Блог им. Demonchikkiev
Решение Народного банка Китая инвестировать 360 млрд. долларов в строительство дорог, которое сопровождается принятием новой пятилетней программы, напоминает политику Франклина Рузвельта, бывшего президента США, в первое его правление. Зачем тратить деньги на покупку каких-то ценных бумаг? По сути, деньги можно взять и использовать для строительства общественных благ, которые так необходимы и для потребителя, и для бизнеса.
Суть проблемы современной экономики и финансов в том, что остаются те же вопросы, которые были, почти столетие назад. Но вот ответы изменились! В данный момент, ответы на такие вопросы, как отсутствие роста инфляции, рынка труда и в целом экономики, ищут не только ФРС, но и ЕЦБ, Банк Японии, Банк Англии и в том числе НБК. Только вот многие из этого списка ищут легкие пути. Простым и эффективным инструментом для решения проблемы современной экономики является мягкая денежно-кредитная политика. Это снижение процентных ставок в совокупности с программой количественного смягчения, которая включает в себя работу печатного станка ЦБ.
Данное решение является прототипом модели экономики школы монетаризма. Суть их решения в таких вопросах крайне важна. Практически каждый глава крупнейших ЦБ мира является «фанатом» и последователем такой теории, что и отражается на применении подобных догм на практике. В целом же, эффективность решений отмечается в современной экономике, которая имеет огромное количество изъянов. Последний экономический кризис был в 2008 году, а с тех пор прошло уже 8 лет. Только вот сложно ответить в положительном ключе на вопрос: «Закончился ли кризис»?
В результате, на данный момент проблема роста глобальной экономики под угрозой, а кризис низкой инфляции так и не исчез. Если взять Японию и Швейцарию, то их «мягкая» денежно-кредитная политика не способна даже вывести в положительную зону такие макроэкономические показатели, как ВВП и Индекс потребительских цен. По сути, рассматривая Японию, мы становимся свидетелями полного провала политики Банка Японии и его союзника Синдзо Абэ.
Все что могут сейчас предложить монетаристы – это отрицательные процентные ставки. Но никто не задумывается о том, что это может навредить как минимум банковской системе, опустив ее маржу до отрицательного значения, что сделает этот бизнес совсем невыгодным. Кроме того, отрицательные процентные ставки увеличивают расходы производителей, что уменьшает и их рентабельную маржу. А это уже грозит уменьшением капитальных инвестиций, что параллельно сопровождается снижением личных доходов и рынка труда.
После отрицательных ставок, перед ЦБ остается только пропасть, конца которой не видно. Да и современники школы монетаризма не способны предоставить новые инструменты для решения проблем современной экономики.
Столетие назад ситуации развития кризиса в таких регионах, как США, Великобритания и Германия, были схожими. Тогда был кризис низкой инфляции, после чего наоборот возникла гиперинфляция, и, как следствие, снижение темпов роста экономики. Экономисты задавали вопрос: «Как ликвидировать кризис и его последствия»? И в то время ответ был совсем иным, чем сейчас.
Суть решения проблемы не склонялась к снижению процентной ставки. А когда это и происходило, то ФРС столкнулся с последствием такой политики в виде «Большой депрессии». Но ответ на вопрос тогда искала совсем другая школа экономики – кейнсианство. И интересно то, что её прототип теперь можно наблюдать на территории страны с самой крупной экономикой мира. Столетие тому назад такой страной была США. Теперь её место занял Китай.
Что мы наблюдаем на текущий момент в Китае? Все очень похоже на то, что темпы роста экономики продолжат замедление, и это параллельно сопровождается еще двумя факторами – темпами низкой инфляции и нестабильностью вокруг локальных финансовых рынков. Чтобы пережить этот переходной этап, правительству Китая стоит принимать не стандартные меры, которые мы привыкли видеть со стороны монетарной политики, а совсем другие, новые для современной экономики. Стоит направить свой взгляд с сектора финансовых рынков на реальный сектор экономики. Что необходимо для китайской экономики, так это продолжение роста производства высокими темпами. Но все это невозможно без личного потребления. Чтобы наблюдать рост личных расходов, нужны и соответствующие доходы.
Что предпримет Народный банк Китая для повышения уровня зарплат населения страны? Ответ на такой вопрос затруднительно дать даже лучшим экономистам современности. Но, как можно еще повысить личные доходы населения? Уменьшить уровень безработицы, путем создания новых рабочих мест, учитывая высокую долю сельского населения Китая.
Просто стоит все те «заброшенные» места Китая превратить в площадку рабочих мест и производства, что и станет весомым положительным фактором. Лучшим решением в таком случае является направление государственных инвестиций в строительство новой рыночной инфраструктуры, что касается и дорог. Это охватывает все границы решения проблем. Ну и не стоит забывать пример Джона Кейнса и Франклина Рузвельта в середине 30-х годов, когда вместо печати денег, правительство США решило просто заняться собственной рыночной инфраструктурой. По аналогичному сценарию может пойти и Китай, чем и докажет, кто настоящий «победитель в этой войне»: низкие проценты или высокие вложения в рыночную инфраструктуру.
Лебедь Дмитрий
Ну, там они разные схемы пробовали.
Например, схему с принудительным выкупом золота у населения, которое подорожало процентов на 70 сразу после окончания выкупа.
Как сейчас будут разруливать, я вообще не понимаю. Сейчас времена другие совсем. Пока катятся по наклонной к отрицательным ставкам.
Отрицательные ставки будут губить банковскую систему страны, не стоит совершать такую ошибку, они не помогут.
Спасибо за пост, полезный.
Всегда рад быть полезным.