Блог им. Unsaid_and_dirty
Хорошо.
Я сыграю в эту игру.
Что у нас есть против Европлана:
1️⃣ Новости о манипуляциях с облигациями, исполненными бывшими руководителями компании и 2 года как не имеющими к ней отношения.
2️⃣ Видел, кажется, у Тимофея Мартынова «мнение человека из индустрии», что в лизинге следует опасаться кризиса неплатежей, потому что бизнесу сейчас выгоднее не платить, чем платить.
3️⃣ Всех просто льют под повышение ставки. И Европлан туда же.
4️⃣ Как подсказывают читатели: «Один Блумберг сказал… Старая команда менеджеров лизинга ушла на вольные хлеба или к конкуренту. Ценовую войну с крупными банками Европлан выиграть не может, предложения не конкурентны» ©.
5️⃣ Коммерсантъ поведал нам о снижении маржи на рынке и конкуренции за качественных клиентов.
6️⃣ Моё, авторское: вероятно, корреляция BTC, Nasdaq, Sp500 и нашего рынка стёрлась — вне зависимости от причин — не так сильно за 2 года, как принято считать. Роняют-то примерно всех.
7️⃣ По рынку — и это факт — просто ходят упорные слухи о том, что грядёт плохой отчёт. Видимо, настолько плохой, что бумагу пролили уже более чем на 17% от казавшихся разумными отметок (около 1030). Более того, настолько плохой, что якобы серьёзные люди на рынке сбрасывают бумагу прямо в стакан тоннами.
8️⃣ Все прежние стандартные риски Гуцериевщины.
Тезисы за Европлан:
1️⃣ Я знаю сразу несколько человек, близко знакомых с нынешним менеджментом Европлана и его бизнес-процессами. В целом, ничего кроме позитива — и иногда BUY-мнения — я от них не слышу.
2️⃣ Качество и обеспеченность залогами портфеля Европлана высоки, причём чем глубже договор по графику выплат, тем выше становится обеспеченность. Пока что сильного кризиса неплатежей ни в отчётности, ни у рынка — не вижу.
3️⃣ Я напоминаю. Европлан никогда не был историей про конкуренцию за долю рынка: в момент экспресс-разбора инцест-идеи мы разобрались, что рост портфеля не достигается снижением рентабельности капитала.
4️⃣ Актуальные цифры прироста нового бизнеса в лизинге вовсе не свидетельствуют о том, что там должно быть всё плохо. А очень даже наоборот. Более того, есть программа субсидирования Минэком ставок на российскую технику. Поэтому просадки по ряду LCV, тягачам, полуприцепам — быть не должно. Местами, говорят, «херачит в космос» (спасибо Ивану Крейнину за тезис).
5️⃣ Насколько плохим должен выйти отчёт, чтобы на 20% (вместе с дивгэпом) ушатать бумагу до отметок P/E (2024) = 5,7?
6️⃣ И с каких пор мы инвестируем в один ближайший квартальный отчёт?
7️⃣ Не вижу в отчёте Европлана ярко прослеживающегося влияния каких-нибудь переоценок облигаций на прибыль.
8️⃣ Но вижу 35,6% непроцентных доходов и 64,4% процентных доходов в общей структуре. Да, не слишком сахарно, но не единой процентной ногой всё же живём. Вторая хромая комиссионная есть.
9️⃣ Собственное тестирование Европлана из отчётности на чувствительность к процентным ставкам говорит нам о росте чистой прибыли на 110 млн руб. при сдвиге процентных ставок вверх на 1% при условии неизменности всех остальных параметров. При совокупной ожидаемой рынком прибыли за год в размере 18 млрд руб.
Итого — что с гуся?
⏭ Либо неинсайдерский ру-рыночек опять залил бумагу до публичного раскрытия информации, и тогда на факте можем даже и подрасти. А если и нет, то я не инвестирую в квартальный отчёт, и на чуть более дальнем горизонте удержание и сбор LEAS не выглядят ошибкой.
⏭ Либо рыночек опять развели, чтобы собрать бумагу. Да он и без всяких разводок сам попугаться часто очень рад.
Более того, на просрочках и изъятиях остановимся несколько подробнее.
С разрешения собеседника вот вам капелька эксклюзивного взгляда изнутри на ситуацию. Вместе с моими комментариями.
Наблюдаем в суждениях очевидные когнитивные искажения и ошибки репрезентативности:
И получаем уточнения:
Да, рынок с 2019 года по конец 2023 года вырос на 139%, а необходимые оператору площадки для хранения и обслуживания территории — практически в десяток раз с того года к сегодняшнему дню. При этом ЦБ в конце мая 2024 года отмечал, что конфискованные активы на балансе лизинговых компаний растут и в среднем уже приближаются к 17% их капитала.
Но с другой стороны… Почему-то никого не возбудил по результатам I квартала 2024 года рост изъятых активов на балансе Европлана на 38% за квартал...
… при опережающем росте резервов более чем в 2 раза.
Строго говоря, если чистая прибыль, чистая процентная маржа, денежный поток и бизнес продолжат расти быстрее, чем конфискат и резервы, то какая вообще разница?
Также ко мне пришло очень много людей, рассказавших, что и они, и их друзья и знакомые посдавали свои машины обратно в лизинг, потому что НУ ЗАЧЕМ ТАКСОВАТЬ, ЕСЛИ МОЖНО ДЕНЬГИ ПОД 16-18% ПОЛОЖИТЬ! Это, конечно, отличная логика, ровно такая же, как у тех, кто мечтает ловко и дерзко, а главное — вовремя перепрыгнуть из ликвидности в акции. Наивно полагая, что они будут самые первые и самые умные.
Есть такая закономерность интересная. Касается она статистики отзывов. Считается, что соотношение позитивных и негативных отзывов 50/50 при условии отсутствия какой-либо агрессивной стимуляции потребителя к их написанию — это отличный результат. Потому что когда всё хорошо, человек отзыв не пишет. Зачем оно ему? А вот когда свидание чем-то испорчено, и очередная тарелочница, конечно же, именно поэтому обломала — тут да, тут надо извергнуться...
С лизингом, полагаю, история может быть схожей. У кого техника в работе, те строчевом комментариев не занимаются. Они работают. А вот у кого не вышло, те засоряют выборку.
А значит — добрал из стакана Европлан, удержав долю в размере 8,4% активов. Может быть, дальше наращивать и опрометчиво, но в остальном же позиция пока неизменна. Спокойно жду отчёты. Но за ситуацией с расторжениями и изъятиями следим, конечно.
Я не уверен, что это правильное решение, но мне спокойнее долгосрочно инвестировать в актив с неплохой оценкой, чем быть высаженным из бумаги непонятно чем и чувствовать себя потом идиотом. Посмотрим, кто на длинных отрезках прав.
Такие дела.
Мартынов какую-то ересь написал, про то что лучше положить на депозит или в ликвидность, чем взять в лизинг легковушку или микроавтобус.
Щас наоборот, многие фирмочки покупают в лизинг легковушки и мотаются на них по работе и своим делам. Зачем покупать себе личное авто, если ты сам хозяин или топ.
Если бизнес идёт, то смысла нет. Я вижу тенденцию отказа от личного авто в сторону квазиличного. Взаимовыгодное сотрудничество
Я в долгую делаю набор, посмотрим