Концерн Джонсон и Джонсон основан в 1886 году и является ярким представителем биг фармы. Некоторые товары стали культовыми. Несколько поколений американцев с детства помнят запах присыпки Johnson’s Baby (производство и продажа прекращены в 2023 году). Реклама детского шампуня со слоганом “Никаких больше слез” знакома не только американцам, но и во всем мире. Эта особая связь и привязанность к бренду сохраняется на всю жизнь.
Но есть и темная сторона.
Но есть и темная сторона.
- Baby Powder (детская присыпка). Один из самых популярных товаров концерна с 1950-х. Сделана на основе талька, самого мягкого минерала. Нюанс в том, что залежи талька находятся рядом с асбестом, которого существует десятки разновидностей. Асбест — сильный канцероген. До 1980-х асбест массово применяли в качестве удобного и дешевого изоляционного материала, пока его не запретили. При добыче талька попадаются небольшие фракции асбеста. В результате детская присыпка из талька тоже содержит небольшие примеси асбеста. Концерн долго отрицал эти факты, затягивал время, пытался дискредитировать слепые тесты с разными присыпками.
- Tylenol. Еще один товар хит. В 1982-м отравитель подмешал яд к баночкам с Тайленолом и попытался вымогать деньги у концерна. Концерн отозвал все партии Тайленола и вошел в учебники по маркетингу, как ответственный производитель. Но есть версия, что поймали не отравителя, а подражателя. Якобы, сам отравитель в работал в дистрибьюции концерна. Есть еще и Экстра Стронг Тайленол, который содержит лошадиную дозу вещества. Такая дозировка может быть опасной для тех, кто прибухивает. В сочетании с алкоголем может приводить к отказу печени. Но концерн об этом не предупреждал.
- Procrit. Использовали для лечения анемии. Препарат стимулирует выработку эритроцитов. Побочный фактор — может приводить к ускоренному росту опухоли при онкологии. Концерн начал исследование и тесты, но когда получил результаты — спрятал и скрыл их от FDA.
- Risperdal. Антипсихотик. Использовали для лечения шизофрении, а это менее 1% американцев. Для увеличения прибыли, концерн сделал ставку на “лечить не диагноз, а симптомы”. Попробовали продвигать препарат как лекарство для буйных детей и стариков в деменции. Но получили серьезную побочку. У детей началась гинекомастия (до 10% от общего количества) и набор веса, а у стариков инсульты и инфаркты. На последнее многие предпочитали закрывать глаза, ведь это своего рода эвантазия.
- Duragesic. Это пластырь с фентанилом, который медленно поступает в кровь. Задача — облегчить сильную хроническую боль пациентов на 24-36 часов. Для более широкого применения, пытались убедить врачей, что он не вызывает привыкания. Кстати, фентанил — мощный синтетический опиоид. Концерну повезло — всю ненависть общества за опиоидную эпидемию, которая стартовала с ОксиКонтина отгреб концерн Purdue Pharma.
- Вакцина от ковида. Разработали одни подрядчики, выпуск поручили другим подрядчикам. Однокомпонентная вакцина, которая не требовала обязательного хранения в замороженном виде. Но ее эффективность была 65%, против 95% у Пфайзера и Модерны (двухкомпонентная вакцина). При производстве были проблемы со смешением двух разных типов вакцин и часть доз отправили в брак. Кстати, моему знакомому не помогла однокомпонентная вакцина — заболел ковидом и умер. Возможно, у российских вакцин такая же пониженная эффективность.
Ну и в целом, концерн делал ставку на врачей. Ведь именно врач выписывает пациенту тот или иной препарат. А значит, врача можно стимулировать, причем хитрым способом. Например, приглашать в загородные клубы, на праздники, выплачивать гонорары за специальные лекции.
Также, концерн серьезное внимание уделял торговым представителям. Именно они контактируют с врачами. Один из таких представителей — Алекс Горски сделал головокружительную карьеру и стал президентом Джонсон и Джонсон. Кстати, у Горского предки из России и Хорватии. Его кредо — “No matter what obstacle you face, you are going to find a way to get over it, throw it, around it, under it". Исключительно пробивной и настойчивый товарищ!
К 2003 для 6 из 7 самых продаваемых лекарств концерна использовали нелегальные маркетинговые тактики, включая взятки, kickbacks (откаты) и ложь FDA.
В целом, американский рынок считается самым большим и богатым. Некоторые утверждают, что в США онко больной умрет раньше и более бедным, чем в Европе. Ведь ему могут прописать препарат или лечение, которое выгодно для врача, клиники и биг фармы.
К 2025 году концерн прошел через череду судов, штрафов и прочего. На данный момент он состоит из 250 подразделений, которые работают по всему миру.
П.С. Все тексты пишу сам.
t.me/mosstart