Блог им. XYZCapital

Война экосистем: как банки и маркетплейсы сражаются за кошельки россиян

Война между крупнейшими банками и маркетплейсами стала одним из главных экономических конфликтов года. На кону контроль над платежами, данными и лояльностью миллионов россиян. С одной стороны финансовые гиганты, привыкшие к своему влиянию, с другой цифровые платформы, которые хотят управлять всем циклом покупки, включая оплату. В центре этой схватки оказываемся мы с вами обычные покупатели, от решения которых зависит, кто в итоге победит.

Что происходит?

Конфликт разгорелся из-за практики маркетплейсов, в первую очередь Wildberries и Ozon, предоставлять специальные скидки так называемые «зеленые ценники» если покупка оплачивается картой их же дочерних банков (Ozon Банка и др.).

Банкиры увидели в этом нечестную конкуренцию. Глава Сбербанка Герман Греф заявил, что маркетплейсы «находятся вне налоговой конкуренции», а их скидки формируются «за наш с вами счет». Он оценил объем недоплаченных налогов в 1,5 трлн рублей за 2025 год. К Сбербанку быстро присоединились ВТБ, Альфа-Банк, Т-Банк и Совкомбанк, которые в ноябре направили коллективное письмо в правительство и Госдуму с призывом урегулировать ситуацию.

Почему банки против?

Банки настаивают, что цена товара не должна меняться в зависимости от способа оплаты. «Это неправильно, когда цена платформы дифференцируется в зависимости от того, каким банком ты платишь. Это грубое вмешательство, грубое нарушение конкуренции», говорит вице-президент Сбербанка Анна Попова.

Их главные аргументы:

  • Неравные условия: Банки не могут на своей территории (в мобильных приложениях) предлагать разные цены за оплату картами разных эмитентов, а маркетплейсы могут.

  • Потеря клиентов и доходов: Покупатели массово открывают карты банков маркетплейсов, чтобы получать скидки. Это означает отток клиентов и потерю комиссий за платежи для традиционных банков.

  • Риски для рынка: Банки также выражают опасения, что агрессивный рост банков маркетплейсов может сопровождаться чрезмерными кредитными рисками, что потенциально угрожает стабильности системы.

Позиция маркетплейсов: «Это война за клиента»

Маркетплейсы парируют, что банки пытаются устранить конкурентов. Глава Wildberries Татьяна Ким назвала позицию банков «циничным уничтожением конкурентов» и обвинила их в двойных стандартах. В Ozon указывают, что у самих банков есть закрытые экосистемы (например, «СберМаркет» или «Мегамаркет»), где оплата также часто возможна только картами банка-владельца.

Их ключевой аргумент адресован каждому покупателю: запрет скидок ударит по карману россиян. В Wildberries заявляют, что это приведет к подорожанию товаров на 15–20% и разгону инфляции. Платформы подчеркивают свою роль в развитии торговли, особенно в малых городах и селах, где пункты выдачи стали «окном в мир массовых покупок».

Мнение регулятора и поиск компромисса

Центральный банк занял сторону традиционных банков. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина назвала практику «зеленых ценников» скрытой формой конкурентной борьбы и несправедливой по отношению к банкам. ЦБ даже направил в Минэкономики предложение запретить маркетплейсам продавать на своих же площадках продукты своих дочерних банков.

Тем временем площадки пытаются предложить компромисс. Например, Ozon заявил о готовности расширить программу лояльности и предоставлять скидки при оплате картами любых банков, которые согласятся участвовать в этом на коммерческой основе. Однако, будет ли это выгодно банкам и не приведет ли к росту издержек, которые снова переложат на покупателя, большой вопрос.

Что будет дальше и почему это касается всех

Исход этой войны определит не только расстановку сил среди корпораций, но и наши с вами привычки. В 2024 году 84% россиян делали покупки на маркетплейсах. Мы привыкли к скидкам и удобству.

  • Если победят банки и скидки запретят, нас может ждать временный рост цен на онлайн-покупки.

  • Если маркетплейсы отстоят свою модель, то нас ждет дальнейшее укрепление закрытых экосистем, где выгодно использовать «родные» карты и сервисы.

  • Наиболее вероятен гибридный сценарий: регулятор введет четкие правила, которые ограничат самые резкие проявления недобросовестной конкуренции, но сохранят возможность для программ лояльности.

В конечном счете, эта борьба за доверие и деньги миллионов россиян. Пока титаны спорят о справедливости, нам, покупателям, стоит помнить простую истину: самый выгодный ценник тот, который получен не из-за навязанной карты, а в результате настоящей конкуренции, где банки и маркетплейсы стараются для клиента, а не борются друг с другом.


Больше аналитики и новостей в нашем ТГ канале
https://t.me/xyzcapitalru

 

 >Не является инвестиционной рекомендацией<

260
1 комментарий
было бы круто если бы уже ушли от практики скидочных и бонусных карт, кешбеков и прочих уловок, а просто конкурировали ассортиментом и ценой, для конечных покупателей вся эта головомойка с десятками разных карт и скидочных програм только усложняет жизнь

Читайте на SMART-LAB:
Фото
🤝 Positive Technologies полностью погасила второй выпуск облигаций на сумму 2,5 млрд рублей
На прошлой неделе мы выплатили последний купон по облигациям выпуска RU000A105JG и в полном объеме выполнили свои обязательства перед...
Фото
💊 «Озон Фармацевтика» представила своего первого маскота! 💊
🔔 В новом проморолике «Озон Фармацевтика» знакомит зрителей с Озом — первым маскотом компании! ✨ Оз — дружелюбный специалист, который...
Фото
Технический анализ в терминале БКС: используем AI для подбора индикаторов
Технический анализ — один из популярнейших инструментов для оценки потенциального движения цен на фондовых рынках. Клиенты БКС могут использовать...

теги блога XYZCapital

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн