Блог им. Cryptocritics

Беседы с Рептиловичем - ч.18: "Скам как основная стратегия в маркетинге, консалтинге и вообще в бизнесе"

Осторожно, 18+ и низкий уровень политкорректности. Лицам с повышенной возбудимостью психики не читать.

====

К = Криптокритик

R = Red Reptilovich

====

Red Reptilovich: С маркетингом что-то всё совсем плохо. Превратился он в тотальное нае//алово — и появилась дилемма. Что скам в такой среде выгоден. Самая оптимальная стратегия — нае//ать хомяка так, что бы не порезаться об закон, который дрыхнет сейчас.

Криптокритик: Нет, там ситуация выглядит не совсем так. За неумением работать профессионально проще перейти к прямому нае//алову. Примерно как со следаками — профи разматывают подозреваемого по классике, а те, кто не умеют — томиком УК по башке.

Тут, собственно, даже проблема не в маркетинге, а в идеологии владельцев бизнеса. Такой же инфантильной, как и везде. «Хочу сразу много ништяков и быстро». А нормальный маркетинг — это фундаментальная работа над изменением самой компании.

Собственно, это одна из главных причин роста популярности «Бизнес-молодости» и БМ-подобных контор. Учат техническим вещам «по верхам» — и типа дальше само всё в бизнесе попрет. При этом у них нет курса работы над продуктом и вообще продуктового маркетинга кроме «смыслов для упаковки». Почему? А тут хомяку готовые инструкции не дать, хомяку придется основательно думать и башку ломать. А хомяк хочет сам «смысл-упаковка-лендинг-директ-CRM-инстаграм».

Вообще, имхо, иделология hard work уходит, и осталась фактически только в профессиональном спорте. Где, хоть убей, но не впахивая, медали и кубки не выиграть. А в единоборствах или контактных игровых видах — еще и сломают к чертовой матери.

Red Reptilovich: Только тот, кто «томиком УК по башке» идет по карьерной лестнице — потому что он расследует быстрее. Расследование нынче определяется «палкой» — и таким образом «палку» на порядок проще выбить. А дальше такой кадр выбивается в начальники уже к профессионалам. С соответствующими последствиями.

Если про спорт, то да, там, где остались внешние критерии, которые не обойти — пока еще работает. Но сломают критерии и там. Что там, сёрфинг в олимпиаду включают вроде? Вот и заведут профспорт в подобие кёрлинга и сёрфинга. А там уже тогда и пахать особо не надо.

Криптокритик: Не, сёрфинг — это техническое мастерство. Иначе лицом об дно или утонул нахрен.

Red Reptilovich: Там с определенного уровня уже оно нивелируется. И проявляется больше фактор удачи и художки. Двух одинаковых волн-то не бывает.

Криптокритик: Ну, на этот далеко не самый простой уровень еще надо выйти. А хомяк хочет вообще, чтобы все почти по нажатию кнопки было.

Red Reptilovich: Ну а раз собственник ведет бизнес так, что туда нормальный маркетинг не вписывается — то и нормальный маркетолог ему не нужен. Тот тупо понять происходящее не сможет. А вот маркетолог, который «упаковка-лендинг-директ-CRM-инстаграм» — востребован. Так что проблема в том, что нормальных бизнесов всё меньше, и они проигрывают...

Криптокритик: Естественно. Фактически уже сложилось разделение «маркетолог-мозги» и «маркетолог-руки». Почти всем нужны руки, потому что верят, что заказы и лиды польются сами собой. Только надо бюджет выделить и «попку» нанять, который этот бюджет рассует и всё настроит.

Red Reptilovich: Скамовая стратегия выигрывает у профи на короткой дитстанции. Я про это Фадееву намекнул, что он дурак. Но он даже не понял. Это в том посте про женскую логику.

Собственно, Фадеев  — наглядное подтверждение тому, что я пишу. Ни бизнеса, ни денег, ни популярности.

Криптокритик: Ну, он долгое время был за ширмой Торшиной в плане публичности, а потом осознал, что репутация и известность бывает только собственная и публичная. Вот и ускорился с писаниной.

