Александр Шадрин уже давно обещает провести исследование принципов вознаграждения топ-менеджеров в АО с государственным участием. При этом он хочет опираться на положения о вознаграждениях конкретных обществ и ссылается на недоступность данных документов. Действительно, такие положения не являются публичными, поскольку ни в одном нормативном акте не прописано обязательство публичного раскрытия таких внутренних документов акционерного общества.
Однако, для проведения такого исследования более чем достаточно имеющейся в открытом доступе, в частности на сайте Росимущества, информации о принципах вознаграждения. Все конкретные положения о вознаграждениях должны проходить согласование правового управления Росимущества и приниматься на общем собрании акционеров только при наличии положительного заключения данного управления, которое определяется соответствием документа имеющимся методическим рекомендациям. Соответствующие методические рекомендации по вознаграждению органов управления и контроля акционерных обществ с государственным участием открыто доступны на сайте Росимущества. Раз уж Александр не в состоянии самостоятельно проделать анализ этих документов, но часто высказывает критику по отношению к принципам деятельности государства в конкретных обществах, считаю возможным превентивно ответить со своей стороны, как представителя государства в некоторых акционерных обществах с госучастием.
Итак, государство в лице Министерства Экономического Развития и Росимщества рекомендует принципы вознаграждения совета директоров и исполнительного органа общества, которые имеют разные полномочия и функции в обществе, которые нелишне разъяснить.
Исполнительный орган (генеральный директор, правление, или управляющая компания) осуществляют все функции по текущему, ежедневному управлению, кроме случаев, отнесенных уставом общества к компетенции совета директоров или собрания акционеров. Это, обычно, означает, что вся полнота исполнительной власти сосредоточена в руках исполнительного органа.
В компетенцию совета директоров выносится, в первую голову, контрольная функция (одобрение существенных сделок, утверждение бюджетов, инвестиционных программ, регулярный контроль ФХД и достижения менеджментом поставленных ему целей) и, во вторую, стратегическая функция: разработка и постановка целей развития общества и ежегодное утверждение ключевых показателей эффективности.
Таким образом, основное различие деятельности исполнительного органа и совета директоров можно выразить следующим образом: исполнительный орган занят управлением фултайм и отвечает за эффективность способов и конкретные результаты достижения поставленных ему целей, а совет директоров отвечает за постановку целей и контроль менеджмента, при этом не занимаясь делами общества фултайм и тратя в год на общество от 48 до 200 часов в год (!), в отличие от менеджмента, который должен заниматься делами общества минимум 1760 часов в год. В соответствии с указанными существенными различиями в деятельности государство устанавливает и принципы (которые, очевидно, тоже должны быть различными) вознаграждения органов управления.
Принципы вознаграждения для советов директоров обществ с государственным участием:
- Независимость от менеджмента. Достигается выплатой вознаграждения только из чистой прибыли (при ее наличии – нет прибыли, нет и вознаграждения СД) и только по решению собрания акционеров, т.е. государства.
- Соразмерность вознаграждения трудозатратам и ответственности. Достигается привязкой базовой части вознаграждения к годовой выручке общества. Действительно, чем крупнее общество по выучке, тем больше в нем трудозатрат и ответственности членов совета за принятые решения.
Привязка к выручке следующая:
Таким образом, максимальная часть базового вознаграждения члена СД в госкомпании составляет один миллион рублей в год. Напоминаю, что вознаграждение выплачивается только при наличии чистой прибыли. Более того, существует негласное правило, согласно которому принимаются положения с ограничением на выплату не более 20 % чистой прибыли на всех членов совета.
3.
Мотивация членов СД на достижение обществом ключевых показателей эффективности. Достигается выплатой членам СД дополнительного вознаграждения, привязанного к достижению обществом ключевых показателей, к основным из которых относятся ебитда (для непубличных обществ — выручка), рентабельность активов, финансовая устойчивость, производительность труда и отраслевые показатели. При этом размер дополнительного вознаграждения не может превышать размер базового за исключения штучных случаев крупнейших публичных обществ (Газпром, Сбербанк, ВТБ, Алроса и еще 8 штук).
Есть и дополнительные принципы, но на них нет смысла сосредотачиваться в рамках блога.
Принципы вознаграждения менеджмента в компаниях с госучастием.
