Все бьют #ОВК ногами (и я могу их понять), но так ли все плохо?
Итак, в апреле 2024 экс совладелец УГМК Бокарев рассказал, что четыре акционера компании купили ОВК. По его словам, УГМК приобрела у «Траста» 96% холдинга — «У ОВК частные акционеры, я один из них. Купили акционеры УГМК, но не на УГМК, а это частные пакеты»,- подчеркнул господин Бокарев. По его данным, пакет в равных долях приобрели четыре акционера. Тогда же, в декабре глава «Траста» Александр Соколов сообщал РБК, что контрольный пакет ОВК был передан профильному инвестору без объявления торгов.
Хорошо это или плохо?
Если допустить, что другие покупатели это кто-то из старых партнеров Бокарева по УГМК и Трансмашхолдинг, то бизнес ОВК должен стать только крепче – по крайней мере до 2022 года с этими лицами связывали владение в угольных компаниях (УГМК и Кузбасразрезуголь) и крупных портовых активах (Ростерминалуголь в Усть-Луге и Порт Восточный). Улавливаете мысль? Есть что возить и куда возить.
Например в 2022 году Ирина Ольховская (на тот момент она еще возглавляла портовые и железнодорожные проекты УГМК, а сегодня – ОВК) сетовала, что Ростерминалуголь и Порт Восточный УГМК грузят по 25 млн тонн каждый, хотя Ростерминалуголь способен перевалить 29 млн тонн, а Порт Восточный – до 55 млн тонн в год.
А где теперь нужен наш уголь (и прочие грузы) в первую очередь? Правильно, на востоке (нихао!).
Основным сдерживающим фактором Восточного полигона Ирина тогда называла ограничения пропускных и провозных способностей РЖД. Но так над этим работают – в 2024 году официально завершается второй этап модернизации Восточного полигона. Об этом в ОАО «РЖД» заявили в середине февраля и пообещали до конца года ввести в строй еще 114 объектов, из них 106 объектов линейной и 8 объектов энергетической инфраструктуры.В результате провозные возможности БАМа и Транссиба должны вырасти до 180 млн тонн в год.
Другими словами, скоро много вагонов должно поехать на восток, и бенефициарами этого станут «ОВК», «РМ Рейл», «Алтайвагон», «Уралвагонзавод», контролирующие около 75% рынка вагоностроения.Спрос на вагоны – это новая реальность, которая не была так очевидна в 2022 году, и уж тем более в 2021 году.
Перераспределение грузовой базы в пользу ж/д транспорта и увеличение плеча доставки грузов приведет к росту потребности в полувагонах, хопперах и цистернах обеспечена. Отчасти поэтому нет смысла опираться на финансовые показатели ОВК тех лет.
Теперь по поводу продажи акций ОВК Трастом Бокареву и ко. Уверен, сделка была благословлена на самом верху – все сделки банка проблемных активов внимательно контролируются ЦБ и всеми уполномоченными органами, я уже не говорю про сделки со стратегическими предприятиями. Считаю, что это все – одна часть большого плана: не допустить банкротства и остановки предприятия из-за предыдущего собственника (Несиса с его ИСТ). Поэтому и долги списали, и допэмиссию согласовали, и акционеру стратегическому передали, и заказы на вагоны разместили.
Кстати, про заказы. Судя по консолидированной отчетности ОВК, заказы есть – в конце 2023 года компания получила аванс 34 (!!!) млрд рублей, общая денежная позиция составляла около 40 млрд рублей на начало года. О размере аванса, себестоимости и количестве вагонов, стоящих за этим авансом, а также о заключённых других контрактах в 2024 году можно только догадываться, но одно точно можно сказать – это один из крупнейших заказов компании. Могу также предположить, что аванс закинула крупная лизинговая компания, например ГТЛК (угадал?). Ну и правильно – деньги сгорят под инфляцией, а вагоны сейчас это уже гораздо больше, чем просто транспорт.
Какая же может быть выручка и прибыль компании? Тут, простите, могу только прикинуть порядок цифр, информации крайне мало:
1. В 2023 году компания показала выручку (читайте – признала доход в дату поставки вагонов) на сумму 82 млрд рублей
2. Мощности, скорее всего, не были загружены на 100% — компания была под риском банкротства большую часть года, это высокий риск для финансистов. Давайте представим, что загрузка была в районе 60-80%, допустим 70%. При заявленной мощности производства 22 000 вагонов в год (это из их презентации за 2021 год), с такой загрузкой, компания могла произвести около 15,5 тыс. вагонов в 2023 году.
3. Выручка на 1 вагон получается около 5 млн рублей (без НДС).
4. Проверяю себя — судя по новостям 2021 года, ГТЛК покупало 200 хопперов ОВК за 3,6 млн рублей за единицу (без НДС). Т.е. в текущих ценах не меньше 5 млн рублей.
5. При полной загрузке и при той же цене (и при прочих равных) компания должна бы получить выручку = 22000*5 млн=110 млрд рублей. При рентабельности EBITDA 2023 года около 20%, EBITDA 2024 может составить 22 млрд рублей.
А вот дальше самое интересное. При текущих мультипликаторах P/S=2 и EV/EBITDA=9 капитализация бизнеса может составить 235 млрд рублей, стоимость 1 акции – около 80 рублей (+50% к текущему уровню). Хорошие новости, акционеры!
Но важно понимать, что текущие мультипликаторы довольно высокие, средняя по больнице ортодоксальная величина P/S за последние многие десятилетия по разным отраслям считается равной единице. Классических причин такого отклонения обычно две – рынок либо ждет роста выручки и прибыли компании (сюда входит удачная конъюктура рынка, высокие цены на продукцию, экспортные контракты, новые бизнес-направления, M&A, регуляторные и фискальные изменения и прочие моменты, связанные с ожиданиями), либо элементарный пузырь, связанный с перегретостью российского рынка в целом (в этом случае лучше держаться от рынка подальше).
Но также важно понимать, стоимость может вернуться к своим средним значениям и через год и через пять, а все это время акции и доходы компаний будут только расти. А предпосылки для продолжения роста на мой взгляд есть – рынок акций продолжает наполняться деньгами физиков, актуальность ж/д перевозок для нас актуальна как никогда.
Напишите, как считаете вы?#смартлабконкурс #uwgn