Блог им. ekonomica1
Правительство Путина сообщает, что работает над планами дедолларизации $1.6-трилионной российской экономики и освобождении крупнейших отраслей от зависимости от американской валюты после нескольких лет санкций и в преддверии введении новых ограничений со стороны Вашингтона.
Сенат США изучает предложения, призванные наказать Россию за международную агрессию и предполагаемое вмешательство в американские выборы. Новые санкции могут отрезать крупнейшие банки РФ от доллара и перекрыть Москве доступ к иностранным долговым рынкам.
Действующие санкции уже отрезали оборонную промышленность и ряд крупнейших корпоративных групп от использования доллара и существенно ограничили возможность крупнейших нефтегазовых игроков заимствовать в американской валюте.
План главы ВТБ Андрея Костина, который предполагает, что банки и компании будут конвертировать долларовые расчеты в другие валюты, поддержали министерство финансов, Центробанк и, как сообщил на этой неделе Костин, президент страны. Кроме того, Кремль будет стремиться заключать сделки с крупными торговыми партнерами при помощи российского рубля для импорта и экспорта. Эту инициативу поддерживают Китай и Турция, отношения которых с Америкой не менее напряженные.
«Все больше стран, не только на Востоке, но также в Европе, начинают задумываться о том, как минимизировать свою зависимость от доллара США. И они вдруг понимают, что а) это возможно, б) это нужно сделать и в) можно спасти себя, если сделать это раньше», — заявил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков.
Однако сказать легко, да трудно сделать. Россия сильно зависима от экспорта сырья и энергоносителей – это рынки, где доллар является предпочтительной валютой. И Кремль вряд ли сможет убедить своих западных партнеров использовать российскую валюту.
Так может ли Россия действительно отказаться от доллара? Аналитики расходятся во мнениях по поводу того, насколько болезненными оказались четырехлетние санкции для российской экономики, но их влияние на валютный рынок и рынок облигаций было существенным.
После того, как в апреле минфин США объявил о своих самых жестких мерах, отрезавших крупный бизнес, включая алюминиевую промышленность России, от доллара и ведения бизнеса в Штатах, рубль подешевел на 18% против американской валюты.
Угрозы Вашингтона распространить аналогичные ограничения на государственные банки и запретить покупку российского суверенного долга спровоцировали распродажи ОФЗ на $7.5 млрд.
Россия является крупным экспортером. В прошлом году ее торговый профицит составил $115 млрд. Российские металлы, зерно, нефть и газ потребляются по всему миру и продолжают пользоваться высоким спросом на Западе, несмотря на ухудшение отношений между Москвой и многими западными странами.
Расширение торговли с Китаем и другими азиатскими партнерами в последние годы помогло сократить общий вклад доллара в валютные расчеты, но по итогам прошлого года на американскую валюту по-прежнему пришлось 68% расчетов.
«Я поддерживаю стремление к увеличению расчетов в национальной валюте, безусловно. Правда, этот процесс должен отвечать интересам экономики и наших компаний-экспортеров, но, тем не менее, это уже сейчас происходит, и, конечно, это перспективное направление», — заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина.
Усилия России по снижению уровня долларового долга приносят скромные успехи – с декабря 2015 года, когда показатель составлял 68%, по состоянию на март этого года он снизился до 53%. Правительство сократило экспозицию по долгу, выраженному в долларах, до 31% от 75% в 2011 году.
Что еще важнее, российские банки и компании, которые сильнее остальных пострадают от новых санкций, в состоянии перевести немалую часть своих долгов из долларов в рубли. Однако экспозиция в корпоративном секторе по-прежнему превышает 55%.
Как обнаружил попавший под санкции США в апреле Русал, крупнейший производитель алюминия за пределами Китая, неспособность погасить свой долларовый долг – верный способ отпугнуть инвесторов.
Расширение торговли с конкурентами Америки облегчит процесс дедолларизации России.
На крупных военных учениях во Владивостоке, которые прошли в сентябре, Путин и китайский лидер Си Цзиньпин пообещали друг другу держаться вместе и противостоять агрессивной политике Вашингтона, включающей санкции против России и торговые пошлины в отношении Пекина.
Превращение этих обещаний в реальность – очень важный для Москвы этап в процессе дедолларизации. В последние годы расширение торговли с КНР компенсирует сокращение торговых объемов с ЕС. И Путин и Си выразили желание повысить использование российской и китайской валют для двусторонней торговли.
Турция тоже заявила о своей готовности торговать с Россией через национальные валюты. Но торговля с Анкарой менее значима для России в сравнении с крупными западными партнерами, а механизм оплаты товаров в лирах или рублях еще предстоит разработать. И учитывая собственные финансовые проблемы Турции, у этой страны меньше возможностей и энтузиазма, чем хотелось бы Москве.
«Дедолларизация возможна до определенной степени, но это вопрос не выхода за пределы территории доллара, а того, какой будет альтернатива? Евро? Юань? Биткоин? Какова модель следующей системы? Нет уникального единоличного решения, и может быть целый ряд вариантов. У каждого из них есть свои минусы – мы должны сбалансировать минусы сохранения в долларе и минусы поиска новой ситуации», — отметил Константин Корищенко, бывший зампред ЦБ РФ.
Несмотря на все обещания и программы по снижению зависимости России от углеводородов, производство нефти и газа по-прежнему является хребтом экономики страны – на этот сектор приходится около 50% поступлений в федеральный бюджет.
Газ, как правило, экспортируется в европейские страны по долгосрочным контрактам, выраженным в евро. Тогда как мировая торговля нефтью – это долларовый рынок, и крупные трейдеры вряд ли станут принимать на себя валютные риски, покупая и продавая в других валютах.
Китай, который увеличил импорт газа и нефти из России, может, и готов к дедолларизации покупок, но другие страны вряд ли последуют его примеру.
«Вы не можете просто сказать: Хорошо. Давайте откажемся от доллара и будем торговать в евро. Ливия уже пыталась это сделать и потерпела неудачу. Роль доллара на нефтяном рынке не может измениться быстро» — добавил Корищенко.
Тут главный вопрос не соскочить с долларовой иглы, а на какую иглу пересесть. Рублевой ведь у нас нет, и рублевая игла непривлекательна для других стран. Я думаю, что ответа на вопрос КУДА ПЕРЕСКОЧИТЬ нет даже у тех, кто решил соскочить с бакса.
А вот когда нас силой туда заталкивают, когда новые расходы и убытки причиняются нам самим долларом, то уже и не сложно отказаться от платежей в долларе.
Сначала избирательно, дальше больше.
Посмотрите как идея овладевает массами. Еще недавно эта тема казалась маргинальной. А сегодня и дня не проходит без обсуждения. Предложения новых вариантов, заявлений высокопоставленных политиков.
А идея овладевшая массами становится материальной силой.
Да и американский долг нарастает триллионами в год. Так и до дефолта недалеко. Крайние сроки уже можно просчитать.
Дальше просто сработает страх как бы не остаться на бобах в долларовой системе.
Вы то наверняка доживете до её краха. И это уже не зависит от возможностей каких то людей этот крах остановить.
Не так давно даже сама возможность американского правительства не расплатиться по долгу казалась абсурдной. А сегодня не видно вариантов как это можно сделать.
Я как покупал доллары и еврики так и буду покупать потихоньку.