Блог им. sechiv
Очередной акт греческой трагедии вновь разыгрывается в античных декорациях Парфенона. Казалось бы, первый акт отыграли в 2010 году, когда впервые перед греческим народом встал выбор, что делать: затянуть пояса и пытаться с помощью ЕЦБ и МВФ постепенно расплачиваться с непомерными долгами или выбрать кардинальное решение — выйти из ЕС, вернуться к драхме и попробовать за счет резкого ослабления курса нацвалюты сделать свою экономику более конкурентной. Большинство тогда проголосовало за то, что бы остаться в Евросоюзе. Но прошло пять лет и ситуация поменялась. После внеочередных парламентских выборов к власти пришла крайне левая партия «СИРИЗА», а ее харизматичный лидер Алексис Ципрас пообещал покончить с политикой экономии и затягивания поясов.
Проще говоря, это означает: платить по долгам мы не можем и не будем, а переговоры намерены вести лишь по поводу того, как оформить этот отказ, что бы все выглядело пристойно. И понять чисто по-человечески можно. Любой вменяемый человек понимает, что расплатиться по нынешним долгам греки не смогут и за тысячу лет. Очевидно, что ни ЕС, ни Германия, как главный кредитор Греции, с таким подходом категорически не согласны. По их мнению, долг платежом красен, иначе хаос и развитие событий по непредсказуемому сценарию. Проводимые в последнее время консультации Ципраса и членов его правительства с руководство Евросоюза показали, что найти общий язык им пока не удается. А времени у Афин остается не очень много. ЕЦБ с 11 февраля прекратил принимать греческие гособлигации в качестве залога под новые кредиты. Между тем, 28 февраля заканчивается нынешняя программа кредитования и если до этого срока она не будет продлена, Греция впервые за последние 5 лет может оказаться в ситуации, когда не сможет обслуживать свой госдолг. На сегодня его размер превышает 175% ВВП или 320 млрд евро.
Не секрет, что левая оппозиция пришла к власти на популистской волне обещаний, что с режимом жесткой экономии будет покончено, социальные выплаты и зарплаты госслужащих вновь начнут расти, а решение долговой проблемы будет найдено путем некого «политического решения» за столом переговоров. Что скрывается за этой формулировкой, неоднократно озвученной господином Ципрасом примерно понятно: кредиторы Греции, в первую очередь Германия, должны списать большую часть долга, остальное переоформить в новые бумаги с более длительным сроком погашения. Кроме того Ципрас потребовал упразднить тройку международных кредиторов Греции — это Еврокомиссия, ЕЦБ и МВФ. Эти структуры фактически осуществляли внешнее управление обанкротившейся страной, проводили аудит ее финансов и контролировали выполнение режима строгой бюджетной экономии и структурных реформ экономики. Новые греческие власти также намерены пересмотреть согласованную ранее программу приватизации госсобственности, которая должна была стать главным источником увеличения бюджетных доходов.
На этих новостях фондовый рынок Греции падает, а население выводит деньги с банковских депозитов. Инвесторы резонно опасаются, что греческий кабинет министров может ввергнуть страну в финансовый хаос. И если Греция и Евросоюз не договорятся, то дефолт может наступить в ближайшие месяцы. Денег у правительства хватит в лучшем случае до июня. Что потом не понятно. На обслуживание долга уходит сейчас около 5% греческого ВВП. Брюссель вряд ли пойдет навстречу Афинам, иначе все остальные проблемные станы Южной Европы захотят списать свои долги. Исключение же Греции их Евросоюза, хотя и достаточно сложная и неприятная процедура, но не катастрофичная, как это могло быть 5 лет назад. И как мне кажется, такой исход «греческой драмы 2.0» вполне возможен. На сегодня противоречия между позицией, пришедших к власти греческих леваков и ЕС, выглядят слишком глубокими.
Если Греция распрощается с еврозоной и откажется от выплаты долга, то получит серьезные преимущества: за счет возвращения к слабой драхме все товары и услуги, в первую очередь туризм, станут более конкурентными, а местная сельхозпродукция может хлынуть в Россию, в случае выхода Афин из режима санкций против нас. Но есть и минусы: произойдет значительное падение уровня жизни греков. А пока в Афинах отчаянно блефуют. Там, в частности, заявили, что в случае провала переговоров о реструктуризации долгов с ЕС, у них есть запасные варианты, а Россия и Китай уже предложили финансовую помощь. На что в Пекине отреагировали весьма оперативно, заявив, что ничего подобного не предлагали. Ну, а Москва, даже если бы хотела насолить ЕС, вряд и имеет сейчас возможность спасать Афины, поскольку сама находится в отчаянном финансовом положение.
Напомню, что в конце января министр финансов России Антон Силуанов заявил, что Москва может оказать финансовую помощь Греции. Это прозвучало через два дня после того, как Афины объявили о готовности блокировать усиление антироссийских санкций со стороны ЕС. Тем временем, Панос Камменос, лидер входящей в правящую коалицию националистической партии «Независимые греки», пригрозил полностью отказаться от финансовой помощи Европы и, не исключено, выйти из еврозоны. Час «Х», возможно, настанет сегодня, когда министры финансов ЕС соберутся на встречу с представителями греческого правительства. Именно там может быть достигнут какой-то компромисс по греческим долгам, или не достигнут и тогда выход Греции из Евросоюза может стать реальностью. И последствия этого решения могут быть весьма интересными.
Это может послужить начало процесса развала Еврозоны с непредсказуемыми последствиями. На сегодня в Испании, Италии, Франции а также Англии есть весьма влиятельные политические силы, которые ратуют за выход из ЕС и возвращение к национальным валютам. И нынешние проблемы в европейской экономике немало способствуют подобным настроениям. К чему это может привести пока не понятно, но очевидно, в этом случае, паритет пары евро-доллар мы сможем увидеть очень быстро. А политический вес России в этом случае значительно увеличится, она сможет играть на противоречиях отдельных европейских государств, а не противостоять единой позиции, выработанной в Брюсселе. Для Москвы такой исход событий был бы оптимальным, а вот сделают такой подарок Путину или нет, мы узнаем очень скоро.