Правительство США предупредило, что если правительство Венесуэлы с 30 июля перейдет к новой конституции, чтобы добиться консолидации власти в руках президента Николя Мадуро, это приведет к «быстрым экономическим действиям». Этот шаг явно призван укрепить власть президента перед лицом ожесточенной и растущей оппозиции.
Заявление правительства США широко интерпретируется как угроза государственной нефтяной компании PDVSA, основного источника дохода правительства. «Я считаю, что есть множество вариантов», — сказал Майкл Шифтер, президент Межамериканского диалога, на WSJ на прошлой неделе. «Меня не удивило бы обсуждение очень суровых мер против венесуэльского правительства. Если так, я надеюсь, что они принесут больше пользы, чем вреда.
Точные сведения о том, как выглядят санкции, пока не известны, с перспективой от легких до исключительно агрессивных. Меры могут составлять лишь санкции в отношении отдельных лиц, например, правительство США с Россией несколько лет назад. Более серьезными действиями, которые, как сообщается, будут рассмотрены, будет запрет на экспорт Венесуэльской сырой нефти в США, что, вероятно, будет иметь далеко идущие последствия для Венесуэлы, США и нефтяного рынка.
Очевидно, что запрет нанесет поразительный урон Венесуэле, на что мы мгновенно отреагируем. Но запрет на венесуэльскую нефть также повлияет на США, особенно на американские нефтеперерабатывающие компании. Данные EIA показывают, что США импортируют в среднем 857 000 баррелей в сутки из Венесуэлы в апреле, последний месяц, по которому имеются данные. Существенно, что большая часть этого идет на побережье Мексиканского залива, и почти все это в виде тяжелой нефти, такой тип нефти на который нефтеперерабатывающие заводы в Мексиканском заливе особенно приспособлены для обработки.
S & P Global Platts утверждает, что запрет может нанести ущерб поставкам более тяжелых типов сырой нефти для нефтеперерабатывающих предприятий США. Например, Phillips 66 'Sweeny Refinery в Старом океане, Техас в прошлом году импортировал более 46 миллионов баррелей венесуэльской нефти, причем больше всего на любом другом нефтеперерабатывающем заводе. Кроме того, Citgo, принадлежащая PDVSA, имеет нефтеперерабатывающий завод в Лейк-Чарльз, штат Луизиана, объект, который импортировал 44 миллиона баррелей в 2016 году.
Запрет на венесуэльскую нефть будет напрягать рынок тяжелой нефти в США, которая уже ужесточается из-за сокращения импорта среднекипящей нефти из Саудовской Аравии. Саудовская Аравия стремится сократить экспорт в США, чтобы снизить запасы США.
Это поставило премию на средне-тяжелые виды сырой нефти. Другие источники, возможно, не смогут заменить потерянное предложение. Тяжелая нефть из Канады ограничена ограничениями на трубопровод. Тяжелая добыча нефти из Мексики и Колумбии застаивается или снижается.
Таким образом, поставки Венесуэлы исключительно важны для некоторых нефтеперерабатывающих компаний США на побережье Мексиканского залива на современном рынке. «Мы сейчас не в балансе, и санкции сделают нас более сбалансированными», — сказал Рик Хосвик, управляющий директор по нефти с PIRA Energy Group, подразделением S & P Global Platts.
Тем не менее, нефтеперерабатывающие заводы, вероятно, приспособились бы, если бы санкции были поэтапно введены, а не выполнялись внезапно. Joswick говорит, что тяжелые нефтеперерабатывающие заводы смогут использовать средние сорта, в то время как нефтеперерабатывающие заводы среднего класса будут переключаться на более легкие масла.
Но, если правительство США внезапно ударит по запрету на венесуэльскую нефть, этот шаг будет «очень разрушительным», что приведет к резкому росту цен на нефть. «Эти нефтеперерабатывающие заводы будут в растерянности, скупая все, что можно», — сказал Джовис. В конечном счете, сокращение поставок, вероятно, заставит нефтепереработчики сократить объем производства примерно на 400 000 баррелей в сутки в течение примерно двух месяцев.
Между тем, как сообщается, российская «Роснефть» намерена обменять свои доли в принадлежащем Венесуэле Citgo на более надежные активы на венесуэльских нефтяных месторождениях. Citgo принадлежит PDVSA, но базируется в США, где она может попасть в санкции. «Роснефть» имеет 49,9% акций Citgo в качестве залога на сумму в 1,5 млрд долларов, предоставленную PDVSA в 2016 году. Запрет на венесуэльскую нефть в США может быть губительным для Citgo, поэтому «Роснефть» хочет обменять свою долю на активы предприятий, для более оперативного и совместного контроля.
Однако для Венесуэлы нет хороших вариантов. PDVSA может быть вынужден отправить больше нефти в Россию или согласиться на более выгодные сделки с «Роснефтью». Это также внесет в цену геополитику, поскольку президента Мадуро критиковали за продажу драгоценностей короны страны.