Блог им. TrueInvestor
Игорь: Давайте, интересно.
Кирилл: Насчёт брокера. На твой взгляд, какой из брокеров наиболее надёжный в плане финансовой стабильности и в плане честности?
Игорь: У нас пока не было случаев, когда один брокер, скажем, нарисовал на графике какую-то тень, а на графике другого брокера её не было. Таких расхождений у нас не было, хотя мы с 4─5 брокерами работаем. Есть некоторый «шум», но мы его почти не замечаем.
По поводу финансовой благонадёжности, насколько я знаю, есть минимум два крупных брокера ─ это «Открытие» и «БКС», у которых объём собственных средств около 500 млн и рейтинг надёжности AAA. Сюда можно причислить и «Финам». Он тоже, по-моему, очень надёжный брокер, один из самых крупнейших. Банкротство такого брокера сравнимо банкротству российского банка из ТОП-10.
Кирилл: Среди управляющих бытует мнение, что чем дольше ты приносишь стабильный доход инвесторам, тем больше растёт вероятность, что либо брокер начнёт ставить тебе палки в колёса, либо он втихую будет копировать твою торговлю. Ты немного затронул эту тему при обсуждении автокопирования. Ты не видишь эти риски?
Игорь: Такого я не замечал. Иногда есть вопросы по комиссионным брокера. Они могут оказаться заметно выше моих ожиданий. Но я никогда не вникал в эти подсчёты, потому что мои затраты на обслуживание счёта по сравнению с прибылью, ─ незначительны. Может, какие-то махинации в этой части есть и с меня списывают дополнительные деньги. Но это очень мелко. Я на этом теряю не больше нескольких тысяч рублей в месяц.
Юрий: Это надо отслеживать, потому что такие операции есть, я сам с этим сталкивался.
Кирилл: Идём далее. Вопрос о некомпетентности управляющего. Я бы здесь заострил внимание на вашем риск-менеджменте. Ты говорил, что у вас есть отдельный человек, который этим занимается. Расскажи подробнее.
Игорь: Да, есть отдельный человек. У нас настроен риск-менеджмент. Хотя я бы это больше назвал системой оповещения по рискам. Бывали случаи сбоя софта. Бывало много разных сбоев. Последний был недели две назад. Проблема возникла с биржей. Получилось так, что вечером, часов в 10─11, мы начали набирать позицию, т.к. там был сигнал. Ордер был отправлен на биржу. Но то ли биржа его не получила, то ли от нас не было подтверждения на исполнение. В итоге биржа исполняла приказ до тех пор, пока не зашли в гарантийное обеспечение по полной.
Юрий: Ничего себе! По полной ГО? И чем всё закончилось?
Игорь: Всё вышло нормально. Мы даже на этом чуть-чуть заработали. Если бы там образовался минус, биржа бы закрыла эти позиции. Но сработала наша система оповещения, и мы всё решили. Руками закрыли все лишние позиции.
Смысл в том, что если есть какая-то проблема, то раз в 5 минут нам придёт СМС. Помимо неё будет письмо на почту и уведомление на телефон. Мы контролируем превышение конкретным роботом определённого риска. Если робот зашёл в сделку не один, а почему-то два раза, нам придёт сообщение. Если оборвалась связь с биржей, тоже придёт уведомление. Есть оповещения, когда по какому-то из клиентов мы перебираем, допустим, за 2/3 оговоренного риска. Т.е. у нас разные клиенты с разным соотношением риск к доходности. Соответственно, если по какому-то счёту мы подходим к определённым рубежам риска, нам тоже приходит СМС.
Юрий: Ваш риск-менеджер в основном техническую сторону вопроса отслеживает?
Игорь: Да.
Юрий: А риск-менеджер смотрит, как роботы сами работают?
Игорь: У нас на каждого робота, на каждую сделку есть свой риск, который конкретно в каждом роботе записан.
Юрий: Как вы определяете риск?
Игорь: Поскольку у нас трендовая система, у нас цель – резать убытки и давать расти прибыли. У нас часто бывают выходы по стопу и потом перезаходы в том же направлении.
Юрий: Какой вы закладываете процент просадки в рамках месяца, дня и т.д.?
Игорь: За день мы можем потерять до 1/5 от максимального риска. Т.е. если риск прописан в договоре на уровне 20%, то за день мы может подслить счёт на 4%. Если риск в 50%, а это максимум, на который мы идём, то убыток за день будет 10%. И такие дни бывали.
Наверное, самый убыточный день для нас был с 12 на 13 февраля этого года. Тогда была встреча «четвёрки» по Украине. Там нас дико «попилило».
Касательно риска на одну сделку, то у разных роботов разные настройки. С ростом объёма средств под управлением мы думаем, как наши объёмы не показывать. Если раньше мы, как правило, ставили стоп-заявки на рынок, то сейчас у нас тоже часть стоп-лоссов на рынке, но часть – это условные заявки, которые выходят не по конкретной цене, а по времени. Т.е. если цена достигла определённого уровня, через какое-то время мы сразу или постепенно выходим из позиции. Всё это прописано в роботе. Поэтому нельзя точно сказать, что у нас стоп-лосс по сделке, скажем, 0,5% или 1% ровно.
Кирилл: Ясно. Насчёт последнего риска инвестора – риск переливки трейдером счёта. Мы с тобой об этом как-то уже общались. Ты ещё говорил про интересную систему, которую разработал один банк, ваш клиент…
Игорь: Да, я тебя понял. Мы с ними так и работаем. Банк довольно крупный, думаю, входит в сотню крупнейших в России. Они сами предоставляют брокерские услуги. Мы работаем с ним через Plaz-у. Правда, они её так настроили, что мы выходим не напрямую на биржу, а через их промежуточный сервер, который эмитирует Plaz-у и который выполняет претрейд-контроль. И они нам ограничили торговлю. Мы выбрали 5 бумаг, по которым готовы торговать, и теперь только ими торговать и можем.
Кирилл: Естественно, это самые ликвидные эмитенты, что исключает возможности переливки счёта?
Игорь: Да, там вообще это невозможно сделать. Банк самостоятельно сделал такую систему. Почему брокеры такое не делают – не знаю.
Кирилл: Т.е. пока ты не знаешь системные рабочие подходы, которые позволяют любому инвестору обезопасить себя от риска переливки счёта?
Игорь: Я слышал, что часто деньги переливают через опционы. Можно полностью отключить опционный рынок. И оставить только фьючерсы. Хотя сами мы опционами и не торгуем, только фьючерсы.
Кирилл: Да, но есть неликвидные фьючерсы, и при желании всё-таки можно перелить счёт.
Игорь: В принципе, да.
Пользователь запретил комментарии к топику.