Рецензии на книги

McKinsey — крупнейшая и самая известная консалтинговая компания из Big 4 (“большая четверка). За 100 лет работы McKinsey оказала сильное влияние на корпорации, страны и жизнь обычных обывателей. McKinsey держалась в стороне от политики, но использовала тренды и местные особенности. Во время массовых протестов в Гонконге предупреждала работников местного филиала воздерживаться от любых форм политической активности. Но в США охотно поддержала BLM и бедолагу Джорджа Флойда.
McKinsey — это международная сеть. Работает не только с частными компаниями, но с государственными. Даже в странах, где процветает коррупция и авторитаризм — ЮАР, Саудовская Аравия, Китай итд. Создают филиал, нанимают местные кадры — выпускников ведущих университетов. Всему необходимому обучают на месте. Новый работник может сделать карьеру и даже стать партнером.
Работник имеет право отказаться от проекта, если считает его неэтичным. Но тут может быть ловушка. McKinsey зависит от крупных концернов, с которыми работает годами (и даже десятками лет). Именно такие концерны дают тысячи оплачиваемых часов. Прежде всего это компании в сфере нефти, газа, угля итд. И если начинающий работник отказывается от таких проектов, то что остается? Стартапы в сфере зеленой энергии имеют мало денег и ограниченную возможность нанимать консалтинговые фирмы, в том числе McKinsey. Такой привередливый работник может оказаться “on the beach”, т.е. без проектов.
McKinsey лояльно относится к бывшим работникам, ибо это агенты влияния. Строчка в резюме о работе в McKinsey — большой буст для карьеры. Бывшие работники часто строят успешную карьеру, становятся топами компаний и даже занимают высокие посты на гос. службе. Они склонны заключать контракты с McKinsey. Но это работает, если работник ушел из McKinsey без скандалов, сливов внутренней информации и прочего. Кстати, Кирилл Дмитриев, директор Российского фонда прямых инвестиций тоже работал в McKinsey.
В итоге возникает сеть международных контактов бывших и действующих работников. Их учили по одной методике, транслировали одни и те же ценности.
Даже в пределах McKinsey разные отделы могут заниматься задачами, которые можно назвать конфликтом интересов. Один отдел работает на табачный концерн, который продвигает гаджеты для бездымного курения, другой отдел работает с государственной службой, которая регулирует продажу табака.
В McKinsey накопился огромный объем кейсов с анализом успешных практик.
Распространенный подход — прибыль можно увеличить либо снизив издержки, либо увеличив выручку. Снизить издержки часто значит сократить персонал, оптимизировать процедуры. Часть работников остается за бортом. В отдельных случаях сокращение затрагивает важнейшие регламенты по обслуживанию техники.
Это чревато трагедиями.
Пример — в 2003-м в Диснейленде на аттракционе в поезде сломалось колесо, в результате 1 погиб, а 11 получили ранения. До этого над Диснейлендом поработали консультанты из McKinsey. Родственники пострадавших подали в суд на Диснейленд. А вот к McKinsey претензий не было, ведь они только консультанты.
McKinsey существенно повлияли на бизнес в США и во всем мире. Некоторые считают, что не в лучшую сторону.
1. В 1950-е в США зарплата CEO была выше зарплаты рабочего в 10-20 раз. В наше время — больше в 200-300 раз. Консультанты обосновали необходимость роста доходов топов, в том числе за счет опционов на акции.
2. Главная цель — повышение доходов для акционеров. Спокойный бизнес, не дающий ощутимых доходов надо реформировать, чтобы он приносил больше денег. Даже если придется сокращать работников.
3. До 1980-х действовал негласный запрет на увольнение работников. McKinsey это изменили.
4. Для повышения эффективности бизнеса McKinsey продвигали идею аутсорса производства в бедные страны. Для этого они проанализировали 28 стран с точки зрения уровня зарплат, инфраструктуры и прочих моментов.
5. Самый большой страх “синих воротничков” со времен Депрессии — глобализация. Ведь она сильнее всего бьет по “любителям пива Бад, а меньше всего по завсегдатаям “Старбакс”.
6. В некоторых отраслях реформы McKinsey приводили к понижению зарплаты.
7. Китай активно впитывал знания McKinsey. Они работали с четвертью из почти 100 крупных госкорпораций. В McKinsey шли работать дети китайской элиты, которые получили хорошее образование. Еще в 2000-е американские политики думали, что с ростом экономики в Китае будет больше демократии, но этого не произошло.
8. В 2006-2007-м активно продвигали секьюритизацию, как способ повысить прибыль банков. И убеждали чиновников, ослабить регулирование финансового рынка США. Почем? Боялись конкуренции с Европой.
Самые неоднозначные клиенты McKinsey:
1. Табачные компании, в частности Филип Моррис.
2. Фарма, например Purdue Pharma — производитель печально знаменитого OxyContin, опиоидного болеутоляющего.
3. Страховые компании. Так например еще в 1987-м Allstate выплачивала по страховым случаям 70.9 центов с каждого доллара. В 2006-м — уже 47.6 центов. Это значит, что пострадавшие получали меньше денег.
4. Госкомпании в таких странах как ЮАР, Китай, Сауди и других. Своей работой в Китае McKinsey повысили эффективность и помогли создать конкурента США.
5. ICE (миграционная служба США). Были случаи, когда работник McKinsey боялся, что депортируют его родителей и младшего брата, ведь они 20 лет незаконно жили в США.
В целом, как никакая другая фирма, McKinsey оказала сильнейшее влияние на тот мир глобальной конкуренции, который у нас есть. Сеть связей действующих и бывших работников эффективно работает и сейчас, в 2025 году.
П.С. Обзор написан по книге “When McKinsey Comes to Town: The Hidden Influence of the World's Most Powerful Consulting Firm”, вышла в 2022 году, бестселлер NYT
П.П.С. Все свои тексты пишу сам
t.me/mosstart
Это оставило неизгладимый отпечаток на ее голову неправильной формы. Она ведёт канал «Колосок» на юруб и вк. Можно посмотреть как выглядит ученик маккенси и что транслирует