В далёком 2022 году США и Евросоюз поставили перед собой две цели, когда они приняли новый план по ограничению цен на российскую нефть: ограничить возможности Москвы получать прибыль от экспорта энергоносителей, но в то же время позволив её нефти продолжать поступать на международные рынки, чтобы предотвратить глобальный ценовой шок.
Один из редакторов The New York Times пишет следующее на данный момент
(https://www.nytimes.com/2024/05/20/business/russia-oil-price-cap-policy.html):
«Целый ряд факторов позволил России продолжать получать значительные доходы от продажи нефти, в том числе мягкое регулирование предельных цен. Создание Россией обширного “теневого” флота танкеров позволило ей в значительной степени обойти эту политику»
Целый год с начала санкций многие наши нефти добытчики считали, что можно обойтись без трат на теневой флот. Хорошо, что наконец-то, такая здравая мысль пришла в головы и продолжает воплощаться в реальность.
«Поддержание поставок нефти было важным приоритетом для администрации Байдена, которая стремилась избежать резкого роста цен на бензин, который разозлил американских водителей два года назад»
Рядовой американец подвержен сильной эмоциональной реакции на повышение цен на бензин примерно также, как и рядовой россиянин увидевший полёт курса доллара выше 100 рублей. И по факту санкции как бы есть, но как бы нет. Ведь если (теоретически) ограничить весь мир от нашей нефти, то цены (из-за появившегося дефицита) начнут резко подниматься.
«В отчете, опубликованном в этом месяце S&P Global, говорится, что 76,6% российского экспорта нефти, или три миллиона баррелей в день, в апреле транспортировались танкерами, эксплуатируемыми компаниями, которые не входили в G7 и не были застрахованы западными компаниями. Объем российского экспорта нефти в прошлом месяце был самым высоким с декабря 2022 года, а налоговые поступления от продажи нефти удвоились с апреля 2023 года»
«“Основная проблема заключается в том, что многие нефтяные танкеры были проданы теневому флоту”, — сказал Робин Брукс, старший научный сотрудник программы глобальной экономики и развития Института Брукингса, утверждая, что судовладельцы должны документально подтвердить, кто покупает их суда. “Евросоюз не сделал того, что необходимо”»
“Мы сделали доставку этой нефти в Китай и Индию очень дорогой для России с точки зрения приобретения теневого флота и обеспечения страховки”, — сказала министр финансов Джанет Йеллен во время своего полета в Европу, где она проводит встречи в Германии и принимает участие в совещании министров финансов в Италии. “Мы по-прежнему считаем, что это работает”»
По итогу это действительно работает и для них и для Евросоюза и для нас.