
Главные фигуры — семья Гурьевых и Владимир Литвиненко.
Рассмотрим семью Гурьевых. В ней два ключевых представителя: Андрей Гурьев (старший) и его сын Андрей Гурьев (младший).
Компания «ФосАгро» возникла в 2001 году на основе химических активов Group Menatep, где одним из основных акционеров был Михаил Ходорковский. Их курировал Андрей Гурьев (старший). В ходе распродажи холдингу достался производитель апатитового концентрата «Апатит», расположенный в Мурманске. Тогда же Андрей Гурьев стал сенатором, а в 2003 году начались разбирательства по делу ЮКОСа. В итоге Генеральная прокуратура РФ пришла к выводу, что предприятие «Апатит» было приватизировано незаконно. Поскольку деловые партнеры Гурьева уехали за границу, он получил полный контроль над «ФосАгро». Благодаря личному обращению руководства компании (теперь мы понимаем, чье именно было обращение) удалось не только разблокировать счета «Апатита» и оспорить все претензии, но и добиться рекордной компенсации.
Сейчас компанией управляет сын Андрей Гурьев (младший), который также имеет хорошие связи с политической элитой. Вот несколько примеров, чтобы развеять любые сомнения о государственной поддержке:
–
Публичная демонстрация поддержки и одобрения: визиты В.В. Путина на предприятия «ФосАгро», упоминания в официальных выступлениях в позитивном ключе.
–
Включённость в формальные институты власти и советы: Андрей Гурьев (младший) является членом Генсовета «Единой России», а также участвует в работе РСПП.
Итог: очевидно, что без мощной административной поддержки на федеральном уровне получить такой стратегический ресурс, как фосфатное сырье, было бы невозможно. В 2000-е годы, во время становления современной российской модели взаимодействия власти и бизнеса, Андрей Гурьев (старший) успешно вписался в эту систему, что позволило его бизнесу развиваться стабильно и без рисков.
Во 2 части рассмотрим второго мажоритарного акционера — Владимира Литвиненко (с 2022 года его доля принадлежит жене Татьяне)
Можно подписаться на мой ТГ-канал, часть постов публикую только туда, а также свои философские мысли на тему бытия фондового рынка, так что милости прошу.
Если ФосАгро под «крышей», то следующий вопрос в этой парадигме — кто держит общак? А второй вопрос — кто будет держать потом