Блог им. KakPotradeli

Сегодня от Минфина прозвучал следующий тезис
Доля нефтегазовых секторов экономики в средне- и долгосрочной перспективе будет снижаться, связано это с тем, что все более сложными становятся добыча запасов нефти, газа, отметил Силуанов. По его словам, самые легкие условия добычи уже пройдены, добыча в трудно залегаемых пластах становится все более дорогой. «Мы предусматриваем дополнительные льготные режимы налогообложения и понимаем прекрасно, что ориентироваться на большие уровни поступлений нефтегазовых доходов нам не приходится в долгосрочной перспективе.
Ага, то есть нефть будет не только дешевой на мировом рынке, но её ещё и добывать будет дорого? Пора паниковать и распродавать акции нефтянки?
Сначала немного статистики. Источников по ней немало, но они не совсем стыкуются между собой.
Добыча нефти в РФ | Доказанные запасы нефти
2022 510–535 млн тонн | 19,1 млрд тонн запасов категории АВ1С1*
2023 520–540 млн тонн | 19,1 млрд тонн запасов категории АВ1С1
2024 525–545 млн тонн | 31,3 млрд тонн извлекаемых запасов (предположительно, это размер запасов, относимых к категориям АВ1С1В2С2)
*Категории запасов – это почти отдельная тема. Если в двух словах, то А – запасы в промышленной разработке, В – запасы в опытно-промышленной эксплуатации, С – это запасы, которые оценены на основе наличия рядом месторождения В, а также геологических данных. С2 – это оценочные запасы (мб есть, а мб нет).
Из статистики можно сделать вывод, что за три года добыча особо не росла, а новых запасов не прибавилось и не убавилось. Если углубиться в исторические данные, то новой нефти находят не меньше, чем добывают на уже текущих месторождениях. Например, это подтверждает отчетность Роснефти, на которую приходится около 33–36% добычи.
Вообще, весь этот процесс с добычей нефти звучит слишком сложно, особенно для тех, кто позиционирует «нефтяную иглу» как нечто сугубо примитивное. А это мы ещё до нефтепереработки не дошли, что обязательно сделаем в ближайшее время.
Пока нефтянка добывала дешевую нефть, государство этим активно пользовалось. Фискальная нагрузка на сектор достигала 70–80% по словам Минфина. Для примера, доля налоговой нагрузки в торговле около 3–6%, а в строительстве около 14%.
Теперь, когда нефтянке туго, государство будет вынуждено её спонсировать, а не наоборот. В принципе, оно уже начало это делать, давая различные льготы на трудноизвлекаемую нефть. С ростом значимости более проблемных месторождений с точки зрения государства логично снижать объём налоговой нагрузки на сектор с целью сохранить рентабельность сектора. А если сектор будет рентабельным, то и акционеры нефтянки без дивидендов не останутся, не считая форс-мажоров с мировыми ценами.
❗️Ожидания по рынку в 2026 году
❗️Тренды
❗️Еженедельные подборки активов и новостной дайджест
❗️Как заплатить государству меньше денег, если ты инвестор
❗️Как уронить доверие к фондовому рынку
❗️Обзоры бизнес-моделей
По данным Argus, на прошлой неделе цена российского сорта Urals падала до $33-34 в портах Балтийского и Черного морей, а его дисконт к марке Brent достиг $27 за баррель. Отдельные парти для китайских НПЗ продавались со скидкой $35 за баррель — то есть фактически за полцены.
Как итог: нефтяная промышленность оказалась на грани рентабельности. А ряд нефтяных проектов уже ушел «в минус», в том числе из-за сложности добычи», отмечает аналитик БКС Кирилл Бахтин.
С прибылью продолжают работать месторождения, на которых действует льготная ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). По оценкам Reuters, сейчас около 20% нефтедобытчиков платят нулевой НДПИ и получают торговую прибыль в $20 за баррель даже при текущих ценах Urals. Еще около 30% компаний используют льготную ставку и также держатся