Блог им. Alesha2
Существует мнение, что рост цен всегда был большой проблемой для экономических властей во всех странах. Из-за высокой инфляции растут цены на товары, обесцениваются сбережения, происходит бегство капитала за рубеж, снижается инвестиционная привлекательность экономики. Это, в свою очередь, замедляет экономический рост, усиливает макроэкономическую неопределенность и заставляет население сильно нервничать. Ответом на эту проблему и стало распространение режима инфляционного таргетирования.
В начале 90-х годов 7 индустриально развитых стран решили перейти к инфляционному таргетированию: Новая Зеландия и Канада, затем к ним присоединились Великобритания, Финляндия, Швеция, Австралия и Испания. С 1999г. инфляционное таргетирование использует Центральный банк Европы. В свое время Европейский валютный институт ограничил число вариантов денежно-кредитной политики в Еврозоне двумя, а именно — определением целевых агрегатов денежной массы и инфляционным таргетированием. Сегодня он используется в 36 странах.
Считается, что инфляционное таргетирование позволяет достигнуть несколько макроэкономических успехов:
Б.Бернанке и М.Вудфорд (1997) продемонстрировали, что эффективная денежно-кредитная политика должна учитывать прогнозы будущей инфляции, избегая при этом проблем цикличности, которые возникают, когда политика слишком сильно зависит от ожиданий частного сектора.
Существует и альтернативное мнение: в 1997 году, Мервин Кинг, будущий управляющий Банка Англии назвал сторонников таргетирования инфляции — «инфляционными психопатами» — руководители центральных банков, которые сосредоточены на цели по инфляции в ущерб стабильному росту, занятости и/или валютным курсам.
В начале 90х инфляция в Японии устремилась к отрицательным значениям, что вынудил Японский Центробанк понизил процентные ставки почти до нуля, но это не помогло выбраться из дефляции, некоторые экономисты, в частности, будущий лауреат нобелевской премии по экономики Пол Кругман, предложили использовать инфляционное таргетирование.
В начале 2000-х годов Банк Японии первым в мире объявил о проведении количественного смягчения. В рамках программы количественного смягчения Банк Японии наводнил коммерческие банки избыточной ликвидностью, чтобы стимулировать частное кредитование, в результате чего у них образовались большие запасы избыточных резервов и, следовательно, снизился риск нехватки ликвидности. За четыре года, начиная с марта 2001 года, Банк Японии увеличил остатки на текущих счетах коммерческих банков с 5 трлн иен до 35 трлн иен. В 2006 году Банк Японии свернул данную программу не добившись ни каких успехов по росту инфляции.
Вторая попытка «разогнать» инфляцию началась в 2013 году. Абэномика — это экономическая политика, проводимая правительством Японии с премьер-министром Синдзо Абэ, который занимал пост с 2012 по 2020 год. Абэ был премьер-министром, дольше всех занимавшим этот пост в истории Японии.
Программа связывается общественным мнением с именем главы Банка Японии(2013-2023) Харухико Курода, которого автор «абэномики» рекомендовал на этот пост вскоре после своего избрания. Основы и ориентиры программы увеличения операций с целью энергичного расширения денежной базы были объявлены новым руководством в получившем широкое освещение в СМИ заявлении от 5 апреля 2013 г., в котором фактически было выражено согласие с призывом С. Абэ сделать «все возможное» для того чтобы в «максимально сжатые сроки» выйти на 2-процентный ориентир годовой инфляции.
4 апреля 2013 года Банк Японии объявил о расширении программы покупки активов на 60 трлн иен до 70 трлн иен в год.Банк надеялся преодолеть дефляцию и достичь уровня инфляции в 2% в течение двух лет. Это должно было произойти благодаря программе количественного смягчения на сумму 1,4 трлн долларов США, которая, как ожидается, удвоит денежную массу.
По итогам данной программы хоть и произошёл кратковременный рост инфляции, в последствии она вернулась к исходным около нулевым значениям. Бонусом население получило 25% девальвацию национальной валюты, что привело к удорожанию импорта, в том числе продуктов питания, нефти и других природных ресурсов, от которых Япония сильно зависит.

