Блог им. bobef

интересная статья forbes

    • 28 октября 2018, 14:35
    • |
    • bobef
  • Еще
Быстрый рост Tesla не только ударит по конкурентам, но, что более важно, может привести к безработице всемирного масштаба
В третьем квартале 2018 года Tesla по числу произведенных машин не только обогнала Porsсhe и Jaguar, но и догнала «Автоваз» (в IV квартале — обгонит). Поставленная цель — 83 500 машин за квартал — вроде бы немного, но в долларовом эквиваленте это сильно превышает сумму в 5 млрд. При этом еще во втором квартале 2018 года американская компания по количеству выпущенных автомобилей сильно уступала всем перечисленным конкурентам.

Еще печальнее то, что на данный момент никто из ее соперников не смог предложить собственного убедительного аналога «теслы»: Jaguar I-PACE, не говоря уже о GM Bolt и прочих, ей все еще уступают, и в ближайшие годы сократить этот технологический разрыв вряд ли удастся. Увы, модель взаимодействия Tesla с окружающим миром напоминает отношения европейцев с их индийскими колониями: рост самой компании способен привести к спаду в окружающей ее мировой экономике. Чем это грозит нам?


Вечные автомобили против народного хозяйства
В 1953 году американский фантаст Клиффорд Саймак опубликовал роман «Кольцо вокруг Солнца». Сюжет его прост: некая группа лиц ставит себе целью разрушение мировой экономики с целью создания массовой безработицы, провоцирующей миграцию людей в другие миры. Поэтому они выводят на авторынок вечмобили — «вечные автомобили». Для них не ведется никакой рекламной кампании: «нет лучшей рекламы, чем слухи...» Думающие граждане немедленно сообразили: появление вечмобиля означало, что закроются все автомобильные заводы, большинство гаражей и ремонтных мастерских. Это нанесет серьезный удар по сталелитейной промышленности, и сотни тысяч людей лишатся работы.

По странному совпадению, c 2012 года компания Tesla начала производство машин, у которых оказался довольно большой ресурс. Комплект электродвигателей и трансмиссии Model 3 прошел 1,6 млн км, крутясь на испытательном стенде с переменной нагрузкой, имитирующей самые разные условия. Это эквивалентно 80 годам пробега для среднего автовладельца. И это больше, чем в принципе может пройти серийный двигатель внутреннего сгорания или его трансмиссия. Те же блоки моторов и трансмиссий стоят на электрофурах Tesla Semi, которые начнут выпускаться в 2019 году. Согласно статистике 2018 года, батарея «теслы» сохраняет 90% емкости после 300 000 км пробега (~15 лет для пользователя, не являющегося таксистом), после чего потеря емкости замедляется. По результатам стендовых тестов производителя, более 80% емкости сохранится и после 800 000 км пробега (~40 лет, если пользователь не таксист).

Почему так — понять несложно. Tesla первой в мировой практике сделала электромобиль с жидкостным охлаждением батареи, что позволило не только отапливать машину без лишних трат энергии (батарея при работе нагревается), но и быстро заряжать и разряжать аккумуляторы без перегрева, вносящего главный вклад в износ литиевых накопителей.

Стоит напомнить, что Tesla, так же как и ее предшественники из научной фантастики, не тратит ни доллара на рекламу, считая, что «нет лучшей рекламы, чем слухи». Разница с романом 1953 года только в том, что главный канал распространения таких слухов — соцсети и твиттер самого Илона Маска.

Tesla настолько близка к вечмобилю, насколько реальный автомобиль сегодня вообще может быть к нему близок. Большинство их водителей банально не проживут так долго, чтобы увидеть конец жизненного пути своего авто. Неплохой способ устроить массовую безработицу: с учетом того, что в электромобиле меньше деталей, для их выпуска понадобится намного меньше рабочих.

