Эти доводы не умозрительные, а исторические. На них я напал, читая «The Mistery of Banking» Murray Rothbard.
Апостол либертаринства, Людвиг фон Мизес в своём фундаментальном труде «Человеческая деятельность» настаивает, что экономическую теорию нельзя выводить из экономической истории. Только на основе чистого разума, умозрений. Это — первейший признак лженауки, догматизм.
Ротбард в «Банкинге» тоже повторяет этот символ веры либертарианства, но тем не менее значительная часть этой книги как раз описывает историю банков в Англии и США.
Эта история от конца XVII века (начало капитализма, промышленной революции) показывает, что несмотря на декларацию золотого стандарта на деле денежное предложение всегда формировалось «деньгами из воздуха» — кредитами банков на основе частичного обеспечения банкнот настоящими деньгами — золотом.
Для полноты картины следует упомянуть, что и до капитализма с бумажными банкнотами все монархи регулярно занимались порчей денег, перечеканивая монеты с уменьшением доли драгметалла.
«Золотого стандарта» никогда не было, это такой же миф, как «Золотой век» Платона или «Общественный договор» Жан-Жака Руссо.
А читать «Банкинг» я начал как раз в надежде получить объяснение либертарианцев, как же
ДОЛЖНО идти технологическое развитие при денежном предложении, фиксированном объёмом добытых драгметаллов. Ведь это главный довод либералов-оппортунистов за банковские «деньги из воздуха» — без этой «морковки перед мордой осла» (вкладчиков) в виде процента у банков не будет достаточно средств для кредитования технологий.
Коммунисты к этому добавляют, что кредит «деньгами из воздуха» ведёт к тому, что в конечном итоге все деньги и все мировые блага попадут в руки банкиров.
Увы, либератаринцы ничего не прояснили по вопросу развития. Ротбард в «Банкинге» ограничился разоблачением хищнической сущности банков с частичным обеспечением и закончил проектом «возврата к правильному золотому стандарту». Утопия, которой никогда не было. А что дальше — туман.
Что окончательно повернуло меня от либертарианских догматов, это упоминание Ротбарда, что в 1917 США не смогли бы вступить в WWI без учреждения в 1913 ФРС, созданной по примеру Центробанка кайзеровской Германии.
Но! После выхода царской России из войны в 1917 победа Антанты без США оказалась бы под большим вопросом и будущее самих США — не столь радужным.
Так что вопрос закрыт. Государственное вмешательство в денежное обращение необходимо.
Так же как государственное вмешательство во внешнюю торговлю и господдержка промышленности. Это также, помимо всех умозрений, доказано исторически.
«Запрещенная экономика. Что сделало Запад богатым, а Россию бедной»
moreknig.org/dokumentalnaya-literatura/publicistika/249258-zapreschennaya-ekonomika-chto-sdelalo-zapad-bogatym-a-rossiyu-bednoy.html
www.rulit.me/data/programs/resources/pdf/Zykin_Zapreshchennaya-ekonomika-Chto-sdelalo-Zapad-bogatym-a-Rossiyu-bednoy_RuLit_Me_620589.pdf
«Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными» Эрик Райнерт
crystalbook.ru/wp-content/uploads/2021/05/Райнерт-Э.С.-Как-богатые-страны-стали-богатыми-и-почему-бедные-страны-остаются-бедными.pdf
Все ныне развитые страны выходили из отсталости активной промышленной политикой государства. Независимо от всех прочих самых разнообразных географических и политических условий.
Но совсем не факт, что на этом должны наживаться банкиры. В 1961 генерал Пак Чжон (Чон) Хи национализировал все банки.
«Азиатская модель управления» Джо Стадвелл
Начало ссылки
kyiv-heritage-guide.com/sites/default/files/СТАДВЕЛЛ — Азиатская модель управления.pdf Конец ссылки
Эту модель выхода из отсталости Япония переняла у канцлера Бисмарка в Германии.
Ахтунг! С-Л искажает ссылки. Дефис "-" заменяет на тире.
За 18 лет душевой ВВП вырос в 12 раз (в долларах) — при инфляции 20%. А Южная Корея вышла в мировые технологические лидеры.
Банкиры ради прибылей выдают несметные кредиты, побуждая промышленников вкладывать в средства производства больше, чем это экономически оправдано.
Если бы в стране был только один банк, он мог бы расширять кредит неограниченно. Но при наличии многих банков, получатель кредита в одном банке использует его для оплаты товаров или услуг клиенту другого банка. И этот другой банк торопится отоварить бумажное обязательство другого банка настоящими деньгами — золотом. Какового золота у банка-кредитора может не оказаться. Чтобы избежать банкротства, банки приостанавливают раздачу кредитов. После расширения денежного предложения наступает период сжатия — дефляция после инфляции. Нерациональные вложения в производство без поддержки новыми кредитами начинают обесцениваться. Из Бума логически следует Крах.
«Великая депрессия в Америке» Мюррей Ротбард
econlibrary.ru/books/276/435/rotbard_velikaya-depressiya-v-amerike_sotsium-ru.pdf
На этих часах уже «без пяти двенадцать». ФРС зажата в тисках между Сциллой инфляции и Харибдой депрессии. Никакое монетарное шаманство со ставкой не выведет центробанки из этого гибельного тупика.
Так же как Трамповские тарифы, нацеленные на исправление торгового дефицита вместо формирования сбалансированной по отраслям структуры экономики.