Red Reptilovich: Но толку ноль и не будет. Пока не осознает все )) Собственно, он вроде умный, осознанный и этичный. Но в результате бегает по пи$$десменам средней руки, впаривая им обещание втюрить хомяку их китайское говно-неликвид. При том, что он на несколько голов выше, чем остальные маркетологи, которых я наблюдаю. Согласись, так себе успех при таких параметрах ))

Я бы вообще это успехом не назвал, если честно. А вот популярность той же Юрковской выше, и денег у нее больше )) При том, что она умудряется сохранять приличную этичность и она умная. А вот у откровенных жуликов из БМ — все зашибись. И у тех, кто у корпоратов сосёт и бюджеты пилит — тоже зашибись. При том что умом этикой и осознанностью там не пахнет и близко.

Криптокритик: Нет, конечно. Какая этика. Вспомни дело вокруг совладелицы агентства BBDO и «Холодильник.ру».

Вообще, это специфика рынка. У рекламных агентств — чем выше лезешь, тем меньше опций на собственное мнение перед клиентом. Ты просто становишься половой тряпкой для клиента и его руками. При этом тебя пялят за всё. В ответ ты тоже срёшь и нае//ываешь на полную катушку. Исключений ОООООЧЕНЬ НЕМНОГО. Типа того же РА «Восход». Да и то хз, насколько им удается не скатиться в типичную корпоративщину. Возможно, они давно уже там. Я поэтому себе N лет назад запретил работать в агентствах. Слишком много говна за одну зарплату.

Умным маркетологам вообще надо валить в консалтинг. Агентский бизнес — мертвая и бездуховная хрень.

Red Reptilovich: Ну консалтинг-то тоже давно соскамился. Разделившись на убер-консалтинг и шоу-консалтинг.

Если провести историческую параллель, то сейчас как в конце 80-х. Соцсоревнование перевыполнять глупо. Честно работать — тоже. Направлений получается примерно два: соскамиться или окучивать очень узкую, но перспективную (на долгосроке) нишу. Смирившись, что пока она не выстрелит, ты будешь страдать.

Криптокритик: Типа того. Плюс прокачивать известность и торговать где можно фасадом.

Red Reptilovich: Но грамотно торговать, не продавая совесть. Иначе ты всяко Бузовой проиграешь и Добровинскому. С прокачкой ниши (см. выше) есть хороший пример: айтишники ранних 90-х. Многие из них нормально выстрелили. Но очень далеко не все. Очень много талантливых так и осталось в жопе.

Криптокритик: Грамотно торговать — это сложно. Вообще, важнее стать частью тусовочки, которая будет работать по принципу «кукушка хвалит петуха, за то, что пялит он кукушку». Существенная часть рынка рекламных услуг и дизайн-студий именно так и работала, и вполне возможно, что работает до сих пор. То, что происходит в криптопесочнице и криптошарках — это лайт-версия тусовочки вокруг того же журнала «Как» и ВАШГД в свое время. Если ты в тусовочке — тебя порекомендуют какому-нибудь банку на жирный подряд. Нет — мучительно yebis сам. При этом тусовочка по качеству дел хотя бы тогда была как минимум среднего уровня, а то и высокого. А сейчас и этого нет.

Red Reptilovich: Да, но это уже устарело ;) Специализация-с.

В тусовочке нужно быть специалистом по тусованию, внезапно. А работу могут и на YouDo выполнить, за 300 рублей в час. А если ты отвлекаешься на профессиональное выполнение подряда — ты уменьшаешь тусовочные скиллы. И вылетаешь.

Соответственно, дилемма «тусовка или профессионализм» решается тупым нае//аловом. И это сейчас нормально. Посмотри на Артемия Толстого-Лебедева. Он это давно и вовремя сварил.

Впрочем, в консалтинге ровно так же. В тусовочке топы типа юристы-аудиторы, а реально пашут в BIG4 выпускники за еду. В надежде на повышение и опцию стать самими частью тусовочки. Если не сдохнут раньше времени.

Посмотри у юристов. «Адвокат Добровинский». Ну вылезло у него, что у него все доки липовые, и никакой он не адвокат с профессиональной точки зрения. И чо? Все поржали — всем пох вообще.

А я иногда люблю на YouDo полюбоваться. Там в топе заходы такого плана: "Я доктор юридических наук, стаж — 30 лет, вот перечень достижений и должностей — не какой то вам дешевый юрист! Я по 300 руб. в час не работаю! Я работаю аж по целых 500 рублей в час!!" А 500 рублей в час для фрилансера — это как зарплата 30 т.р. в Москве.

