Дисклеймер 1: пост отражает личное мнение автора и не претендует на звание истины в последней инстанции.
Дисклеймер 2: в посте используются два весьма спорных предположения:
а) Существуют бизнесы — акционерные общества, дружественные к миноритариям и не выводящие прибыль в оффшоры и зарплаты топ-менеджеров;
б) долгосрочная цель любого существующего бизнеса — достичь рентабельности, значительно превышающей инфляцию и ставки по депозитам.
Если эти предположения считать неверными, заключения поста неверны и обсуждение бессмысленно. Как гласит логика высказываний «из ложной посылки — всё, что угодно».
Среди клиентов биржи существуют две большие группы, которые редко пересекаются: краткосрочные инвесторы (спекулянты) и долгосрочные инвесторы. Среди первых возможна куда более высокая доходность, но число проигравших намного больше числа выигравших. Среди вторых — доходы не так высоки, но и разорившихся долгосрочных инвесторов не так и много (при разумном инвестировании с диверсификацией и ребалансировкой). Попробуем разобраться, почему распределения величины и доли выигрышей и проигрышей так различаются.
— Что означает покупка акций с точки зрения экономики? — Покупку доли в бизнесе.
— Почему именно акции? Почему бы не положить деньги в банк? — Потому что бизнес создает добавленную стоимость и генерирует денежный поток. Владелец доли в бизнесе получает долю прибыли бизнеса, пропорциональную его доле в уставном капитале.
— За счет чего может измениться стоимость бизнеса? — За счет переоценки активов, за счет роста рентабельности, за счет роста стоимости активов (как инфляционного, так и инвестиционного).
Рост рентабельности и стоимости активов — процесс небыстрый, требует многих месяцев и даже лет. Переоценка активов (рыночная) в сторону увеличения или уменьшения может произойти за несколько часов, если акции торгуются на бирже.
Долгосрочные инвесторы делают ставку, в основном, на первые два фактора удорожания бизнеса.
Краткосрочные спекулянты играют на рыночных переоценках бизнеса.
Поскольку рыночная переоценка бизнеса (т.е., фактически, цена акций) зависит больше от ожиданий инвесторов, чем от менеджмента компании, то и волатильность рыночной стоимости акций (зависящей от информационного фона) несоизмеримо выше волатильности стоимости активов (оцениваемых методами бухучета и аудита).
Таким образом, краткосрочники торгуют, фактически, информацией (в т.ч. отраженной в ценах акций — по теории Доу), а долгосрочники — реальными активами. Для оценки стоимости информации пока не придумано единого метода, поэтому и невозможно предсказать, куда пойдет цена в краткосрочном периоде.
Отсюда можно сделать вывод, почему инвестор покупает акции и на основании чего он их выбирает:
— выгодно купить сильно недооцененный бизнес (акции с низким P/E, P/BV), пока он не вырос в цене (ведь на долгосроке рыночная оценка бизнеса стремится к некой справедливой величине, связанной с балансовой стоимостью и рентабельностью)
— выгодно владеть бизнесом с высокой доходностью (высокие ROE, ROS, ROI), превышающей аналогичные параметры конкурентов (если таковые есть!), темпы инфляции и безрисковую доходность облигаций и депозитов
И почему спекулянт покупает/продает в шорт акции:
— потому что надеется, что в ближайшее время рыночная оценка бизнеса изменится в выгодную сторону.
Таким образом, «идеологически» для долгосрочного инвестора допустимы два типа спекуляций:
— продажа имеющихся акций в предположении скорой переоценки в меньшую сторону и откуп их обратно
— краткосрочная покупка акций на свободные средства перед отчетами/новостями/и т.д. в надежде получить прибыль от переоценки актива.