Первая жертва
Что самое неприятное — потребитель выбирает «теслы» вообще не за их ресурс. Сегодня не существует бензиновых машин с таким же сочетанием динамики и размера салона, как у Tesla Model 3. И сомнительно, что они вообще возможны: электромоторы компактнее, поэтому электромобиль имеет больше места, а короткий капот позволяет увеличить и длину салона. В теории ДВС-мобиль может иметь те же размеры, но тогда его придется делать длиннее и дороже, либо «ужимать» двигатель. Он может иметь лучшую динамику, но для этого ему надо иметь двигатель суперкара и цену суперкара. Все это означает, что Daimler, BMW, Audi и Lexus должны сильно пострадать от американского новичка.

Именно это и происходит: в 2017 году Model S обогнала Mercedes S-class, BMW 7-й серии и Аudi A8 в своей ценовой категории в Европе. Причем если у Model S европейские продажи за прошлый год выросли на 30%, то у BMW 7-й серии — упали на 13%. Tesla пожирает европейские марки заживо на их собственном рынке, а в Штатах процесс идет еще быстрее. В 2018 году Мodel S там опять показала рост продаж, в то время как продажи Cadillac XTS просели на 27%, Mercedes S-class — на 16%. Само собой, ценовых одноклассников Model 3 обошла куда сильнее, чем бюджетную Toyota Corolla. Tesla пока и на домашнем рынке не может удовлетворить спрос даже на самые дорогие модификации своей новой машины. Поэтому в Европу и КНР она пойдет только в следующем году, тогда же и начнет продажи базовой версии Model 3.

Tesla не просто намерена ударить по традиционным автопроизводителям, а уже это сделала. Ее продажи в США в сентябре 2018 года в штуках выросли на 563,6% по сравнению с сентябрем прошлого года. А у Mercedes-Benz — упали на 15,6%. И это только начало. В следующем году выпуск той же Model 3 удвоится. В 2020 году будет запущен кроссовер на той же платформе. К 2023 году планируется запуск в производство еще более дешевого «тесламобиля» по цене от $25 000.

Вторая жертва
«Теслы» бьют по мировой экономике даже сильнее «вечмобилей» Саймака. Дело в том, что фантаст 1953 года не мог себе представить успешную машину без ДВС, поэтому вечмобили у него заправлялись бензином. Tesla не просто продает электромобили — она еще и устанавливает солнечные батареи на крыши домов. К весне 2018 года они выработали 10,3 миллиарда киловатт-часов. Это равно годовому потреблению 3,4 млн Model 3 (при пробеге 20 000 км в год у каждой). На сегодня Tesla выпустила куда меньше электромобилей. Таким образом, эта компания не просто давит своих конкурентов среди автопроизводителей, но и наносит большой удар по нефтедобыче. За свой жизненный цикл каждая из ее машин сэкономит не менее 80 000 литров бензина — то есть сократит спрос на нефть на сумму, которая больше ее стоимости.

С учетом того, что Tesla в третьем квартале 2018 года выпустила ~80 000 электромобилей, нефтяная отрасль может лишиться около $20 млрд за 2018 год. Снижение спроса на бензин скажется не одномоментно. Проблема, однако, заключается в том, что «теслы» в мировой экономике будут накапливаться, а темп их производства — расти. К 2020 году их будут делать столько, что объем ежегодно уничтожаемого спроса на нефть достигнет $50 млрд. «Теслы» — это медленно действующий яд для добычи нефти. Пока его мало, отравленные ничего не чувствуют, но когда его станет достаточно много, чтобы что-то почувствовать — будет уже поздно что-то предпринимать.

Пока единственная страна, где электромобили привели к падению продаж жидкого топлива, — Норвегия. Остальной мир столкнется с этим заметно позже. Но уже к началу 2030-х годов эффект будет более чем заметен. В первую очередь — для кошельков жителей одной большой нефтедобывающей страны: две трети топлива в мире потребляет именно автотранспорт, и никакой другой потребитель не сможет поглотить столько нефти.

