Блог им. Saveliev_notes
Доброго дня и прекрасной пятницы!
С тех пор, как я обнаружил прекрасную базу раскрытия сведений по стройке от ДОМ.РФ, я ежемесячно мониторю динамику показателей распроданности и стройготовности объектов по интересующим меня строителям. В настоящий момент самым интересным для нашего внимания, на мой взгляд, является Самолет. На скрине ниже – динамика его показателей: объемы строительства (тыс. кв. м.), распроданность в %, стройготовность в %.

В последнем столбце — небольшое ноу-хау в моей аналитике застройщиков – сводный показатель по массиву строящихся объектов, показывающий «отставание» продаж от процесса строительства – «Дефицит эскроу», выраженный в тыс. кв. м. Показатель наглядно демонстрирует как моментальную картину соотношения продаж и строительства, так и демонстрирует динамику этих процессов в совокупности. Практически рост «дефицита эскроу» означает, что у застройщика растет потребность в оборотных средствах, снижение «дефицита» — наоборот, сигнализирует о высвобождении оборотного капитала. Ограничением для всей картины показателей распроданности, стройготовности и «дефицита эскроу» является факт того, что данная статистика собирается только по незавершенным проектам. Т.е. не учитывает запас нераспроданных квартир в уже сданных ЖК. Принципиально это картину, впрочем, не меняет, и из статистики мы видим следующие факты:
— объем строительства Самолета в целом стабилен, пик был достигнут в начале лета 2024 года, при этом мы помним, что до 2024 года компания была быстрорастущей как по физическим объемам, так и по финансовым показателям;
— динамика продаж Самолета в последние месяцы уверенная, даже сильная, при том, что в 2024 году после хороших продаж 1-ого полугодия было замедление во втором, в 2025 году 2-е полугодие заметно сильнее 1-ого, которое в целом было умеренно позитивным (особенно учитывая уровень %-ставок и ситуацию с ипотекой);
— стройготовность объектов, запланированных к вводу в 2026 году значительно опережает прошлогоднюю динамику (да и динамику 2023 года), что означает снятие проблемы (или принципиальное уменьшение) несвоевременного ввода в следующем году;
— динамика роста «дефицита эскроу» переломлена, и теперь этот показатель снижается (после роста в течение нескольких лет ранее).
ВЫВОДЫ:
Годовой отчет Самолет опубликует в апреле 2026, однако уже сейчас, на основе наблюдаемых данных, мы можем сделать вывод о том, что отчет будет позитивным.
Данный материал не является инвестиционной рекомендацией.
Приглашаю в телеграм, на связи!
Благодарю за внимание!
