Блог им. alexxandre
К злоключениям Лукойла приковано все внимание миллионов российских инвесторов. Вчера компания объявила форс-мажор в Ираке.
А так ли страшен черт, как его малюют? Давайте разбираться, что случилось на самом деле. 15 октября Великобритания наложила новые санкции на Лукойл и Роснефть, 22 октября к ней присоединились США. 28 октября Лукойл объявил о продаже зарубежных активов, а уже через 2 дня нашел покупателя – нефтетрейдинговую компанию Gunvor. 7 ноября США отказали Gunvor в разрешении на сделку, заявив, что покупатель связан с Россией. Последней новостью стал форс-мажор после блокировки Ираком всех платежей по нефтесервисному контракту Западная Курна-2.
Иракская история оказалась сюрпризом для рынка, так как первоначально рынок ожидал проблемы с активами лишь в недружественных странах, где Лукойл имел два с половиной НПЗ (Болгария, Румыния и Нидерланды) и несколько тысяч АЗС в США и Европе. Неприятностей от властей Ирака не ждали совсем.
Кошмар? Может быть. Однако умные люди уже тысячи лет говорят, что лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Призовем на помощь метод Декарта и посчитаем, что произойдет, если Лукойл лишится всего зарубежного бизнеса целиком.
Заграница давала треть выручки, однако, будучи гораздо менее маржинальной, чем внутрироссийский бизнес, генерировала лишь 15% EBITDA или седьмую часть доходов. То есть, если отобрать у компании все, что ей принадлежит не в России, она «похудеет» процентов на 15%. Есть, конечно, и другая сторона медали: даже низкорентабельные активы в США и Европе иногда стоят дороже, чем в других странах. В конце октября аналитики озвучивали оценку всей зарубежной части Лукойла в $10-12 млрд.
До санкций акции Лукойла стоили примерно 6300 руб. За последние 3 недели биржевая цена упала на 19% до 5128 руб. Капитализация компании упала с 4,36 до 3,55 трлн руб или с $55 до $44 млрд, следовательно, рынок оценил масштаб потерь в $11 млрд.
Между тем, речь о потере всех активов вне России без всякой компенсации даже не идет. Конечно, будут попытки отжать их бесплатно, национализировать или передать по дешевке «правильным» собственникам. Таков порядок, основанный на правилах, что ж вы хотели… Однако кейс с продажей Лукойлом НПЗ в Италии в 2023 году за 1-1,5 млрд евро оставляет надежду, что совсем уж пиратствовать власти Запада и их приспешников не будут.
Зафиксируем: по моему мнению, рынок уже заложил в цену потерю Лукойлом многих, если не всех активов за рубежом, уронив котировки на 19%. То есть вышеперечисленные события полностью отразились в ценах, учитывая наихудший сценарий. Любые деньги, которые Лукойл сможет выручить за свои заграничные инвестиции, будут уменьшать масштаб возникших в связи с санкциями проблем. Дальнейшее движение рыночных котировок будет определяться решением о выплате промежуточных дивидендов и следующим годовым отчетом в марте.
Напоследок задам неприятный вопрос менеджменту Лукойла: неужели уроки с отъемом активов российских компаний странами Запада в течение последних 3 лет ничему вас не научили? Вы что, в домике? Посчитали себя неприкасаемыми?
Вообще, странно, что руководство ЦБ за заморозку валютных резервов уже 3 с половиной года чуть ли не распинают в интернете, называя предателями и агентами ЦРУ, а в адрес верхушки Лукойла ни одного подобного вопроса за последний месяц я не слышал. Так, может быть, пора спросить? Или это другое?
Для тех, кто задается правильными вопросами, предназначен мой телеграм-канал: https://t.me/intelligent_investor
А о казне дед мог бы и позаботиться перед приключениями, вместо того что бы с граждан три шкуры сдирать.
ой, а это про какую страну? ;)
К зарубежным активам относятся активы в Казахстане ?
Так же помним, что все операции с Лукойлом должны быть прекращены до 21 ноября.