Производственные планы Tesla хорошо известны — от 10 до 20 гигафабрик по всему миру, с производительностью каждой по полмиллиона машин в год. Такой выпуск обернется ежегодным накапливающимся уменьшением нефтяного пирога на $300-600 млрд.

Неконкурентоспособность
Почему в США нет нормальных конкурентов новому игроку — вполне ясно. Стремление сделать прибыльным очередной квартальный отчет делает руководство «большой тройки» автопроизводителей неспособным к планированию на перспективу: средний глава автокомпании в США раньше уйдет на другую работу, чем успеет завершить разработку новой автоплатформы. Ему, в общем-то, все равно, что там будет с «его» компанией через десять лет. Акционеры требовали от него дивидендов? Нате, получите. И не спрашивайте, почему мы так и не смогли создать конкурента «тесле». Tesla, глава и крупнейший акционер которой в гробу видал выплату дивидендов, — исключение.

А вот европейцы или азиаты — совсем иное дело. На первый взгляд, BMW, у которых продажи из-за Tesla уже сейчас падают, должны как-то озаботиться происходящим. Да, ДВС-мобили не станут как Model 3 — это технически невозможно из-за объективно неустранимых недостатков ДВС и их трансмиссии. Но почему бы не сделать свой электромобиль?

Последняя попытка Jaguar создать «теслакиллер» — Jaguar I-Pace c батареей на 90 киловатт-час и объявленной дальностью в 470 километров — провалилась. Это выглядело мощной заявкой на конкуренцию с Tesla Model X — у ее версии с такой же вроде бы батареей дальность всего 414 километров. Но в реальности, увы, дальность поездки I-Pace не превышает и 320 км. Это очень плохой результат: Tesla Model X даже в версии с батареей на 75 киловатт-часов показывает 383 км в реальной жизни. И это несмотря на то, что она на 0,3 метра длиннее, отчего места внутри значительно больше, и туда могут поместиться до семи человек.

Почему Jaguar не справился? Все просто: в реальных тестах он тратит 26,0 киловатт-часов на 100 км, а Model X 75D — 22,5 киловатт-часа. Это особенно режет глаз потому, что «тесла» больше и поэтому на 0,36 тонн тяжелее «ягуара». Коэффициент аэродинамического сопротивления Jaguar I-Pace — 0,29, у Model X — 0,24 (самый низкий среди всех кроссоверов).

Кроме того, у «тесл» батарея состоит из нескольких тысяч цилиндрических литиевых элементов, между которыми проложены трубки с охлаждающей жидкостью. Другие автопроизводители, с меньшим опытом в электромобилях, вместо этого имеют несколько сотен более крупных литиевых элементов. Неправильный подход к проектированию батарей дает и более медленное пополнение зарядки: Model X пополняет заряд батареи на 250 км пробега за 30 минут. Jaguar I-Pace на 160 км пробега — за 50 минут.

Другой пример непонимания того, как надо проектировать электромобили, — GM Bolt. У «тесл» батарея под полом содержит несминаемую защитную структуру, за счет которой машина при ударах меньше «бьет» по водителю. Среди всех краш-тестов модели «теслы» занимают все верхние места: вероятность ранения пассажира и водителей там в 1,5 раза ниже, чем у ближайших конкурентов. А вот конструкторы GM Bolt решили, что батарею проще расположить более компактно. Конечно проще, тут они правы. Но есть проблема: в итоге GM Bolt имеет безопасность ниже многих машин в ДВС.

Может ли классический автопроизводитель сделать удачный электромобиль? Теоретически — да. Практически — нет: Tesla Roadster появился десять лет назад, а серьезных конкурентов так и не видно. Причем Jaguar I-Pace — лучший из имеющихся в продаже соперников Tesla. И GM Bolt, и Nissan Leaf имеют еще худшую скорость подзарядки и в итоге еще меньшую популярность. На американском рынке в месяц продается всего 3000 GM Bolt и Nissan Leaf вместе взятых. Это в десять раз меньше, чем продает Tesla.

Tesla проектирует полноценные серийные электромобили многие годы и делает их уже шесть лет. У ее конкурентов такого опыта нет, поэтому еще долго они будут на положении догоняющих. Нельзя начать работать над сложным продуктом с опозданием в несколько лет и тут же нагнать конкурента. Надо было решиться на переход к электромобилям одновременно с Tesla, то есть 15 лет назад.

Колониальная модель
Тесла использует колониальную модель взаимоотношений с мировой экономикой. Она не встраивается в имеющиеся цепочки поставок, когда продажи ее продукта стимулируют производство смежников, плюс производителей топлива, плюс рабочие места у дилеров. В ее схеме все наоборот: она покупает материалы, медную проволоку, литий, никель, марганец, кобальт, алюминий, а дальше уже на своих заводах делает и моторы, и аккумуляторы, и все остальное. При этом продажи ее машин не стимулируют нефтедобытчиков или производителей солнечных батарей и ветряков — она сама продает своих солнечных батарей столько, чтобы их годовая генерация с лихвой покрывала энергопотребление ее машин.

Кроме того, она пытается выбить почву из-под ног и у будущих конкурентов в сфере услуг типа Waymo или Uber с проектом Tesla Network. После активации полного автопилота для «тесл» (ближайшие 2-3 года) каждый владелец такой машины через телефон сможет разрешить ей «таксовать», пока она ему не нужна и он не вызовет ее к себе. Tesla через свое приложение при этом выступит в роли агрегатора типа «Яндекс.Такси». Миллионы таксистов по всему миру сегодня зря ругают подобные агрегаторы: да, таксисту трудно с ними конкурировать, но когда им на смену придут роботизированные такси, конкуренция станет просто невозможной.

Еще одна будущая армия безработных — работники дилерских центров. Только в США их больше 2 млн. У Tesla нет дилеров, только небольшое число магазинов. Если в США в руках дилеров стабильно находится миллион машин, которые не получилось быстро продать, то у Tesla остатков почти нет — машина поставляется под заказ, и не в магазин, а клиенту. Сеть поставок Tesla не требует огромных площадей или многих занятых — клиенты заказывают машины в интернете.

Без единого шанса
Следует понимать, что происходящий жесткий передел рынка по сути отсекает от него всех, кто не располагает доступом к большим и долгосрочным кредитам. И это очень плохо.

«Автоваз» за последние пять лет инвестировал в производство 90 млрд рублей. Tesla каждый год инвестирует больше $2 млрд. В России вообще есть только одно промышленное предприятие, которое хотя бы приблизилось к такой цифре, — «Уралвагонзавод». Понятно, что государство костьми ляжет, но обеспечит инвестиции, поскольку отстать в технологическом уровне танков мы себе позволить не можем. Но не менее очевидно и другое: государство за весь постсоветский период не инвестировало в автопром средства, сравнимые с инвестициями в танковый завод. И оно никогда не будет этого делать. Сами же владельцы российских автозаводов этого не станут делать тем более. Как пишут в прессе, «невозможно высокая внутренняя цена денег, отсутствие комплексной, страновой перспективы развития хозяйства приводят к тому, что компании предпочитают стратегию минимальных вложений при супермаржинальности». Проще говоря, их волнует только одно: как бы вложиться поменьше, а прибыль получить побольше.

На таких принципах конкурировать в высокотехнологичной области невозможно. Чтобы хотя бы пытаться выжить в условиях электромобильного нашествия, надо инвестировать, как Volkswagen AG. Эта немецкая компания планирует выжить на одном рынке с Tesla и поэтому намерена вкладывать в электромобили по $5 млрд в год. Вся российская крупная обрабатывающая промышленность вместе взятая инвестирует в производство заметно меньше.

