Блог им. Capitalizer

Электромобиль против бензинового: что действительно выгоднее в российских реалиях

На фоне роста цен на топливо и активного продвижения электромобилей вопрос об их экономической целесообразности становится всё актуальнее. Выгоден ли переход на электротягу, если рассматривать только затраты на энергию? Попробуем ответить на этот вопрос, опираясь на реальные расчёты и текущие российские тарифы.


Расчёт затрат и экономии

Рассмотрим ключевые аспекты и выполним реальные расчёты для российских условий, фокусируясь исключительно на затратах энергии (бензин или электричество) и не затрагивая стоимость самих автомобилей и затраты на их техобслуживание и содержание. Для простоты сравнения ограничимся только расходами на энергию при равном пробеге.

Возьмём такие усреднённые параметры:

— Бензиновый автомобиль: средний расход 8 л на 100 км.

— Электромобиль: средний расход 18 кВт·ч на 100 км.

-Годовой пробег (для примера одинаковый): 20 000 км.

Тарифы на электроэнергию для зарядки: 6 руб./кВт·ч при зарядке от домашней сети (например, по ночному тарифу) и 20 руб./кВт·ч на коммерческой быстрой зарядной станции (в Москве с 2025 года городские станции стали платными, 15 руб. за 1 кВт·ч на медленных зарядках и 20 руб. на быстрых).

Цена бензина: для расчётов возьмём, к примеру, 55 руб./л – близко к актуальной средней цене АИ-92.

Опираясь на эти вводные, посчитаем затраты на “топливо” для каждого типа автомобиля.

— Затраты на бензин. Расход 8 л/100 км означает, что на каждый километр пути требуется 0,08 л бензина. При цене 55 руб. за литр это около 4,4 руб. на 1 км (расчёт: 0,08 × 55). Соответственно, за год (20 000 км пробега) расходы на бензин составят примерно 88 000 руб..

— Затраты на зарядку. Электромобиль с потреблением 18 кВт·ч/100 км тратит 0,18 кВт·ч электроэнергии на 1 км пробега. При тарифе 6 руб./кВт·ч это 1,08 руб. за 1 км пути (0,18 × 6). За год (20 000 км) набегает порядка 21 600 руб. на электроэнергию. Если же заряжаться только на коммерческих станциях по тарифу 20 руб./кВт·ч, стоимость выходит 3,6 руб. за 1 км (0,18 × 20) или около 72 000 руб. в год.


Сравнение результатов

Как видно, при зарядке дома по низкому тарифу 6 руб./кВт·ч электромобиль по затратам на “топливо” выигрывает очень существенно – экономия в год составляет 66 400 руб. (см. Таблицу 1).

Даже при платной зарядке на коммерческой станции по тарифу 20 руб./кВт·ч электричество обходится немного дешевле бензина: выгода остается, хотя и снижается до 16 тыс. руб. в год в нашем примере. И лишь в совсем неблагоприятных сценариях – например, если цена бензина близка к минимуму 45 руб./л при одновременном использовании только коммерческих зарядных станций – годовые расходы на энергообеспечение электромобиля могут сравняться с бензиновыми или даже превысить их. Выгода от использования электромобиля исчезает при 45 руб./л бензина и тарифе 20 руб./кВт·ч.- оба варианта дадут около 72 тыс. руб. в год. В среднем же при текущих ценах электромобиль более экономичен по энергии, особенно при наличии недорогой домашней зарядки.

Подробнее о матрице экономии бензин — электроэнергия при разных ценах на источник движения автомобиля смотрите Таблицу 2.


Практические выводы и что необходимо учесть при покупке электромобиля

Как можно заметить из представленных расчетов домашняя зарядка делает электроэнергию намного дешевле бензина. Если у вас есть возможность заряжать электромобиль дома по тарифу 5–6 руб./кВт·ч, то по затратам на “топливо” электромобиль практически всегда будет выигрывать у бензинового аналога. Экономия может достигать в нашем примере 60–70 тыс. руб. в год, а при росте цен на бензин – ещё больше. Также выгода от использования электромобиля будет увеличиваться при росте нормы пробега в год. В нашем случае было принято 20 000 км в год, в реальности если автомобиль эксплуатируется более активно, выгода от использования электроэнергии будет увеличиваться.

Коммерческие зарядные станции снижают экономию, но не отменяют её. Если вы вынуждены пользоваться в основном платными публичными ЭЗС по цене 20 руб./кВт·ч, выгода электромобиля существенно уменьшается. В приведённом расчёте экономия составила всего 16 тыс. руб. в год (при 55 руб./л за бензин), и при более низкой цене бензина она может сойти на нет. То есть в некоторых ситуациях (дешёвый бензин + дорогая зарядка + небольшой пробег) разницы в затратах почти не будет. Тем не менее в среднем даже платная зарядка остаётся немного выгоднее бензина на пробегах от 20 тыс. км/год и выше.

Доступность дешёвой энергии – ключевой фактор экономической выгоды. Основной драйвер экономии – это наличие недорогой электрической “розетки” для вашего электромобиля. Если дома или на работе можно заряжаться по выгодному тарифу, топливная экономия станет весомым аргументом в пользу электрокара. Если же дешёвой зарядки нет и вы не наматываете большие пробеги, то экономия на топливе может быть не главным аргументом при выборе – вес того фактора снижается.

Электромобиль против бензинового: что действительно выгоднее в российских реалиях
Электромобиль против бензинового: что действительно выгоднее в российских реалиях


17.2К | ★2
67 комментариев
вопрос об их экономической целесообразности становится всё актуальнее.
Газ! У меня внедорожник на газе с 2006 года, 19 лет уже. Масло не чернеет вообще, жалко сливать даже. Километр пробега около 6 руб. на газе. Никакие другие варианты даже в голову не берите.
Диванный аналитик-практик, надо просчитать. Спасибо. Подумаю. 
Вахтанг Миндиашвили, И октановое число газа выше 100, никогда никакой детонации разрушающей двигатель на газе не будет в отличии от того, что продаётся под видом 95 бензина.
Диванный аналитик-практик, а как на газу по трассе хватает мощности быстро обогнать? И заправки? наверняка только на любимых заправляете газом. на трассе могут и хреновый газ залить. Электричество не разбавишь не ухудшишь не разбодяжишь
avatar
Олег Королев, Мой внедорожник — это не гоночный болид, люблю ехать на нём не быстро. Пусть все обгоняют, зато за рулем отдыхаю.
Диванный аналитик-практик, электричка меньше 60копееек за км и то раз в 60 тым
avatar
это что за авто со средним расходом 8 литров на 92 бензине?
avatar
Михаил Шварц, средние внедорожники и средне бюджетные авто. 
Вахтанг Миндиашвили, средний внедорожник будет кушать 10 литров. и не 92й а минимум 95й.  Вы сравните с дизельным авто 1,5-2.0 литра объем мотора. 
avatar
Вахтанг Миндиашвили, в прошлом месяце чуть больше 20.000 за бензин отдал. Заправлялся только на тебойл и только через альфа заправки- получил полную статистику. Никак 88 в год не получается. И 8 литров на 100 в условиях города тоже никак. Даже у жены с 1.6 мотором больше.
avatar
Михаил Шварц, это, кстати, уже довольно не мало. есть и поэкономичнее.
avatar
StarSol, ну товарищ пишет про  средние внедорожники… и потом, небольшой мотор на таких авто экономичен на скоростях до 90 км/ч и то если на педаль не жать. на высоких скоростях такой мотор жрет как не в себя. проверено много раз ) сейчас перешел на дизель, вот тут расход уже интереснее…
avatar
Михаил Шварц, у меня джип Nissan Pathfinder 2005 года дизель - за 7 лет, что он у меня средний расход 9 литров с учётом всех режимов (город, трасса, московские пробки). Pathfinder это большой такой чемодан на 2 с лишним тонны.
avatar
StarSol, тут речь про бенз же, а не дизель, мурка жрала 12 в смешанном…
avatar
Михаил Шварц, средний расход по трассе 16!!! литров 92 бензина. На газе побольше, 18-20 литров. Считаем: 20 литров х 26 рублей литр=520 руб. на сто км. или  5.2 руб. км. 
На бензине дороже: 16 литров х 62 руб. = 992 руб. на сотню. или почти 10 руб. за км.

За 20 лет, пока стоит газовое оборудование можете сами прикинуть какая экономия.
Михаил Шварц, мой ниссан нот гибрид ест 5-6 что в городе что на трассе, если не топить выше 120)). параллельные гибриды это идеал по экономии и динамике
avatar
Александр, не смотрел. Эта тема уходит глубоко в опыт, а его мало. Вернее никто толком не знает как поведут себя аккум через 5 лет эксплуатации. Есть только заверения производителей. Плюс есть зависимость от температурных условий эксплуатации в условиях резко континентального климата расходы могут сильно отличаться от умеренного. 
Вахтанг Миндиашвили, аккум поменять. ДВС прошлый век очень много деталей, трение износ поломки.
avatar
Alexandr Dolbnev, согласен и если живёшь за городом в своем доме электричка должна быть и сейчас они не так дорого стоят. народ сравните хоть ценники. я живу 35 км за городом, каждый день гоняю на работу и обратно, забыл что такое ТО заправки налоги платные парковки. кайфую и следующую заказал тоже электричку. Кайф
avatar
Олег Королев, электричка это дешево, очень быстро и удобно, но если есть своя розетка.
У нас в Новой Москве хутор на 15 домов. У половины постоянно проживающих электрички.
avatar
Вахтанг Миндиашвили, у меня опыт три года машине пять лет. заряд уменьшился на 25 км от начальной информации. считаю что слишком много народ перестраховывается, взять лучше бенз или дизель и платить налоги, бензин, парковки и то постоянное. у электрички меняешь салонный фильтр и масло в редукторе раз в 60 тысяч, а сейчас и подавно заливают масло антифризы и все такое на весь срок службы авто
avatar
Что за мовитон писать на всем понятные темы? Электрика в России проигрывает по всем фронтам. С нашими расстояниями и морозами покупать себе электромобиль - это априори идиотизм, ведущий к убыткам и потерям. P.S. Посчитайте время зарядки электрокара при поездке на расстояния от 1000 км. на сельской заправке... P.P.S. Пока я не смогу налить за 20 минут с собой в "канистрах" электричества на 500 км, пока я не смогу залить эти "литры" электричества себе в аккумуляторы за 10 минут на обочине в лесу или поле, и пока батареи теряют от 40% ОПЛАЧЕННОГО(!) деньгами и ВРЕМЕНЕМ(!) "топлива" при снижении температуры до минус 7, электрические машины будут игрушками для дебилов.
avatar
StarSol, это так. знакомый до Питера на чистом электро ехал 9 часов, я на дизеле за 6 часов с расходом 7 литров…
avatar
Михаил Шварц, часто он ездит в Питер?
Вы посчитайте сколько времени на заправку тратите. Раз в неделю 10-15 минут или 10-15 часов в год. А тут 4 часа за поездку туда-сюда в Питер раз в год. Зато бесплатно парковки в Питере и Москве и нулевой налог даже на 500 лошадей. У меня 313 лошадей и 6 сек до сотни. Сколько бы я заплатил за аналогичный двс и какой был бы налог?
avatar
StarSol,
Нищеброды ездят на 1000км. Для нормальных людей есть самолет.
99% поездок у 90% людей меньше 400км в день.
Электричка отлично справляется и тратит в 10 раз меньше на топливо.
avatar
8 месяцев в году салон автомобиля в России подогревается отопителем. ДВС это тепло отдает бесплатно, а электричка нет. Так что 20-25% добавьте ей на обогрев салона.
avatar
Vuko, ничего что Норвегия самая элекрифицированная страна по электрокарам. Не думаю что у них там слишком тепло ))
avatar
Олег Королев, у них там слишком дорогой бензин и слишком большие льготы на покупку электричек. 
Я бы купил электричку как вторую машину, чисто по городу. Но таких, как мне надо не делают. А чудовище с 400 лс мало того, что дорого, так еще и совершенно ни к чему. 
avatar
SergeyJu, в точку. То же бы купил электричку для коротких поездок — небольшой городской кросовер, с чуть повышенным клиренсом и полным приводом, но без 400 лс и разгона до 100 за 3 сек. Чтобы зимой нормально проезжать по дворам и переулкам, парковаться в сугроб, не ссать немножко выехать на трассу. Условные Дастер, Крета, Спортейдж, Рав4. Но такого нет. Либо б/у пузотерки, которые в луже застрянут, либо нафаршированные монстры за 100500 денег.
avatar
Alex_Kukolevsky, BYD FCB Leopard 3. 422 лс в подарок, в птс 143лс. 3млн в РФ, кто успел завезти по серому, но теперь уже поздно пить боржоми.
avatar
Alex_Kukolevsky, спортидж уже длинноват. Габарит нивы или дастера мне бы подошел. Я бы даже на сильно уменьшенный запас  хода согласился. У меня типичная поездка до 30 км. То есть уже сотня меня бы устроила.
В узбекистане почти все внутригородские перевозки на мелких электричках. Но все же электро -трицикл или -квадроцикл это явный недобор. Так же как тесла — абсолютный перебор.  
avatar
Олег Королев, куда там в Норвегии ездить? там такие расстояния, что легче руками дотолкать, чем стоять на электро-заправке.
avatar
Прежде, чем высчитывать экономию на горючке, надо понять, какая разница в цене, какое удешевление машин с возрастом и что делать с электрикой зимой. 
Без этого все — пустое бла-бла-бла. 
avatar
Тут уже было упоминание. Вопрос безопасности эксплуатации. Аккумуляторы горят от удара, да и от короткого замыкания при перегорании элемента на плате управления могут загореться. Аккумулятор водой не потушишь. Возможно, даже выскочить из авто не успеете. Сейчас вроде бы начали делать кремниевые аккумуляторы, но пока не серийно. С учётом разности цен на машину с двс и электрическую — все эти расчёты с копеечной экономией никогда не погасят разницу. При этом стоит отметить, что ремонт и ТО электрической машины всё ж дешевле чем с двс. Но если аккумулятор сдох, то всё, и эта плюшка в топку. В общем, электрический двигатель это красиво, экологично и дорого. Двс это не очень красиво, не экологично и дёшево. Как говорится…
Особенно в Крым ехать?
avatar
Михаил Шварц, какая машина у Вас Михаил? 6 часов Вы ехали наверняка 150 км ч расход будет 10 литров на дизеле при такой скорости. ну даже 7 литров по 70 р у Вас уходило 500 р на сто км. зарядка электрокара дома 300 р на четыреста км. на скоростной зарядке 1300 на 400 км. но да электричка 400 проедет если не быстрее 110 ехать.
Получается на электричке доехать до Питера при условии зарядки дома 300 р + 1300 р. одна зарядка по дороге. На дизеле 600км на 500 р 3000р. но электричка будет 400 л/с, на трассе при обгоне очень пригождается, нагревается салон зимой и остужается салон летом в мгновенье. Я уже не помню что такое прогревы зимой )) а на дизеле тем более замучаешься ждать, либо заранее заводить, опять расход и запахи от дизеля не комильфо, если снята экология, у нас многие этим балуются .
Короче минус электрички это трасса, но часто ли мы ездим на далекие расстояния и стоит ли торопиться на трассе, вот вопрос
avatar
Олег Королев, В октябре ехал, пустое авто, будний день, трасса пустая была. Стало самому интересно сколько расход будет, ехал быстро, разгонялся плавно. A6 аллроад, 3 литра. л/с — это такое себе, момент какой? у меня более 720 Нм. Проблем с нагревом салона нет — стоит фен. В целом на вкус и цвет фломастеры разные ) Я люблю двс. 
avatar
Михаил Шварц, а6 allroad новый стоит 12-15 мультов. Id.6 который больше по размерам с адаптивной подвеской 4х4 стоит 4.5м. Ауди аналог id.6 стоит 6 мультов.
Просто у тебя дорогая тачка. И сколько у тебя разгон до 100?
Сколько времени между нажатием педали и максимальным моментгм?
Попробуй на зикое дунуть — забудешь свои 3л как страшный сон.
avatar
Евсей Иванов, во первых Id.6  меньше и тяжелее  А6 allroad и ниже классом, со всеми вытекающими и адаптивная подвеска это далеко не пневма..) да и с макс двигателем он будет медленнее..                        зикр это хрень, погремушка с хреновой управляемостью и тормозами. как он будет ехать с зарядом 30-20%? никак. как долго он сможет идти по трассе 150 или более  км/ч ?  разгон до 100 это не главные составляющие автомобиля.
avatar
Михаил Шварц, на 5 см короче, но на 20 см выше. Так что больше существенно.
У вас быстрее разгон только если 344 лс и 60 тыр в год налога. Главное это мгновенный отклик, а не пару секунд ждать, когда коробка переключится, пока двигло обороты наберет.
И лучше ездить на новой погремушке, чем на старой пахнущей дизелем a6
avatar
Евсей Иванов, 18 см но там из за подвески большей частью выше сидит фолькс.я тоже могу подняться до просвета 185 мм) а кубатура не больше.
Никаких пару секунд у меня нет. Авто идёт за педалью, паровозная тяга на любой скорости… Налог меня не парит, в салоне запах нового авто) никаким дизелем не пахнет. И потом не вижу смысла сравнивать электрошушлайку классом ниже с нормальной машиной. В том числе ни по рулежке (у меня все колеса поворачивают) ни по пробегу, я 850 км на полном баке еду. Давайте закончим парения.
avatar
Олег Королев, а сколько ЧАСОВ длилась зарядка авто при поездке в Питер? Зимой пробовал ездить а Питер?
avatar
StarSol, 7 часов ночью. Какая разница если ночью все равно спишь.
avatar
Олег Королев, на любом нормальном дизельном авто печка электрическая и дует тёплым сразу.
avatar
Я бы еще посчитал вариант ближайшего будущего, когда повсеместно введут жесткие социальные нормы потребления электричества. Когда на домохозяйство в месяц 200 квт по 6 руб, а все, что свыше, по коммерческой цене — 10-12 руб.
avatar
Alex_Kukolevsky, теплотворная способность бензина ~ 12 кВт/ч на литр. КПД ~ 30%. Итого 1 литр реально 4 кВт/ч. 
То есть при 12 руб. за кВт/ч  все равно электричка (~50 рублей с учетом потерь) чуть выгоднее бензина за 66 рублей ( у меня лукойл 95). 
avatar
Alex_Kukolevsky, расход элетрички это тьфу. 400квтч а месяц. До соц норм как до луны. А вот бенз исчезает в регионах и цена в космос.
avatar
Покатались и хватит
«Британских владельцев электрокаров могут обложить налогом за пробег»
Королевство ищет способ компенсировать сокращающиеся доходы от бензиновых сборов
quto.ru/news/britanskikh-vladelcev-elektrokarov-mogut-oblozhit-nalogom-za-probeg-06-11-2025.htm
avatar
Поражаюсь насколько люди рассуждают, но не логично.
Давно хочу электричку, но пока не мог купить.
Для моих целей это идеальный вариант.
Но смог купить электротрицикл.
Это сказка. Я живу в селе и он делает всю работу. Начиная с перевозки детей в школу и заканчивая разводом дров по заказам.
Читаю людей и поражаюсь их максимализма — им надо чтоб электричка съездила в лес, на северный полюс туда и обратно без подзарядки в салоне как в сауне, чтоб не загорелась и прочее прочее прочее...
Каждая вещь на земле имеет свою специализацию. Вечно людей кидает из огня да в полымя.
Ну не подходит тебе электричка, чего орать за всех в стране, что она нам не подходит...

