете, когда этого ожидать?
avatar
Sergey Ko, 
смотрите мои посты, по аналогии с предыдущими инверсиями — ноябрь 2022 года. Но то что год будет на подготовку — можете не сомневаться https://ru.ihodl.com/investment/2017-09-24/27-samyh-strashnyh-momentov-finansovogo-krizisa-20072009-godov/



в
от  доткомовский кризис — 2 года было в запасе

2000 г. индекс технологических акций, торгуемых на Уолл-стрит, Nasdaq Composite достиг максимума в 5046,86 пункта, что вдвое превысило его значение годом ранее. На следующий день курсы акций начали падать, и пузырь доткомов лопнул. Одной из прямых причин этого стало завершение антимонопольного дела против компании Microsoft, которая в апреле 2000 г. была объявлена ​​монополией. Этого рынок ожидал, и за 10 дней после 10 марта индекс Nasdaq потерял 10%. На следующий день после обнародования официальных результатов расследования технологический индекс испытал большое внутридневное падение, но вернулся обратно. Однако это не стало признаком восстановления. Nasdaq начал свободное падение, когда инвесторы поняли, что многие убыточные новые компании действительно были такими. В течение года после того, как разразился кризис доткомов, большинство венчурных предприятий, поддерживавших Интернет-стартапы, потеряли все свои деньги и обанкротились, когда новое финансирование иссякло. Некоторые инвесторы начали называть некогда звездные компании «дот-бомбами», так как за очень короткое время им удалось уничтожить миллиарды долларов.

9 октября 2002 г. Nasdaq достиг минимума 1114,11 пунктов. Это была колоссальная потеря 78% индекса по сравнению с его пиком за 2,5 года до этого. Помимо множества технологических стартапов, многие коммуникационные компании также столкнулись с проблемами, поскольку им приходилось покрывать миллиардные кредиты, которые они взяли, чтобы инвестировать в сетевую инфраструктуру, окупаемость которой теперь внезапно откладывалась на значительно более далекое время, чем предполагалось.

Value, да… и за все должны будут заплатить именно обычные граждане… все должно прийти к тому что весь мировой долг должен быть переложен на плечи электората… и вершина мировой пирамиды долга должна стать фееричнопараболической… ознаменованной нереальным ростом фонды… когда люди будут брать кредиты, чтобы вложить их в акцульки(аля 20 е годы прошлого столетия)… ведь история никогда ничему не учит если есть жадность… и падающие зарплаты
avatar
васильев алексей, 
все должно прийти к тому что весь мировой долг должен быть переложен на плечи электората… и вершина мировой пирамиды долга должна стать фееричнопараболической… ознаменованной нереальным ростом фонды… когда люди будут брать кредиты, чтобы вложить их в акцульки(аля 20 е годы прошлого столетия)… ведь история никогда ничему не учит если есть жадность… и падающие зарплаты


это и так ясно, проще всего сделать при помощи  гиперинфляции всех валют. И рынки и товары вырастут — только пенсионерам и получающим зарплату не повезло опять
Богдан, рано или поздно долги придется погасить. И гиперинфляция не самый плохой исход. Я думаю, пирамида дефолтов хуже.
avatar
Value, 
 Я думаю, пирамида дефолтов хуже.

я против. Слабые должны умереть. Отчего долг нужно размазывать на всех?  Это колхоз какой то. Кто то берёт потребкредиты и не отдаёт — а я должен платить повышенную ставку? Невозврат кредитов — проблемы банка который выдаёт, его оценка заёмщика — глупый банк должен потерять клиентов вследствии высокой кредитной ставки или обанкротиться сразу — но это не повод  чтоб все расплачивались за неплательщиков

дефолты — это очищение от раздолбаев
Богдан, а Вы полагаете, что обанкротятся только «плохие»? Нет, обанкротятся все. Мы же про долговой кризис говорим.
avatar
Value, 
Нет, обанкротятся все. Мы же про долговой кризис говорим.


а кто такие ВСЕ? 
у меня долгов нет.
И уверен есть масса банков и инвесткомпаний и многие другие, кто не имеет необеспеченных долгов и не покупает  мусорные облигации.

не нужно думать что все дурачки которые дают в долг Аргентине/Греции  и т.д.

вот дурачки должны сейчас умереть, их конечно много, как тех кто торговал акциями в долг в 1929. Но многие торговали на свои или вообще не торговали. 
Богдан, и что дальше? У Вас нет, а у контрагентов есть (если Вы банк). И они лягут с Вашими деньгами. Exposure на «плохой» долг есть у всех. Он глобальный.
avatar
Value, 
И они лягут с Вашими деньгами

я храню в подвале.

пусть ложаться кто как умеет и в позах к которым привыкли — мне это по барабану


я посоветую почитать Джек Лондон — «Время не ждет»-описывал очень художественно и события свидетелем которого был сам

Богдан,

я храню в подвале.

На демке торгуете?
avatar
Value, 

я не торгую. Я жду. Проср… ть я всегда успею. Мне торопиться некуда
 коммунизм… уже скоро… в кошельках всей страны)
мой ответ чемберлену:

Пузырём глобального масштаба






да деньги, напечатанные деньги (вернее долг правительства США) на пошли на мировые фондовые рынки и не пошли в товары, они все пошли на АМЕРИКАНСКИЙ фондовый рынок. Я бы тоже расстороился если бы у меня долг возрастал и деньги которые я беру в долг уходили бы из семьи к соседям? Нафига мне такой дефицит тогда.


Вы где-то на этих графиках увидели пузырь? Я тоже нет!



Верно, пузыря в товарах нет — он весь на рынке США — я просчитывал с 1959 года — вот сколько меди мне дадут за 1 пункт Доу.  На графике эту зону выделил жёлтым каналом


Итого — пузырь на ФР  США



вот картинка  прирост ВВП и прирост фондового рынка сша (несколько графиков т.к. брал отсчёт с 1947 год/1976/1985  — логика простая — 1947 закончилась война/отмена золотого стандарта/отмена запрета байбеков и инвестбанков)

















теги блога VadimTrade

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн