Блог им. LuisCarrol

Относительно вчерашнего поста про Евротранс (часть про плантацию бананов), вчера мне прислали ссылку на видео-звонок менеджмента с инвесторами. Вынужден скорректировать информацию. Компания собирается не перерабатывать биомассу и получать из нее энергию, как я предполагал, а использовать избыточную энергию от газовой генерации для выращивания бананов в теплицах и реализовывать их через свою сеть. В этом аспекте признаю свою ошибку.
После публикации поста про непрофильные активы на примере Евротранса, получил большое количество комментариев от акционеров и поклонников компании, что проект по газовой генерации — это «золотая жила» и акционеров ждет невообразимое богатство. Стоит только поверить в проект. (Главное чтобы не как в мультике «Золотая антилопа», где золото превратилось в черепки).

Опираясь на данные Минэкономразвития РФ, компания считает, что объем требуемой мощности для зарядки электротранспорта в 2028 году составит 200 МВт/ч, а к 2032 году этот объем вырастет до 600 МВт/ч. При этом, Евротранс считает, что сохранит лидирующие позиции на данном рынке. В 2028 году компания планирует обеспечить объем зарядок в размере 60 МВт/ч, а в 2032 году — 140 МВт/ч. То есть опираясь на предположения компании, она будет занимать долю на этом рынке в 2028 году — 30%, а в 2032 году — 23,3%❗️
Дальше начинается занимательная математика. Количество автозаправочных комплексов по регионам на июль 2024 года в Москве было 1182 АЗК, а в Московской области — 1267 АЗК. Совокупно на два региона приходилось 2449 АЗК. Сомневаюсь, что количество сильно изменилось за год, поэтому принимаю как истину. При этом, количество АЗК Евротранса на текущий момент — 58 АЗК. Доля АЗК Евротранса в общем объеме АЗК двух регионов — 2,37%.
В августе появились данные по количеству электрозаправок. В Москве и Московской области насчитывается более 1500 заправок. Если предположить, что на каждой АЗК Евротранса стоит элетрозарядка, то доля компании составит 3,87%. Есть важный момент — не на каждой электрозаправке одинаковое количество зарядных станций, то есть где-то может быть 10, а где-то 1. Это сильно осложняет корректный расчет доли компании на данном рынке, но все равно ставит по сомнение цифру по 30% доле рынка в 2028 году, которую озвучивает менеджмент.
❓Помимо расчетов возникает ряд вопросов к самой концепции проекта газовой генерации и электрозаправок Евротранса:
1. Если это перспективный сегмент, почему крупные нефтегазовые компании, владеющие сетью АЗК не проявляют активность? У Лукойла, Татнефти, Газпром нефти и Роснефти намного больше ресурс для строительства проекта газовой генерации, так и для тех.присоединения доп. мощности.
2. При энергодефиците в Москве/Московской области, почему региональные власти не задумались над самостоятельным строительством такого проекта в коллаборации с тем же Газпромом?
3. Что будет с проектом газовой генерации, если расчеты ошибочны? Выше привел данные по доле рынка Евротранса, опираясь на доступные цифры по количеству АЗК. Предположим, что крупные нефтегазовые компании тоже решили установить на всех АЗК электрозарядные станции и доля Евротранса пропорциональна доле АЗК компании в регионе. Получается, мощность проекта газовой генерации избыточна и ее необходимо куда-то продать. Найдется ли такое количество потребителей? Кто будет оплачивать тех.присоединение?
Перечисленные вопросы и цифры — лишь поверхностный уровень анализа проекта, где возникают сомнения в его результативности. Уверен, что если профильно погрузиться в тему газовой генерации, возникнет еще ряд дополнительных вопросов. «Верить» ли в этот проект дальше при таком количестве вопросов на базовом уровне — дело каждого инвестора. Как минимум эти цифры намекают, что проект не совсем прозрачен!
