Блог им. Capitalizer
На фоне роста цен на топливо и активного продвижения электромобилей вопрос об их экономической целесообразности становится всё актуальнее. Выгоден ли переход на электротягу, если рассматривать только затраты на энергию? Попробуем ответить на этот вопрос, опираясь на реальные расчёты и текущие российские тарифы.
Расчёт затрат и экономии
Рассмотрим ключевые аспекты и выполним реальные расчёты для российских условий, фокусируясь исключительно на затратах энергии (бензин или электричество) и не затрагивая стоимость самих автомобилей и затраты на их техобслуживание и содержание. Для простоты сравнения ограничимся только расходами на энергию при равном пробеге.
Возьмём такие усреднённые параметры:
— Бензиновый автомобиль: средний расход 8 л на 100 км.
— Электромобиль: средний расход 18 кВт·ч на 100 км.
-Годовой пробег (для примера одинаковый): 20 000 км.
Тарифы на электроэнергию для зарядки: 6 руб./кВт·ч при зарядке от домашней сети (например, по ночному тарифу) и 20 руб./кВт·ч на коммерческой быстрой зарядной станции (в Москве с 2025 года городские станции стали платными, 15 руб. за 1 кВт·ч на медленных зарядках и 20 руб. на быстрых).
Цена бензина: для расчётов возьмём, к примеру, 55 руб./л – близко к актуальной средней цене АИ-92.
Опираясь на эти вводные, посчитаем затраты на “топливо” для каждого типа автомобиля.
— Затраты на бензин. Расход 8 л/100 км означает, что на каждый километр пути требуется 0,08 л бензина. При цене 55 руб. за литр это около 4,4 руб. на 1 км (расчёт: 0,08 × 55). Соответственно, за год (20 000 км пробега) расходы на бензин составят примерно 88 000 руб..
— Затраты на зарядку. Электромобиль с потреблением 18 кВт·ч/100 км тратит 0,18 кВт·ч электроэнергии на 1 км пробега. При тарифе 6 руб./кВт·ч это 1,08 руб. за 1 км пути (0,18 × 6). За год (20 000 км) набегает порядка 21 600 руб. на электроэнергию. Если же заряжаться только на коммерческих станциях по тарифу 20 руб./кВт·ч, стоимость выходит 3,6 руб. за 1 км (0,18 × 20) или около 72 000 руб. в год.
Сравнение результатов
Как видно, при зарядке дома по низкому тарифу 6 руб./кВт·ч электромобиль по затратам на “топливо” выигрывает очень существенно – экономия в год составляет 66 400 руб. (см. Таблицу 1).
Даже при платной зарядке на коммерческой станции по тарифу 20 руб./кВт·ч электричество обходится немного дешевле бензина: выгода остается, хотя и снижается до 16 тыс. руб. в год в нашем примере. И лишь в совсем неблагоприятных сценариях – например, если цена бензина близка к минимуму 45 руб./л при одновременном использовании только коммерческих зарядных станций – годовые расходы на энергообеспечение электромобиля могут сравняться с бензиновыми или даже превысить их. Выгода от использования электромобиля исчезает при 45 руб./л бензина и тарифе 20 руб./кВт·ч.- оба варианта дадут около 72 тыс. руб. в год. В среднем же при текущих ценах электромобиль более экономичен по энергии, особенно при наличии недорогой домашней зарядки.
Подробнее о матрице экономии бензин — электроэнергия при разных ценах на источник движения автомобиля смотрите Таблицу 2.
Практические выводы и что необходимо учесть при покупке электромобиля
Как можно заметить из представленных расчетов домашняя зарядка делает электроэнергию намного дешевле бензина. Если у вас есть возможность заряжать электромобиль дома по тарифу 5–6 руб./кВт·ч, то по затратам на “топливо” электромобиль практически всегда будет выигрывать у бензинового аналога. Экономия может достигать в нашем примере 60–70 тыс. руб. в год, а при росте цен на бензин – ещё больше. Также выгода от использования электромобиля будет увеличиваться при росте нормы пробега в год. В нашем случае было принято 20 000 км в год, в реальности если автомобиль эксплуатируется более активно, выгода от использования электроэнергии будет увеличиваться.
Коммерческие зарядные станции снижают экономию, но не отменяют её. Если вы вынуждены пользоваться в основном платными публичными ЭЗС по цене 20 руб./кВт·ч, выгода электромобиля существенно уменьшается. В приведённом расчёте экономия составила всего 16 тыс. руб. в год (при 55 руб./л за бензин), и при более низкой цене бензина она может сойти на нет. То есть в некоторых ситуациях (дешёвый бензин + дорогая зарядка + небольшой пробег) разницы в затратах почти не будет. Тем не менее в среднем даже платная зарядка остаётся немного выгоднее бензина на пробегах от 20 тыс. км/год и выше.
Доступность дешёвой энергии – ключевой фактор экономической выгоды. Основной драйвер экономии – это наличие недорогой электрической “розетки” для вашего электромобиля. Если дома или на работе можно заряжаться по выгодному тарифу, топливная экономия станет весомым аргументом в пользу электрокара. Если же дешёвой зарядки нет и вы не наматываете большие пробеги, то экономия на топливе может быть не главным аргументом при выборе – вес того фактора снижается.
На бензине дороже: 16 литров х 62 руб. = 992 руб. на сотню. или почти 10 руб. за км.