- Обеспечение адекватной и соразмерной трудозатратам оплаты труда. Достигается установкой годового базового оклада исполнительного органа соразмерного среднему по аналогичным предприятиям в отрасли. При этом надо понимать, что базовая годовая оплата генерального директора существенно выше базовой оплаты члена совета директоров.
- Ориентация менеджмента на долгосрочное развитие. Достигается выплатой дополнительных вознаграждений сравнимых и обычно превышающих годовой оклад менеджмента за достижение ключевых показателей за период не менее года.
- Введение ответственности за реализацию рисков. Достигается депремированием менеджмента в части дополнительного вознаграждения (вплоть до полного его изъятия) в случае недостижения некоторых ключевых показателей, например, чистой прибыли.
Есть и другие принципы, но их, так же не будем рассматривать здесь.
В чем сложность найти открытые документы по этому поводу я не понимаю.
я не забыл!
привязка к выручке — замечательно для членов СД, но не для акционеров, включая государство. Всё-таки главное — это финансовый результат бизнеса.
И если Газпром, например, бизнес, то и он должен ориентироваться на данные критерии…
интересное пишите:
«существует негласное правило, согласно которому принимаются положения с ограничением на выплату не более 20 % чистой прибыли на всех членов совета» — иной раз в виде дивидендов не платят столько компании, а СД до 20%.
в чем проблема сделать публичным Положение о мотивации членов СД я не понимаю — поясните. Тем более если всё в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития?
Арсагера не предлагает как-то искусственно влиять на курсовую стоимость акций компании, весь смысл МУАК в принятии разумных решений в части управления акционерным капиталом…
в России — это в первую очередь устранение аномальных вещей — низкой стоимости бизнеса, значительно ниже её внутренней стоимости.
Например, что выгоднее сейчас для акционеров — распределение части прибыли в виде дивидендов или в виде обратного выкупа акций?
Вы сами регулярно пишете экономически безграмотные предложения (это не грубость, а констатация факта — спросите у любого преподавателя экономического вуза) выкупать акции для поднятия их цены за счет чистой прибыли общества.
Пример, Газпром. ROE около 15%, стоит почти 1/4 капитала, получается, если выкупать акции сейчас — то Газпром получается совершает инвестицию с доходностью около +60%.
И по поводу цены акции — разве она не должна соответствовать внутренней цене компании, чтобы можно было продать или купить акции по справедливой цене, как существующим акционерам, так и новым.
Логика управления через фондовый рынок совсем иная: рынок всегда прав и справедливо оценивает стоимость компании на основе всей имеющейся информации.
Если кому то кажется, что стоимость слишком низка, то он должен думать не о том, что это выгодная инвестиция, а о том какие риски учел в стоимости рынок и не учел бухгалтер в балансовой стоимости
зачастую сделки проходят по причинам совсем не связанным с состоянием компании (нужны деньги срочно, маржин-колл и прочее)
по факту рыночная цена — это ничто. Ведь когда крупный собственник продает свою долю — цена бывает в разы выше рыночной. Не думаете, что это и есть реальная цена бизнеса?
Теории финансов более 100 лет и об эффективности рынков думали и писали люди куда более умные и грамотные, чем арсагеровские коллективные анонимы.
Я бы Вам рекомендовал почитать что-нибудь нормальное на эту тему, а не кодекс пчсд.
Когда крупный собственник продает свою долю цена примерно с равной вероятностью может быть как существенно выше рыночной. так и существенно ниже рыночной. Не думаете, что у бизнеса одновременно существует две цены?
Не стоит считать что все чиновники коррупционеры и только лоббируют свои интересы. Некоторые честно работают, тем более есть и законные способы заработка.
Вот реклама членом совета директоров компании в которой он работает по-моему в России запрещена и возможны тюремные сроки по законодательству — вот это бы лучше проверить и не попасть под раздачу.
Это добрый совет, а не угроза.
по поводу членов Совета директоров — «тюремные сроки по законодательству — вот это бы лучше проверить и не попасть под раздачу»
не пишите таких глупостей))
И, кстати, о глупостях и тюремных сроках. Гениальные предложения из модели МУАК по выкупу собственных акций за счет чистой прибыли любой грамотный прокурор при желании и необходимости легко квалифицирует по ст. 185.3 УК РФ «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг».