Блог им. Wolikali541
Рассматривая российский фондовый рынок, нельзя не отметить значительную роль государства в качестве акционера множества компаний. Известные гиганты вроде «Газпрома» и «Роснефти» лишь вершина айсберга, ведь список включает в себя и другие предприятия, включая те, что нацелены на инновации. Портфель государства охватывает около 40% компаний, составляющих индекс Московской биржи.
Главный орган, ответственный за контроль федеральных активов в России,— это Росимущество. Он играет ключевую роль в управлении предприятиями, где есть доля государства. Помимо Росимущества, управление активами может происходить через различные государственные организации и структуры.
Государственное участие в бизнес-структурах может осуществляться не только напрямую, но и через цепочку корпоративных связей. Рассмотрим пример: примерно 10% акций компании «НОВАТЭК» находится в собственности «Газпром Капитала», аффилированного с «Газпромом», доля государства в котором достигает 50%.
Исходя из этого, реальный уровень влияния Российской Федерации на «НОВАТЭК» составляет около 5%. Этот параметр определяется как эффективный процент контроля или эффективная доля владения.
Эффективная доля собственности отражает процент участия головной организации в дочерней, учитывая как непосредственные, так и опосредованные вложения в капитал.
Примеры госкорпораций
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)
Основная часть акций ОАК принадлежит государству — 92,3% активов. Владение осуществляется через агентство Росимущество.
Коммуникационный гигант и авиастроительный лидер
Таттелеком представляет собой ключевого провайдера услуг связи в Татарстане, контролируемого на 87,2% холдингом, владельцем которого выступает сама республика через Связьинвестнефтехим.
В то же время ИРКУТ специализируется на создании авиационной техники и находится под управлением Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая владеет 87% его акций. Дополнительные 8,7% акций принадлежат компании «Сухой», акции которой также разделены между ОАК и государственными структурами. В результате Российская Федерация имеет прямой контроль над примерно 85% акций ИРКУТ.
Государственное участие в Совкомфлоте и НМТП
Согласно информации, размещённой на официальном веб-ресурсе Совкомфлота, большая часть акций (82,8%) находится в ведении Российской Федерации, однако точные данные о владельцах не представлены. Предположительно, управляющим органом является Росимущество.
Что касается Новороссийского морского торгового порта (НМТП), то основной пакет акций (50,1%) контролируется Транснефтью. Дополнительно, 10,5% владений принадлежат аффилированной с Транснефтью компании «Транснефть-сервис». Ещё 20% акционерного капитала находится под управлением Росимущества, что в совокупности даёт государству контрольный пакет в размере 80% по НМТП.
Государственное участие в компаниях России
Государственная собственность России представлена в нескольких ключевых отраслях. Примером является компания «Транснефть», контролирующая все акции с правом голоса через Росимущество.
Если же учесть наличие привилегированных акций, то доля владения государством составит примерно 78,5%. Аналогичная ситуация наблюдается и в энергетическом секторе с «ФСК Россети».
Этот энергетический гигант на 75% принадлежит государству. Помимо прямого владения, ФСК Россети контролирует большую часть акций региональных сетевых компаний, что обеспечивает государственное доминирование в диапазоне от 44% до 81% в каждой из них.
Авиакомпания «Аэрофлот» находится под крылом государства, которое владеет большинством акций — 73,77%. Специфика собственности не раскрывается в деталях. В случае с «РусГидро», государственная доля через Росимущество составляет 62,73%, а дополнительные 13% находятся под контролем ВТБ, акции которого на 60,9% находятся в государственной собственности. Это позволяет государству контролировать примерно 70,6% «РусГидро».
АЛРОСА
Более трети (33%) акционерного капитала занимает Росимущество, в то время как Республика Саха (Якутия) владеет четвертью (25%). Муниципалитеты Якутии контролируют дополнительные 8%. В общей сложности государственная доля составляет две трети (66%).
ВТБ
Российское государство через Росимущество владеет большинством обыкновенных акций банка ВТБ, что составляет 60,9%.
Ростелеком
На 2020 год информация о владельцах Ростелекома указывала на то, что Росимущество имеет 38,2% акций, ВТБ распоряжается 21%, а ВЭБ.РФ владеет 3,4%. Общий контроль государства оценивался в 56,3%.
АО «Башнефть»
В структуре собственности «Башнефти» основная доля (57,6%) находится у «Роснефти». Ещё 25% активов принадлежит властям Башкортостана. Дополнительно 9,1% капитала компании закреплены за Национальным расчетным депозитарием, который является частью Московской биржи. Учитывая вклад государства в упомянутые структуры, общий процент государственного доминирования в «Башнефти» равен 56%.
ПАО «Мосэнерго»
«Газпром Энергохолдинг», дочерняя компания «Газпрома», владеет 53,8% «Мосэнерго». В то же время, правительство Москвы имеет 26,4% акций. Соответственно, российское государство обладает 53,3% эффективной доли этой энергетической компании.
КамАЗ
Почти половину (47,1%) акций автопроизводителя контролирует госкорпорация «Ростех».
Сбербанк
В 2020 году произошло значительное изменение в структуре владения Сбербанка: Российский Центральный банк продал свою часть активов, и теперь более 50% акций находится в управлении Министерства финансов РФ.
Газпром
Основная доля акций энергетического гиганта (50,2%) находится в государственной собственности через агентства и компании, включая Росимущество (38,4%), Роснефтегаз (10,97%) и Росгазификацию (0,89%).
Структура владения «Газпром нефть» и «ОГК-2»
Почти полностью (95,7%) «Газпром нефть» принадлежит крупнейшему российскому газовому холдингу — Газпрому, что обеспечивает государству контроль в размере 47,9% в этой нефтяной компании.
В случае с энергетической компанией «ОГК-2», основная её часть (77%) находится в собственности Газпрома через филиалы, а дополнительные 3,9% контролируются «Мосэнерго». В сумме, государственный контроль над «ОГК-2» равен приблизительно 40,5%.
Изменения в доле государства в «Роснефти»
До 2020 года более половины акций «Роснефти» были в распоряжении государственной компании «Роснефтегаз». Однако, после передачи 9,6% акций в собственность одной из дочерних структур «Роснефти», «РН-НефтьКапиталИнвест», участие государства в нефтяной корпорации уменьшилось до 40,4%.
Структура собственности крупных компаний России
Согласно последним данным, доля Республики Татарстан в капитале «Татнефть» составляет 34%. В случае «Интер РАО», ФСК «ЕЭС» владеет 8,5% акций, при этом ФСК «ЕЭС» на 88% принадлежит государству. Еще 26,3% «Интер РАО» контролируется «Роснефтегазом».
В сумме, доля российского государства в «Интер РАО» достигает примерно 33,8%. Что касается «ТГК-1», то более половины её акций (51,8%) находятся в собственности «Газпром энергохолдинга», что в свою очередь означает, что прямая доля государства в этой энергетической компании равна 25,9%.
Московская биржа
Доля российского государства в капитале Московской биржи достигает примерно четверти (25,1%): 11,7% акций находятся под управлением Центробанка РФ, Сбербанк владеет 10%, а доля ВЭБ.РФ составляет 8,4%.
ВСМПО-АВИСМА
Ростех, представляющий государственные интересы, владеет четвертью (25%) акций ВСМПО-АВИСМА, который является ведущим производителем титана в мире.
VK Group
По поводу VK Group, контрольный пакет акций (57,3%) находится в руках компании «МФ Технологии». При этом Ростех имеет 10% «МФ Технологии», что косвенно дает государству около 5,7% влияния в компании.
Участие государства в НОВАТЭК
Отмечается, что примерно 5% акций НОВАТЭК находится под контролем государства через дочернюю компанию Газпрома, которая владеет десятой частью предприятия. Эти данные основаны на анализе, проведенном экспертами из аналитического отдела Газпромбанк Инвестиции. Как правило, наличие государственной доли в компаниях, торгующихся на Московской бирже, оказывает определенное влияние на их деятельность.
Особенности госкорпораций
Компании с государственным участием обладают рядом характерных особенностей, обусловленных их статусом и долей владения со стороны государства.
В 2021 году российское правительство установило новые нормы для распределения прибыли госкомпаниями. Согласно последнему постановлению, такие предприятия теперь обязаны отдавать акционерам минимум половину своей чистой прибыли в виде дивидендов. Это решение оказало благоприятное воздействие на интересы миноритарных акционеров, включая индивидуальных инвесторов.
Крупные компании, имеющие стратегическое значение для экономики и частично принадлежащие государству, часто могут рассчитывать на финансовую помощь от правительства. В качестве примера можно привести ситуацию с авиакомпанией Аэрофлот в период пандемии COVID-19 в 2020 году.
Компания оказалась в сложном положении из-за ограничений на полёты, и чтобы предотвратить её крах, правительство выделило значительные средства в виде однократной субсидии. Это было сделано без учёта снижения числа пассажиров. В то же время, другие авиаперевозчики получали господдержку в зависимости от убытка пассажиров, исходя из ежемесячных отчётов по сравнению с данными предыдущего года.
Национальные проекты и участие госкомпаний
При выборе исполнителей для федеральных программ зачастую отдают предпочтение предприятиям государственного сектора. Так, в качестве ведущего исполнителя программы по развитию «Цифровой экономики» в России выступает Ростелеком. Для данной инициативы в период с 2021 по 2023 годы предвидится финансирование примерно в размере 552 миллиардов рублей из бюджета страны.
Государственное присутствие в экономике охватывает множество сфер, влияя на бизнес в различной степени. Государственные компании обладают целым рядом привилегий по сравнению с частными предприятиями, что обеспечивает им большую устойчивость в периоды экономических кризисов. Однако их развитие может сталкиваться с определёнными ограничениями, сдерживающими рост.
Государственные структуры присутствуют во многих аспектах экономической жизни, и хотя это не всегда сильно влияет на успех бизнеса, преимущества для государственных предприятий очевидны. Они обладают повышенной стабильностью во времена нестабильности, хотя их потенциал к расширению может быть ограничен по сравнению с частным сектором.