Блог им. zovrus
Дедлайн по сделке наступает в понедельник (5 декабря). Согласно директиве первого вице-премьера Игоря Шувалова представителям государства в «Роснефтегазе», не позднее 5 декабря сделка должна быть реализована.
«Все подготовительные процедуры к сделке осуществляются в соответствии с планом-графиком», — сказали в Минэкономразвития, отвечая на вопрос, возможен ли перенос даты реализации сделки. Согласно директиве, расчёты с покупателем должны быть завершены не позднее 15 декабря (чиновники не раз подтверждали, что поступление средств ожидается к середине месяца, в пятницу об этом же сказал министр финансов Антон Силуанов), средства должны поступить в федеральный бюджет до 31 декабря.
Подробнее на РБК:
Объем резервного фонда в ноябре в долларах на 1,1%, до 31,3 млрд долларов. В рублевом выражении объем фонда увеличился на 2,1% — до 2,033 трлн рублей.
Несмотря на эти позитивные новости, с начала года объем фонда сократился едва ли не на половину – на 45,3%. Средства пошли на финансирование дефицита федерального бюджета.
В октябре глава Минфина Антон Силуанов прогнозировал, что на конец года средства Резервного фонда составят 1,1 трлн рублей. В 2017 году Минфин планирует потратить из него на финансирование дефицита бюджета 1,152 трлн рублей, в результате чего он будет полностью исчерпан.
В свою очередь, завкафедрой финансового менеджмента РЭУ им. Г.В.Плеханова Константин Ордов напоминает, что до сих пор не решен вопрос с приватизацией 19,5% «Роснефти». «Если сделка не пройдет до конца года, то дефицит бюджета будет профинансирован за счет средств Резервного фонда. При таком развитии событий фонд на конец года составит менее 0,5 трлн рублей и будет израсходован полностью в первом квартале 2017 года. Если средства от „Роснефти“ в бюджет поступят, то Резервный фонд будет израсходован к середине 2017 года полностью», — считает он.
В этой ситуации, на помощь в деле финансирования бюджетного дефицита придет Фонд национального благосостояния (ФНБ). Сейчас его объем оценивается в 4,628 трлн рублей. При этом, по оценке экспертов, свободны в ФНБ порядка 2,5 трлн рублей. Остальные средства выделены на национальные проекты и стратегическим компаниям.
Согласно проекту бюджета на 2017-2019 годы, траты из ФНБ увеличатся в совокупности на 31,6 млрд рублей по сравнению с предыдущей версией документа. В целом из фонда за трехлетку будет потрачено почти 2 трлн рублей, а его прогнозная величина на конец 2019 года составит чуть более 3 трлн рублей.
Эксперты с недоверием относятся к этому прогнозу, отмечая, что он реален лишь в случае резкого удорожания нефти выше прогнозных 40 долларов за баррель. В противном случае при прогнозном дефиците бюджета-2017 в 2-3 трлн рублей к выборам-2018 резервы полностью истощатся, уверен Константин Ордов.
Если же нефть действительно подорожает, все, что превысит «планку отсечения» в 40-50 долларов за баррель будет стерилизоваться в Резервном фонде и ФНБ. Такая мера поможет создать «подушку безопасности».
В перспективе же в ближайшие три года министерство планирует плавный переход к полностью рыночному финансированию бюджетного дефицита. В основном это будет происходить за счет увеличения программы внутренних заимствований. В 2017-2019 годах объем чистых заимствований через госбумаги ежегодно будет составлять 1,05 трлн.
Дополнительным инструментом привлечения заемных средств станут новые государственные ценные бумаги для населения. Первый выпуск гособлигаций для физлиц должен состояться до конца этого года, пока речь идет о 20-30 млрд рублей. Если спрос на этот инструмент окажется высоким, предложение таких бумаг будет расширяться.
Эксперты сомневаются в успехе новации. «Для массового использования этот продукт достаточно сложен, а профучастники вряд ли им заинтересуются, поскольку доходность обещает быть на уровне депозитов», — рассуждает аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. Впрочем, в случае неудачи властям не составит труда восполнить эту сумму из других источников – для бюджета она незначительна, добавил он.
Кроме того, на 2017 год заложена возможность занять на внешнем рынке до 7 млрд долларов, а в 2018-2019 годах — по 3 млрд долларов в год. Однако объемы чистого привлечения внешних займов в следующие три года будут отрицательными, поскольку отдавать придется больше, чем было взято в долг.
Доходы от приватизации в бюджет-2017 заложены в размере 138 млрд рублей. По экспертным оценкам, в случае необходимости и подходящей рыночной конъюнктуры речь может идти и о 500 млрд рублей, но для этого должно совпасть слишком много условий. Практика показывает, что этого обычно не происходит.
Таким образом, главным источником покрытия бюджетного дефицита, который к концу трехлетки должен составить 1,2% ВВП, останутся резервы, размер которых зависит от цен на нефть, и ОФЗ.