🪙Инвестиции в России с риском национализации требуют особой осторожности и специфического подхода к анализу.
Про особенности писал здесь:
t.me/pensioner30/8304
Вот ключевые шаги и стратегии для снижения рисков.
Анализ компании на предмет рисков:
1. Сектор экономики:
Высокий риск: Стратегические отрасли: энергетика (нефть, газ, электроэнергия), оборонно-промышленный комплекс (ОПК), добыча критически важных минералов, инфраструктура (транспорт, связь), финансы (системообразующие банки). Компании с уникальными технологиями или ресурсами.
Средний риск: Металлургия, химия, крупное машиностроение, сельхозземли/производство.
Относительно низкий риск: Потребительский сектор (FMCG, ритейл, услуги), ИТ (не связанное с госзаказом/безопасностью), фармацевтика (не стратегические производители), малый и средний бизнес.
2. Значимость для государства:
Системообразующие компании: Те, чей крах или остановка могут вызвать каскадный эффект в экономике или соцсфере. Например некоторые производители и поставщики эл энергии.
Ключевые поставщики для госсектора/ОПК: Особенно если продукция критична для безопасности или госпрограмм.
Экспортеры валютной выручки: Крупные игроки в сырьевом экспорте.
3. Собственники и управление:
Связи с государством: Наличие государственной доли (Росимущество, ВЭБ.РФ, госкорпорации), «дружественных» государству олигархов. С одной стороны, это может быть защитой, с другой — делает компанию более интегрированной в госсистему и потенциальным объектом полного контроля.*
История конфликтов с властью. Судебные споры, критика со стороны высокопоставленных лиц, антимонопольные дела с политическим оттенком.
Репутация собственников: Наличие санкций против бенефициаров/менеджеров, связи с неугодными лицами.
4. Политический контекст и законодательство:
Текущая политика: Фокус на «экономический суверенитет», импортозамещение, усиление госрегулирования в определенных отраслях. Законодательные инициативы, расширяющие основания для вмешательства государства.
Формальные основания для национализации: Закон предусматривает национализацию «в исключительных случаях, связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства» с компенсацией. Ключевая проблема: трактовка этих оснований может быть очень широкой, а процедура компенсации – непрозрачной и заниженной (до «рыночной» стоимости в кризисных условиях).
5. Финансовое состояние и долги:
Компании в тяжелом финансовом положении: Особенно крупные, стратегически важные. Государство может использовать трудности как повод для «спасения» через национализацию или введение внешнего управления.
Крупные долги перед государственными банками: Позволяет государству усилить влияние.
Итог. Если компания представляет исключительный интерес (например связана с добычей сырья), собственник имеет плохую репутацию ( выводит деньги за рубеж), у гос компании есть доля в этой компании ( например Газпром банк владел 22% акций ЮГК), плюс нужно защитить что-то или кого-то ( экологическая ситуация и множественные нарушения, аварии), плюс у компании есть долги, то скорее всего это лишь вопрос времени… Такая компания со временем начнёт представлять повышенный интерес и высока вероятность, что она будет национализирована или попадёт в правильные руки.