Не только огромными вливаниями денег в экономику власти Японии пытались вылезти из около дефляционной ситуации, Банк Японии снизил ставку до нуля. Два десятилетия Япония безуспешно пыталась раскрутить маховик инфляции, пока наступил интересный 2020 год, всемирного печатания денег.

Совет управляющих ЕЦБ в октябре 1998 г. определил стабильность цен как инфляцию в 2%, «ежегодное увеличение Гармонизированного индекса потребительских цен (HICP) для еврозоны на 2%» и добавил, что стабильность цен «должна поддерживаться в среднесрочной перспективе». С тех пор целевой показатель в 2% стал общепринятым для крупнейших развитых экономик, включая США (с января 2012 года) и Японию (с января 2013 года).

Как видно на графике, в период с 2000 по 2007 год, кажется что регулятор весьма неплохо справлялся с задачей, период же 2008-2020 намекает нам, что способности ЦБ в данном вопросе весьма ограничены и он по факту не контролирует инфляцию.
Никакие около нулевые ставки ЕЦБ не могли исправить ситуацию. На «помощь» пришел 2020 год и ЕЦБ «под шумок» напечатал 3трлн. евро, удвоив денежную базу всего за 2 года.

По чистому совпадению, с 2000 года, темпы роста ВВП Евросоюза стали неуклонно снижаться.

Центробанк России официально перешел к режиму таргетированию инфляции в конце 2014 года. Таргет по инфляции был установлен на уровне 4%. Механизм таргетирования инфляции в РФ показал свою работоспособность в спокойные и кризисные времена, заявила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в ходе Московского финансового форума. Таргетирование инфляции не первая и не единственная цель, но без этого в современных условиях не обойтись, если в конечном итоге мы хотим добиться и стабильного курса рубля, и роста экономики сообщилапервый заместитель председателя Банка России Ксения Юдаева.

Как видно из графика, эффективность таргетирования инфляции ЦБ РФ уверенно стремиться к нулю, а среднегодовые темпы роста в районе 1% делают ситуацию совсем плачевной.

По данным Росстата, с 2015 по 2024 год, рост ВВП составил 15%. Но даже такой более позитивный результат иначе как стагнацией назвать не получается.
Стагнация — состояние экономики, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода времени. Стагнация сопровождается увеличением численности безработных, снижением реально располагаемых доходов и уровня жизни населения. Выражается в нулевых или незначительных темпах роста, неизменной структуре экономики, её невосприимчивости к нововведениям, научно-техническому прогрессу.
Телеграм: https://t.me/real_economics
«Азиатская модель управления» Джо Стадвелл
Начало ссылки kyiv-heritage-guide.com/sites/default/files/СТАДВЕЛЛ — Азиатская модель управления.pdf Конец ссылки
Эту модель выхода из отсталости Япония переняла у канцлера Бисмарка в Германии.
Ахтунг! С-Л искажает ссылки. Дефис "-" заменяет на тире.
В результате за 1961-78 гг душевой ВВП Южной Кореи вырос в 12 раз и Южная Корея вышла в мировые лидеры. При инфляции 20%.
Потому что руководством к действию для Пака служила не «Богатство народов...» Адама Смита и не «Капитал» Карла Маркса, а книга
«Национальная система политической экономии» Фридрих Лист
royallib.com/book/list_fridrih/natsionalnaya_sistema_politicheskoy_ekonomii.html
Это рационализм вместо космополитической экономии либерализма или коммунизма.
Более современное изложение принципов рационализма Ф.Листа
«Запрещенная экономика. Что сделало Запад богатым, а Россию бедной»
moreknig.org/dokumentalnaya-literatura/publicistika/249258-zapreschennaya-ekonomika-chto-sdelalo-zapad-bogatym-a-rossiyu-bednoy.html
www.rulit.me/data/programs/resources/pdf/Zykin_Zapreshchennaya-ekonomika-Chto-sdelalo-Zapad-bogatym-a-Rossiyu-bednoy_RuLit_Me_620589.pdf
«Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными» Эрик Райнерт
crystalbook.ru/wp-content/uploads/2021/05/Райнерт-Э.С.-Как-богатые-страны-стали-богатыми-и-почему-бедные-страны-остаются-бедными.pdf
…