Блог им. neophyte
Подтвердить мысль, приведенную в заголовке, можно на примере одного из самых известных трейдеров прошлого века. Его имя Джесси Ливермор.
Ливермор свою трейдерскую карьеру начал в букмекерских конторах, которые теперь называют «кухнями». Именно там он приобрел опыт агрессивной маржинальной торговли, и именно там на его психологию наложился отпечаток классического «игрока». Тот стереотип поведения, который практически не поддается корректировке без ломки личности, и который рано или поздно становится причиной серьезных жизненных проблем. За счет свойств своей личности Ливермор зарабатывал громадные состояния в случае удачных сделок и терял громадные суммы при неблагоприятном стечении обстоятельств. И в конце концов все закончилось так, как чаще всего и заканчивается у игроков — разорение, и, что еще печальнее, самоубийство в ноябре 1940 года.
Что можно добавить к сказанному.
Игрок — это неизлечимо.
Никакая стратегия, никакая система не избавят игрока от склонности к риску — основной черте его натуры. Он может быть более или менее удачлив, но основная черта натуры такого игрока — склонность к действиям на предельных рисках, когда неудача в сделке может быть равносильна полному краху. Этим трейдер-игрок и отличается от обычного трейдера.
У Джесси Ливермора были весьма разумные и достаточно новаторские для того времени правила торговли (или ему их приписывают, сейчас уже трудно сказать с полной достоверностью), но они не помогли ему удержаться на плаву. Вот перечень этих правил:
- Открывайте позиции только по тренду, т.е. если цена растёт – актив покупаем, если падает – играем на понижение;
- Не следует торговать, когда отсутствуют явные сигналы;
- Ждите подтверждения своей теории или точки входа, прежде чем совершить операцию;
- Дай прибыли расти, режь убытки;
- Рассчитывайте защитные стоп-приказы ещё до того, как откроете сделку;
- Если будущие перспективы становятся неясными, из позиции лучше выйти;
- На бычьем рынке спекулятивные позиции следует открывать по инструментам, показывающим самый интенсивный рост, а на падающем тренде целесообразно шортить самые слабые акции;
- Именно цена определяет действия трейдера, т.е. не следует пытаться увидеть то, чего нет;
- Исключите из системы усреднение убыточных сделок;
- Не ждите маржин-колл, лучше самостоятельно зафиксировать потери и сохранить часть капитала.
Правила разумные и в настоящее время считаются чуть ли не банальностью. Но мало иметь те или иные правила, ту или иную торговую стратегию или систему. Надо еще иметь волю жестко следовать своим же правилам и ограничивать риски, не поддаваясь эмоциям и азарту охотника.
Ливермор имел правила, но периоды, когда ему удавалось потрясти основы биржи, лишили его разумной осторожности и все кончилось так как и должно было кончится, хотя конец легендарного трейдера мог бы быть и не столь печальным. Но игрок не может жить без игры, а возможность продолжать игру у него закончилась.
Почему он самоубился не знает никто, может, ему диагностировали что-то неизлечимое, а он не захотел мучиться. Один из моих любимых писателей, Терри Праттчет, самоубился в 66, потому что ему диагностировали болезнь Альцгеймера, а он не захотел смотреть, как будет превращаться в овощ. Если по-твоему это слабость, по мне так наоборот.
P.S. Не сотвори себе кумира.
И Ливермор мне не кумир ни разу.
А мнение, выраженное вот в такой форме, хотя у тебя нет достаточных оснований для суждения — это осуждение ;)
Проехали в общем.
Пожалуй не 20 нынешних, а намного больше, если брать по покупательной способности. Я не помню точных цифр заработной платы рабочего в США в начале прошлого века, но по моему это было несколько десятков долларов в неделю.
Ну да, по покупательной способности больше 20 раз, но 20 уже много, чтобы показать разрыв ;)
Ливермор был игроком, но не был лудоманом, как я думаю. А это довольно большая разница. Лудомана интересует исключительно процесс, поэтому исход всегда 100% слив. А игрока — результат, и у них бывают разные исходы.
Сын стал криминальным раздолбаем, жена скурвилась, деньги развратили…