Нельзя сказать, что таких денег в нашей стране не было в принципе. Например, «Газпром» инвестирует и $20 млрд в год. Но то, что возможно для нефтегазового сектора, нереально для нашей обрабатывающей промышленности. Там просто нет таких денег. А если она будет инвестировать в кредит, то при имеющихся процентах тот же «Автоваз» будет гуманнее сразу закрыть, чем мучить его, безнадежно пытаясь выплатить сверхдорогие займы.

www.forbes.ru/tehnologii/368133-ozhivshiy-koshmar-kak-tesla-ubivaet-mirovoy-avtoprom
★14
42 комментария
Это пожалуй самая лучшая статья об электромобилях которую я прочитал за последнее время. Все в точку. И попытка спрятать голову в песок и не понимать того что рано или поздно электромобили вытеснят все ДВС, выглядит глупо. Нужно сейчас не заниматься инвестированием в Автоваз, а быстро искать (лоха) инвестора чтобы побыстрее скинуть то что еще хоть что-то стоит.
avatar
USSR12, так вроде скинули лохам )
USSR12, по-моему идиотов, не понимающих, что будущее за автомобилями бущущего, нет даже в дурдоме.
Вопрос только ЭлектроЛИэтоМобили будут?
Весьма спорная эта электро-перспектива, доложу я вам.

ТС: тупое наращивание производства в палатках (почитайте недавние статьи по теме на СЛ) при такой убыточности Теслы —
просто сказки про белого бычка.

И рассказы про «вечмобили» из той же оперы. Последние айфоны покупают не потому, что предыдущий за год успел износиться (сорри за такой тупой пример).
avatar
VladMih,

Нам уже лет 10 поют про то что электромобили не выгодны, у них нет будущего, быстро разряжаются батареи, долго заряжаются, маленький ресурс батареи, зимой не ездят и остальные страшилки, а электромобили тихой сапой улучшаются и улучшаются, их становится все больше и больше. А вы продолжайте не замечать очевидного.

Нам так же рассказывали про сланцевый газ и нефть, мол это миф, а этот миф уже обогнал по добыче нефти Россию, вот так вот. Нужно своей головой стараться думать, а не пропаганду слушать.

avatar
USSR12, насчет моей головы поосторожней —
это моё больное место, к тому же я вашу… пока не трогал.
Лучше научитесь читать что читаете и не приписывать всем подряд то, что вам не нравится из когда-либо и где-либо услышанного. Я ни слова не говорил о страшилках, которые вы так любите обсуждать.
А вот более современные источники энергии будущего, не добываемые из углеводородов — это тема поинтересней.

Да-да, у вас гидро, у вас ветряки, солнечные батареи...
Знаю, не трудитесь. Просто «старайтесь своей головой думать».
avatar
USSR12, Нужно срочно вводить запрет на ввоз к нам сюда электромобилей и уголовную ответственность за владение и использование оных. Вообще запретить о них писать и говорить.
Осилил, но терпеть не могу копипаст!
avatar
Быстрый рост Tesla не только ударит по конкурентам, но, что более важно, может привести к безработице всемирного масштаба

В ближайшие десятилетия нам это не грозит. Тесла акцентирована на клиентуру бизнес класса. и пока себестоимость продукции не упадет до разумных пределов — замещение не грозит.

Второе, все крупные автоконцерны ведут свои разработки по внедрению электрокаров, некоторые уже выпустили на рынок собственные разработки, а это значит что на смену современным автомобилям придет новое поколение под уже известными брендами))

чего действительно стоит ожидать, так это свертывания убыточной отечественной автопромышленности в последующих десятилетиях.
Влад Гильдебрандт, по трейл ину большая часть обмениваемых на теслу авто стоимостью меньше 35 тыс долларов, т.е. это небогатые американцы.
Тесла уже начала продавать Модел 3 за 46 тыс долларов.
avatar
что-то там про большой ресурс


В каком ценовом сегменте выпускается тесла? А много ли машинки отбегали в реальных условиях, а не на тестовом стенде? А достоверна ли информация предоставляемая компанией? Особенно актуально это после дизельного скандала и отчётностей теслы.