Криптокритик: Да слушай, вон Universa через далеко не последнее в стране юридическое бюро «Князев и партнеры» не смогла даже досудебку составить без идиотских ошибок. Ибо заказ передали какому-то адвокату внутри, а он, видать, посмотрел — разборка баблом не пахнет, какой-то сраный стартап против ноунейм-блогера — и отдал помощнице. А умственный уровень помощницы, судя по косякам в тексте, примерно как у табуретки. В итоге всё «Князев и партнеры» выглядит мудаками. Но это в наших глазах. Тусовочка и не заметит ничего.

А те же BIG4 уже давно торгуют только накопленной известностью и репутацией. Про качество работы давно там речи не идет. Над ними уже втихаря вовсю ржут. Там единственно их берут для легитимизации чего-либо внутри конторы. Типа «ну если Big4 сказали...». Ну или совсем тупые и госы.

Red Reptilovich: Вот! А я это (про «большую четверку») установил 25 лет назад.

Кстати, я даже не знал, что Юниверса «Князеву» это отдала. Думал, что найдут кому за 300 рублей заказать. Впрочем, в итоге так и вышло.

Криптокритик: А это ж самое смешное. Что ты сейчас фактически не знаешь кому реально заказ отдадут. Я этого говна насмотрелся с сетевыми рекламными агентствами. Они как BIG4 — только в рекламе. С поправкой, что креатив и медйику делают сами. А все остальное — на субподряд хер знает кому. А хер знает кто — еще хер знает кому. И так по цепочке до студентов из Воронежа за 300 рублей в день. Качество зачастую никакое, манагеры не могут не то, что внятно объяснить причины прое//ов, но даже просто что-то промычать. Но берутся-то за всё — и гордо трещат, что все будет ЧОТКО, только бюджет как следует насыпь.

Многие клиенты это просекли — и стали отдавать отделы у себя внутри, подкашивая бизнес агентств. Часто крупный ритейл на сторону агентств уже ничего не сдает в плане маркетинга, все силами штатных спецов. Ибо насмотрелись на агентства, нахер надо. В итоге, агентства были вынуждены еще больше нае//ывать клиента и экономить, чтобы сохранить уровень прибыльности.

Собственно, я об этом писал уже ранее в серии «Почему российский digital-агентства — это кромешный ад» (раздватричетыре).

Red Reptilovich: А в внутри другая засада: бюрократия, интриги и всем так же пох//й на работу. Разве что мычать умеют.

Криптокритик: Естественно. Там еще возникала ранее проблема (сейчас может устаканилось), что весь маркетинг / креатив / медийка — это непрофильная история для клиента. И хер знает, как ей внятно управлять. Там если и винтики, то слишком себе на уме, и непривыкшие к армейской иерархии. Это как раз единственный шанс агентств на рынке — иначе бы все ушли в штат, и осталась бы на рынке только мелочь для мелочи. Типа Фадеева и поставщиков китайского говна для быдла.

В итоге даже рекламные агентства постепенно стали превращаться в то, во что выродился LUXOFT — поставщик рабов и запасных рук при нехватке своих. И очень небольшой пласт еще остается поставщиком мозгов, то есть экспертизы. Но по факту, маркетинг — не настолько уж сложная наука. Тут экспертизу вполне можно вырастить у себя, думая башкой и читая книги. Это не инженерия, например.

Red Reptilovich: Да, но это мультидисциплинарная специальность. А с этим отдельная беда. Потому что ты эрудита от пи$$добола хрен отличишь. У спецов-то хоть какие-то формальные критерии есть...

Криптокритик: И тут круг замкнулся.

= = = = = 

Оригинальный пост: https://zen.yandex.ru/media/id/592d3ad87ddde88dbd5af2da/besedy-s-reptilovichem-ch18-skam-kak-osnovnaia-strategiia-v-marketinge-konsaltinge-i-voobsce-v-biznese-5d14aa6da0cd1d00af1068fc

Основной блог: https://zen.yandex.ru/media/id/592d3ad87ddde88dbd5af2da

Телеграм-канал «Криптокритика»: https://t.me/cryptocritique

Телеграм-канал «Маркетинг хуяркетинг»: https://t.me/marketinghuyarketing

Двух одинаковых людей не бывает, но мы легко отличаем людей и видим у них сходство. Так и с волнами.
avatar

Zorro


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Залогиниться

Зарегистрироваться
....все тэги
UPDONW