Итак. Мой трицикл. Расход в среднем 10квт на 100км. Летом вообще 0,6-0,7.
В месяц я приезжаю 500-1000км.
Трачу от 200-400 р. За электричество.
И то я закинул электрические панели на крышу, теперь летом вообще без платно езжу.

Купил я 14й ваз. И взялся за голову… Бензин, резина, регистрация, шиномонтаж, страховка, ТО…
Денис Перегудов, да понятно, что удобная вещь. Расскажите, как оно, ездить зимой и в дождь. 
avatar
Денис Перегудов, это называется косность мышления. 2.5 года электричка у жены — ненарадуется. 40 тыс пробег и потратили 30 тыр за эти годы. Все.
Ни налога, ни то. Машина 136 лошадей по паспорту, в реале 313. Всяких баранов на джипах унижает со светофора.
avatar
Технологий море, но ум людей ограничивает их от их использования. В общем живут люди так, как им позволяет их уровень развития.
Двигатель бензиновый тысячь 200-250 проедет без проблем при правильной эксплуатации и если по 20 тысяч в год наезжать то его на 12 лет хватит а вот экомулятор навряд ли столько прослужит а его замена обойдётся в половину стоимости самого авто так что если хочешь экономить то лучше ездить на метро
Анатолий Чупин, просто посмотрите статистику, зачем гадать. Теслы уже по 15 лет ходят и по 3му кругу продаются и их покупают. Молодые подонки могут убить любой авто, это не зависит от типа авто. Почему мне кажется что здесь собраны одни лоббисты бензина? :)) Да, люди бояться всего нового, а в нашей стране бояться в 2 раза больше. Но время идёт вперёд, а с ним прогресс. Его нельзя остановить.
avatar
Анатолий Чупин, ты просто дилетант.
avatar
Ликвидности то никакой в Вашей электричке!
Да сиюминутная выгода есть, но потом влетаешь на замену батареи. Поэтому б/у их никто брать не хочет. И не нужно мне рассказать о спецах перебирающих банки из говна козюлю делающих.
А ещё запрет проезда по Крымскому мосту и запрет на хранение в закрытых паркингах и гаражах. Отсутствие инфраструктуры зарядки.
Нам такое не нужно.
avatar
# SKYWAY, деградация батарей 5%, ну максимум 15% если над ней измываваться, посмотрите статистику. Посмотрите б.к. Лисяны, они за 5 лет теряют в цене меньше чем бензиновая китайская братия, или покажите где Тесла сильно в цене теряет?? Храню спокойно в закрытом паркинге, что это вообще за закон, покажите какой? Про Крым не знаю, но мне кажется это не самая большая проблема Крыма.
avatar
Vladimir Filimonov, посмотрел Li9 2025 — 9 млн.
Li9 2023 — 6 млн.
Супер актив! Мой десятилетний Prado х2 к цене покупки.
avatar
# SKYWAY, так возьми дешевую бу.
Только что-то нет их дешевых, потому сто там ломаться нечему. Намного надежней пердячих двс
avatar
С приходом зимы расход меняется. Потому что нужна энергия на обогрев салона. И если на бензе увеличение расхода на несколько процентов, то на электромобиле может спокойно быть в два раза.
avatar
Последовательный гибрид. В городе — электро, не заправляюсь месяцами, экономия мощная от обычной розетки, в салоне тихо, зимой греет быстро как чайник. На дальняк — бензин, уже по 2.5тыс.км 3 раза мотал. Если есть своя розетка — это лучший вариант вообще. Точка.
avatar
Кому вы хер в уши вкручиваете? Электричка рентабельна только при езде по городу от А до Б и обратно. Даже в пригород на ней выезжать стрёмно, особенно зимой с учетом пробок. А самое дорогое, что не измерить деньгами,- ВРЕМЯ!!! Так что автор-немысляший юнец!
Что за дилетант писал???
3-4 рубля ночное электричество в Москве.
95 бензин стоит 65₽. Машина по городу жрет 10-15, нсли брать аналог электрички по классу.
То первое на моей на 60 тыс -800гр масла в редукторе поменять. Двс — 20тыр каждые 10тыс км.
Налог 0, парковки 0.
avatar
А ТО не считали на бензодизельных машинах, там в год 20-30 тысяч ещё надо прибавлять, на электро не надо вообще никакое ТО и колодки ходят по 100-200 тысяч пробега.
Вот интересно 🫣 на какой плохой математик счёт вел. Электричество с розетки в Сибири 4 рубля киловатт кВт)) 5 рублей частный сектор. Бери да заряжай. Если Москве не выгодно может и на метро передвигаться. А вообще тема ГАЗ 27,5 рублей против бензина в 65😱
avatar
А пробег?
А обслуживание электромобиля? Батарею выгодно заменить в случае брака или повреждения
avatar

Читайте на SMART-LAB:
Netflix ведет эксклюзивные переговоры о приобретении Warner Bros.
Netflix (NFLX) сделал самое высокое предложение на покупку студийных и стриминговых активов Warner Bros. Discovery (WBD), передает Reuters....
Фото
Смотрим какая на сегодняшний день доходность у юаневых облигаций и как она изменилась за последний месяц
Фото
Лазеры: первый год в составе «Софтлайн»
Ведущий российский производитель лазеров VPG LaserONE завершил первый год в составе Группы – год интеграции и создания прочного фундамента для...

теги блога Вахтанг Миндиашвили

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн