Блог им. Rozeta

Облигации КАМАЗ БП-15 с купоном в районе 19-20% годовых.
Размещение состоится 17 июня. Стоит ли прокатиться на данном рейсе по бездорожью биржевых реалий? Разбираемся с пристрастием.
📌Тикер: КАМАЗ БП-15
📌Объём: «сколько влезет» (но рынок ждёт 5+ млрд руб.)
📌 Срок: 2 года
📌 Номинал: 1000 рублей
📌 Купон: до 19% (YTM до 20,75%)
📌 Выплаты: 12 раз в год – классика жанра для таких облигаций
📌 Возможность досрочного погашения: нет
📌 Для квалов: нет
Чем обеспечены облигации?
– Грузовиками? Нет.
– Заводами? Тоже нет.
– Чистыми активами и cash flow – да. Но долгов у компании хватает (как запчастей на складе).
Разбор отчётности КАМАЗа: куда катится «грузовик» российского автопрома?
1. Активы выросли на 88 млрд (+19%)** — в основном за счёт запасов (+60 млрд!) и дебиторки.
2. Долги взлетели на 83 млрд — особенно краткосрочные кредиты (+48 млрд).
3. Денег стало меньше на 21 млрд — несмотря на прибыль, cash flow под вопросом.
4. Капитал почти не изменился — прибыль есть, но её «съедают» убытки по переоценке.
Теперь — детали под лупой (активы, пассивы, капитал)
1. Активы: где деньги, Зин?
➖Внеоборотные активы (194.9 млрд, +17%)
Основные средства (101 млрд): заводы и оборудование дорожают — возможно, модернизация.
Нематериальные активы (22 млрд, +32%): интересно на чем увеличение — на патентах?).
Дебиторка по лизингу (30.6 млрд): клиенты платят, но медленно.
➖Оборотные активы (361.6 млрд, +20%)
❗️Запасы (163 млрд, +58%!) — тревожный звоночек: либо рост производства, либо затоваривание.
❗️Дебиторка (74 млрд): покупатели задерживают платежи.
❗️Деньги (39.6 млрд, -35%): резкое снижение — возможно, ушли на долги или инвестиции.
Вывод: КАМАЗ наращивает мощности, но ликвидность под угрозой — денег мало, а запасы и дебиторка «замораживают» капитал.
2. Пассивы: кто должен и сколько?
❗️Долгосрочные обязательства (158.2 млрд, +23%)
❗️Кредиты (138.8 млрд): вопрос — на что взяли столько кредитов? на развитие (новые модели? инфраструктура?).
❗️Краткосрочные обязательства (274.8 млрд, +24%)
❗️Кредиты (86.8 млрд, +123%!) — срочно рефинансируют старые долги?
❗️Кредиторка (108 млрд): не платят поставщикам (как и дебиторы не платят им).
❗️Чистый долг/EBITDA ≈ 4,8x — высокий риск, если прибыль просядет.
Перейдем к сравнению капитала компании и заемных средство, а затем сделаю выводы.
3. Капитал: своё vs. заёмное
Прибыль (46.1 млрд): есть, но меньше, чем в 2023 г. (49.4 млрд).
Убытки по переоценке (717 млн): курсовые колебания или ошибки в управлении.
Капитал/Активы = 22% — компания сильно зависит от заёмных средств.
Главный риск: если продажи замедлятся, платить по долгам будет нечем.
Плюсы и минусы: грузим в портфель или проезжаем мимо?
✅ Плюсы:
— Активы растут — есть залог для кредиторов.
— Господдержка (КАМАЗ периодически получает «инъекции» бюджета «как тонизирующий укол для уставшего грузовика»)
❌ Минусы:
— Cash flow слабый — деньги уходят на долги, а не в прибыль.
— Краткосрочные обязательства взлетели — давление на ликвидность.
— Запасы + дебиторка = 237 млрд — если не превратятся в деньги, будет дефолт.
Стоит ли брать облигации Камаз БП-15?
Ребята, если вы верите, в импортозамещение и что КАМАЗ разгрузит запасы, получит госгарантии, ускорит сбор дебиторки, то можно докупить на небольшую сумму.
Если нет и ждёте «пассивный доход без головной боли»— лучше не рисковать, доходность не покрывает потенциальные проблемы и лучше присмотреться к облигациям других компаний.
P.S. Пока КАМАЗ напоминает грузовик, который тянет слишком большой прицеп. Если дорога будет ровной — доедет. Если нет — колёса отвалятся🛠
👉 Ваш верный гид по биржевым ухабам)