И почему-то у меня стойкое ощущение будто эту статью я где-то уже видел.
avatar
Пётр Новак, вот посвежее посмотри  Tesla Model 3 ( рейтинг 4,5 из 5)
avatar
Олег, Это всё хорошо, но вы предлагает доверять этому? Когда ты открываешь страничку отзывов, а там люди покупающие машины ставят 5 баллов по всем пунктам? Или самой статье, которая описывает машины с точки зрения продавца?
avatar
Пётр Новак, на мой взгляд цифры из таблички  «US best selling cars» достаточно показательны
avatar
Олег, Цифры никогда не врут, но цифрами легко можно манипулировать. 
1) Там взята сумма всех проданных машин Теслы 3ей модели. Тут можно сманипулировать на разнице в ценах, ибо 1 машина за 100 тысяч даст столько же в общий счёт, сколько и 2 машины по 50 или 4 машины по 25 тысяч.  То есть вы вроде бы в плюсе, но по объёмам не совсем.
2) Выпускаются ли в продажу в этом квартале Теслы предыдущих версий? Если вы выпускаете только 1 модель, то у вас могут купить только 1 модель. В то же время конкуренты могут выпускать 3-5 моделей на рынок, тем самым вы будете лидировать относительно какой-то модели, но не относительно производителя.
Можно как третий пункт добавить — какой рынок охватывала приведённая выше статистика? Рынок первички?
Если уж смотреть на показательные цифры, то нужна статистика обширнее чем на 5 машин.



З.Ы. На смартлабе уже выкладывалось «10 неприятных фактов о Тесла и Илоне Маске»

Но при этом, ключевой задачей третьего квартала для Маска является задача изобразить прибыльный квартал (по аналогии с «прибыльным» третьим кварталом 2016 г.

Для этого он:

1) сдвинул продажу части автомобилей со второго квартала на третий

2) Сделал в 3 квартале непропорционально большую долю продаж самых дорогих версий.

3) привлек бесплатный труд теслохомячья по доставке машин.

4) сократил расходы на развитие компании (электрозаправки, новые автомобили)

Опять таки к вопросу о манипулировании цифрами.
avatar
Пётр Новак, 
Там взята сумма всех проданных машин Теслы 3ей модели. Тут можно сманипулировать на разнице в ценах, ибо 1 машина за 100 тысяч даст столько же в общий счёт, сколько и 2 машины по 50
там показано то, что  показано-сумма продаж по моделям. Если бы было по количеству-это была бы уже другая таблица, где здесь вы видите манипуляции?  Хотите сравнивать по кол-ву?-это ваш выбор. Но мне лично это неинтересно, в  Индии миллиард велосипедов и что с того.
2) Выпускаются ли в продажу в этом квартале Теслы предыдущих версий? Если вы выпускаете только 1 модель, то у вас могут купить только 1 модель. В то же время конкуренты могут выпускать 3-5 моделей на рынок, тем самым вы будете лидировать относительно какой-то модели, но не относительно производителя.
Посмотрите внимательнее-таблица именно по моделям, а не по производителям
Можно как третий пункт добавить — какой рынок охватывала приведённая выше статистика? Рынок первички? 
Да, рынок первички и никак по другому.
avatar
Пётр Новак, в этих 10 фактах указывалась откровенная ложь про патенты теслы якобы сплошь про дизайн. Что автоматически показывает достоверность всех остальных фактов.
stks.freshpatents.com/Tesla-Motors-Inc-nm1.php
Пётр Новак, потому что уже притаскивали сюда эту пасту - https://smart-lab.ru/blog/500283.php
avatar
Пётр Новак, может электромотор и более долговечный чем ДВС, и меньше деталей при передаче этой мощности к колесу, но все остальные проблемы с подвеской, электрикой, коррозией кузова и т.п. такие же.

эти проблемы заставят развёртывать свою сеть сервисов или договариваться с дилерами.

Тесла будет очередной автомобильной маркой. Потом. А пока цена ограничивает покупательную привлекательность.

Выиграет тот кто первый сделает аккумулятор на нанотрубках, с быстрой зарядкой и «вечным» сроком службы. И все автопроизводители выстроятся к нему в очередь с протянутой рукой.
avatar
У Вольво довольно интересная стратегия по плавному замещению ДВС через downsizing и постройке гибридных схем. В дальнейшем будет полный переход на электрическую энергию. Странно, что автор не упомянул этого производителя, а взял за пример Ягуар-Ленд Ровер
avatar
Тесла не потратила ни 1$ на рекламу? А это что тогда? :)
avatar
Gypsy, статья явно заказная. Может маск лично заплатил.
Сергей Кузнецов, скорее фонды хотят скинуть шлак на толпу. Несколько дней у них есть, сейчас толпу загонят и закроются о них.
avatar
У нас в мороз эти машины на батарейках не будут ездить
avatar
ANt0sh, У нас в мороз эти машины на батарейках не будут ездить
У нас и бензиновые в мороз не заводятся. У нас никакие машины в мороз не будут ездить. Лошади будут.
bobef, я не верю, что это из-за этого у них упала цена
avatar
bobef, на юго-западе Норвегии, где и живет большинство населения, зимы намного мягче российских из-за Гольфстрима. 

А по Тесле согласен с некоторыми комментаторами выше, если сделает хороший бюджетный электромобиль, тогда сможет захватить настоящее лидерство. А состязание с s-классом или 7 бэхой — это больше баловство, там сегмент маленький.
avatar
опять всё поменялось, то тесла банкрот, теперь все остальные банкрот, снова пора тарить теслу?
avatar
Роман Ранний, не, вот теперь пора тарить Русгидро. Нужна же дешевая
э/э для заправок ))))
avatar
owl-ural, точно!
avatar
Отличная статья, раз в неделю можно публиковать);)

Нам электромобили не грозят, Путин сказал, что будем ездить на газу, значит на газу…
avatar
Тесла уже всем надоела, создала хайп, даж гиганты повелись и ринулись копать эту тему, позже плюнули и вышли, вот теперь остался только «хайп и тесла», держутся как ютуб канал который уже всех задолбал но остается в подписках по старой памяти…
avatar
Этот баян уже третий раз тут постят ).
avatar
По сути, Тесла и ее комивояжер Маск — типичная еврейская погремушка. До глубины души нравится русофобам, юным интернет-интеллигентам и малолетним дебилам, живущим за счет продажи нефти.

К вопросу о структуре потребления нефти:



Электромобили трансформируют потребление нефти — из двигателей автомобилей в двигатели турбин электростанций (включая электрозаправки в удаленных местах и мобильные электрозаправки).

Но русофобы, начитавшиеся еврейских СМИ, связывают электромобили со смертью России. Идиоты, блть))

Кто такие малолетние дебилы?
avatar
Сергей Симонов, ну почему юдофобы такие тупые?-ты статью то прочитай сначала, прежде чем картинки постить, -генерация электричества солнечных батарей Тесла покрывает потребности их автомобилей с запасом
avatar
Ничего не будет. Ни книг, ни театра, ни газет, ни кино.
Телевидение. Одно сплошное телевидение. ©.
Максим Барбашин, я все ждал, когда сюда прибегут пригожинские. Поздравляю, ты выиграл.
avatar
 По результатам стендовых тестов производителя, более 80% емкости сохранится и после 800 000 км пробега (~40 лет, если пользователь не таксист).
Есть такое понятие «моральное устаревание».
Современную одежду можно носить годами.
Но вот придумали моду…
Максим Барбашин, Есть такое понятие «моральное устаревание».
Современную одежду можно носить годами.
Но вот придумали моду…
Телогрейки можно носить всю жизнь и передать внукам, но дурацкие моды тянут деньги и карманов.
bobef, в Осло климат мягче, чем в Воронеже.

теги блога bobef

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн