Блог им. Demonchikkiev
Текущая ситуация вокруг мировой экономики не предполагает каких-либо системных улучшений и наращивания темпов роста. Региональные проблемы отдельных стран создают основную причину ожидать появления нового «Черного Лебедя» с любой ситуации. Основной институт по решению мировых проблем – это ведущие ЦБ мира, но только на данный момент, они и выступают главным риском финансовых рынков. Среди них, не удивительно, главную угрозу несет именно Банк Японии.
Последние потрясения «Черный Понедельник» Китая из-за юаня и Brexit отошли на второй план. Вновь каждому региону приходится сталкиваться со своими личными проблемами, решение которых откладывать не стоит.
Первый регулятор, которому стоит уделить внимание – это Банк Японии, который загнан в глухой угол. Дальнейшее стимулирование денежно-кредитной политики, вряд ли, приведет к явным результатам и изменениям в плане роста инфляции и ВВП страны. Снижение ставок вглубь отрицательной зоны – это современная парадигма, которая на самом деле может стать будущей угрозой всей мировой экономике. Печатание денег и выкуп таких инструментов, как ETF – это однозначно не инструмент по решению проблем реального сектора экономики.
Что такое ETF? Это аналог нашим отечественным ПИФам. Бумаги инвестиционных фондов, которые не инвестируют в реальный сектор экономики, а наоборот, спекулируют различными ценными бумагами в разрезе внутренних финансовых рынков. Представим модель: государство печатает деньги и выступает покупателем продукта (ETF). Инвестиционные фонды – это продавцы, которые получают за свой товар деньги, и направляют их не для инвестирования в реальный бизнес. Основная конечная цель этих триллионов иен – это фиктивный сектор экономики. В общем, индекс Nikkei, от которого люди больше потреблять не станут.
Основная проблема экономики Японии – это уровень инфляции. Есть две ситуации, при которой она может расти.
Первая ситуация – крайне негативная. Это превышение спроса над предложением из-за убывания второго. Как такое может произойти? Если экономика впадет в стагнацию, только в конце концов инфляция будет сопровождаться с сильнейшим экономическим застоем.
Вторая ситуация – превышение спроса над предложение из-за роста первого. Но как такое может быть? Люди будут покупать больше лишь в том случае, если начнут зарабатывать больше аналогично предыдущих периодов. Фонд оплаты труда – это основной институт решения проблемы Японии, но будет ли он расти из-за ETF?
Что же получаем мы при покупке этих бумаг. ETF продаются, фонды получают деньги. Эта ликвидность идет на рынки и повышает уровень цен на различные бумаги. Выгода от такого лишь у спекулянтов. Реальный сектор экономики имеет ограниченную выгоду за счет ТОП-менеджеров. К примеру, компания Тойота. Из-за Банка Японии фонды начнут покупать больше ее акций, чем раньше. Стоимость ценных бумаг компании вырастут. Но будет ли Тойота больше из-за такого платить своим рабочим? Нет. Получат больше зарплату лишь топ-менеджеры, пакет бонусов, которых построен на опционах. И значит, рост акций выгоден лишь акционерам и ТОПам, рабочим же безразлично.
Стимулирование экономики через призму финансовых инструментов – это решение, которое стоит переосмыслить. Но вряд ли Банк Японии возьмется на стимулирование за счет бюджета и, к примеру, сектора рыночной инфраструктуры. Именно благодаря такому, Китай имеет высокие темпы роста экономики. Но, в Японии такой сюжет кейнсианской школы экономики не пройдет. Пример США 30-хх годов и Рузвельта также, в Японии бессилен. Но, есть еще один сектор страны, который может выручить экономику всей Японии.
Японцы – это население, которое имеет высокий уровень счастья. Они имеют все, кроме одного, нормального уровня размера жилищного фонда. Это тот сектор, который можно стимулировать. Вместо того чтобы покупать триллионы иен ETF, стоит создать государственных генподрядчиков, которые займутся программой строительства жилья для населения Японии. В это будут включены все: предприятия, рабочие, а значит и все население. Те, кто будет строить – получат деньги за свою работу, а значит, повысится уровень фонда оплаты труда Японии. Производители получат заказы, что повысит и их выручку и станет причиной для реинвестиции в свой бизнес. Это все приведет к росту доходов и производственной базы мощностей. В конце концов, имеем рост спроса, ИПЦ и ВВП. Неужели Японии сложно пойти на такой шаг?
Но есть ограничение такому действию – это страх. Ипотечный бум 90-хх годов стал причиной сильного японского кризиса. Японские регуляторы боятся, но не стоит вновь связываться с ипотекой, деривативами и прочими инструментами. Стоит сделать простым способом, который похож на пример Рузвельта и США 30-хх годов и Хрущева с СССР 60-хх годов.
Все что нужно Банку Японии – это направить деньги в нужное русло. От того, что японский регулятор будет печатать больше денег – легче не станет никому. Если стоковая труба имеет дыру, то от напора воды в кране течь от нее меньше не станет. Лишь наоборот, последствия будут более сильными и возможно, даже катастрофическими. Только такой пример имеет бытие в японской экономике, которая возможно, стоит на гране катастрофы. Именно от японцев ждут меньше проблем, чем от всех остальных. Но в том то и секрет «Черного Лебедя». Он приходит лишь тогда, когда его не ждут.
Дмитрий Лебедь