За 20 лет, пока стоит газовое оборудование можете сами прикинуть какая экономия.
У нас в Новой Москве хутор на 15 домов. У половины постоянно проживающих электрички.
Вы посчитайте сколько времени на заправку тратите. Раз в неделю 10-15 минут или 10-15 часов в год. А тут 4 часа за поездку туда-сюда в Питер раз в год. Зато бесплатно парковки в Питере и Москве и нулевой налог даже на 500 лошадей. У меня 313 лошадей и 6 сек до сотни. Сколько бы я заплатил за аналогичный двс и какой был бы налог?
Нищеброды ездят на 1000км. Для нормальных людей есть самолет.
99% поездок у 90% людей меньше 400км в день.
Электричка отлично справляется и тратит в 10 раз меньше на топливо.
Я бы купил электричку как вторую машину, чисто по городу. Но таких, как мне надо не делают. А чудовище с 400 лс мало того, что дорого, так еще и совершенно ни к чему.
В узбекистане почти все внутригородские перевозки на мелких электричках. Но все же электро -трицикл или -квадроцикл это явный недобор. Так же как тесла — абсолютный перебор.
Без этого все — пустое бла-бла-бла.
Получается на электричке доехать до Питера при условии зарядки дома 300 р + 1300 р. одна зарядка по дороге. На дизеле 600км на 500 р 3000р. но электричка будет 400 л/с, на трассе при обгоне очень пригождается, нагревается салон зимой и остужается салон летом в мгновенье. Я уже не помню что такое прогревы зимой )) а на дизеле тем более замучаешься ждать, либо заранее заводить, опять расход и запахи от дизеля не комильфо, если снята экология, у нас многие этим балуются .
Короче минус электрички это трасса, но часто ли мы ездим на далекие расстояния и стоит ли торопиться на трассе, вот вопрос
Просто у тебя дорогая тачка. И сколько у тебя разгон до 100?
Сколько времени между нажатием педали и максимальным моментгм?
Попробуй на зикое дунуть — забудешь свои 3л как страшный сон.
У вас быстрее разгон только если 344 лс и 60 тыр в год налога. Главное это мгновенный отклик, а не пару секунд ждать, когда коробка переключится, пока двигло обороты наберет.
И лучше ездить на новой погремушке, чем на старой пахнущей дизелем a6
Никаких пару секунд у меня нет. Авто идёт за педалью, паровозная тяга на любой скорости… Налог меня не парит, в салоне запах нового авто) никаким дизелем не пахнет. И потом не вижу смысла сравнивать электрошушлайку классом ниже с нормальной машиной. В том числе ни по рулежке (у меня все колеса поворачивают) ни по пробегу, я 850 км на полном баке еду. Давайте закончим парения.
То есть при 12 руб. за кВт/ч все равно электричка (~50 рублей с учетом потерь) чуть выгоднее бензина за 66 рублей ( у меня лукойл 95).
«Британских владельцев электрокаров могут обложить налогом за пробег»
Королевство ищет способ компенсировать сокращающиеся доходы от бензиновых сборов
quto.ru/news/britanskikh-vladelcev-elektrokarov-mogut-oblozhit-nalogom-za-probeg-06-11-2025.htm
Давно хочу электричку, но пока не мог купить.
Для моих целей это идеальный вариант.
Но смог купить электротрицикл.
Это сказка. Я живу в селе и он делает всю работу. Начиная с перевозки детей в школу и заканчивая разводом дров по заказам.
Читаю людей и поражаюсь их максимализма — им надо чтоб электричка съездила в лес, на северный полюс туда и обратно без подзарядки в салоне как в сауне, чтоб не загорелась и прочее прочее прочее...
Каждая вещь на земле имеет свою специализацию. Вечно людей кидает из огня да в полымя.
Ну не подходит тебе электричка, чего орать за всех в стране, что она нам не подходит...
Итак. Мой трицикл. Расход в среднем 10квт на 100км. Летом вообще 0,6-0,7.
В месяц я приезжаю 500-1000км.
Трачу от 200-400 р. За электричество.
И то я закинул электрические панели на крышу, теперь летом вообще без платно езжу.
Купил я 14й ваз. И взялся за голову… Бензин, резина, регистрация, шиномонтаж, страховка, ТО…
Ни налога, ни то. Машина 136 лошадей по паспорту, в реале 313. Всяких баранов на джипах унижает со светофора.
Да сиюминутная выгода есть, но потом влетаешь на замену батареи. Поэтому б/у их никто брать не хочет. И не нужно мне рассказать о спецах перебирающих банки из говна козюлю делающих.
А ещё запрет проезда по Крымскому мосту и запрет на хранение в закрытых паркингах и гаражах. Отсутствие инфраструктуры зарядки.
Нам такое не нужно.
Li9 2023 — 6 млн.
Супер актив! Мой десятилетний Prado х2 к цене покупки.
Только что-то нет их дешевых, потому сто там ломаться нечему. Намного надежней пердячих двс
3-4 рубля ночное электричество в Москве.
95 бензин стоит 65₽. Машина по городу жрет 10-15, нсли брать аналог электрички по классу.
То первое на моей на 60 тыс -800гр масла в редукторе поменять. Двс — 20тыр каждые 10тыс км.
Налог 0, парковки 0.