✔️Про авансирование: больше 30% требует обоснования, т.е. по сравнению с 2023 годом немного ужесточили. 6-7% расходов перераспределились с декабря на начало года.
✔️Про доходы: +2.7 трлн за счет цен на нефть ($71 за баррель), курса (90 руб./долл.) и изменений налогового законодательства (переход на НДД и пр.)… +3.2 трлн ненефтегазовые из которых существенная часть экспортные пошлины и возврат налогового кредита по страховым взносам.
✔️Про расходы связанные с реализацией послания Президента: сумма превышающая 1 трлн руб. ежегодно (близко к ожидаемому 1-1.5 трлн руб. в год, около 0.5-0.7% ожидаемого ВВП).
✔️ Про налоги: пока без комментариев, но есть предложения по НДФЛ и налогам на бизнес.
✔️Про бюджетное правило: $60 — достаточно пограничный уровень, Минфин предложения по ослаблению не поддерживает.
✔️Про долг: расходы по обслуживанию долга от общего уровня доходов в 2024 году увеличиваются до 6,5%, а в 2026 году — могут вырасти до 9,7%… рынок неликвидный, ставки высокие.
В среду Минфин разместил в очередной раз длинные ОФЗ 26243 с погашением в 2038 году, снова с ростом доходности до 13.55%, что на 40 б.п. выше уровней аукциона двухнедельной давности (13.15%) и на 82 б.п. выше аукциона месячной давности (12.73%).
Но, в отличие от двух предыдущих аукционов, Минфин не стал занимать много – всего на 28.3 млрд руб., хотя спрос был 79.4 млрд руб. То, что Минфин не стал гнаться за объемом любой ценой, может быть сигналом в пользу того, что занимать сильно дороже длину уже не очень хотят.
Минфин Японии в очередной раз выдал вербальные интервенции: курирующий валютный рынок замминистра финансов М.Канда произнёс дежурные «внимательно следим» за колебаниями валютного рынка (в Японии резервами управляет Минфин, а не ЦБ).
Помимо этого, Канда выдал: «Это не отражает фундаментальных принципов, и я чувствую в этом что-то странное». Хотя, конечно, если ЦБ откупает в неделю триллионы йен госдолга на баланс, проводя постоянную эмиссию йены, а ставки около нуля при внешних ставках около 5% и инфляции в йене 2-3% — это вполне себе фундаментальная история, особенно учитывая то, что значимо повысить свои ставки Банк Японии просто не может. И спекулятивная история, конечно тоже в этом есть – это хорошо видно по практически рекордной короткой позиции по фьючерсам на йену.
Ну а странного в этом точно ничего нет — в принципе рынок склонен играть против слабых ЦБ.
Так что, несмотря на триллионные резервы, Минфин Японии в достаточно слабой фундаментальной позиции против спекулятивных капиталов, по крайней мере пока его своим участием в интервенциях не поддержит ФРС, либо не развернется цикл ставок в США.
Китай: в начале года потребитель стал немного активней
Данные по производству за январь-февраль вышли в целом неплохо – рост производства составил 7% г/г, среднегодовой прирост производства за последние 2 года составлял достаточно ровные 4.7% в год. Индикативный прирост за месяц с поправкой на сезонность в январе составил 1.2% м/м, в феврале 0.6% м/м. Отчасти производство поддержано ростом экспорта в начале года и китайскими праздниками, спрос немного активизировался.
Розничные продажи в январе-феврале показали годовой прирост на 5.5% в номинале, среднегодовой прирост за последние два года был на уровне 4.5%, что стало максимальным приростом за 12 месяцев, в реальном выражении продажи росли на 3.5% ежегодно – далеко от желаемого, но все же более-менее неплохо, спрос потихоньку подрастал. Двузначными темпами росли расходы на средства связи, товары для спорта и развлечений и продажи в сегменте общественного питания. В последние месяцы наблюдается небольшое снижение сберегательной активности населения – темп прироста депозитов населения в банках притормозил до 12% г/г, но кредитование продолжает расти скромно (5.4% г/г), т.е. говорить, что китайцы вышли из сберегательной модели пока рано.
Дефицит бюджета США в феврале больших сюрпризов не выдал и составил $296 млрд, доходы бюджета составили $271 млрд и выросли всего на 3.4% г/г, расходы составили $567 млрд и выросли на 8.2% г/г. Из прироста расходов феврале, а он составил $42.9 млрд к прошлому году, почти 2/3 – это проценты по долгу (+$30.6 млрд), остальное социалка и медицина (+$14.8 млрд).
С поправкой на манипуляции Йеллен со студенческими ссудами, дефицит бюджета за 12 месяцев составил $2.13 трлн и вырос на 71.6% г/г, дефицит составил 7.8% ВВП. Годовые доходы бюджета США составили $4.56 трлн и упали на 5.5% г/г, расходы составили $6.69 трлн и выросли на 10.3% г/г, доходы покрывают расходы всего на 70% в среднем за последние 12 месяцев.
Ситуация с бюджетом немного улучшится в апреле, обычно в этот месяц собирается налогов на ~2% от располагаемых доходов населения за предыдущий год, но сумма сборов пока ожидается в пределах $450 млрд (годом ранее было $381 млрд), т.е. значимо это бюджет не улучшит. В марте также уйдут большие разовые расходы прошлого года на спасение банков – все это должно опустить годовой дефицит чуть ниже $2 трлн, но рост социальных и процентных расходов не даст ему значимо сократиться.
✔️ Крупнейшие экспортеры сократили продажи валюты в феврале с $12.9 млрд до $10.4, что отчасти может быть связано со снижением экспортной выручки, отчасти с уходом избыточных продаж обусловленных дивидендами в конце года. Достаточно слабые продажи экспортеров были в середине месяца в период китайского Нового года. Календарный фактор снова играл роль – продажи резко активизировались к дате уплаты налогов, что укрепило рубль.
✔️ В январе чистые валютные поступления от экспорта восстановились до $5.4 млрд, из которых $4 млрд – это юани, объем притока которых на наш рынок резко вырос. Доля юаня во внешней торговле выросла до рекордны уровней: экспорт – 40.8%, импорт – 38.5%. Причем рост это был на фоне постоянных разговоров о проблемах в расчетах.
✔️ Продавали юань в январе в основном экспортеры (477 млрд руб.) и Банк России (220 млрд руб.), а покупали нерезиденты (654 млрд руб.) и прочие банки (208 млрд руб.), которые закрывали арбитраж и спрос импорт. Несмотря на достаточно большое предложение юаня на рынке – он не очень то задерживается в финситеме, т.к. население в основном покупает доллар и евро (купили на 90.8 млрд руб.), которые приходят на рынок через закрытие арбитража.
Проблемы Apple и Tesla с продажами в Китае, ограничения для AMD продавать чипы Китая… новое законодательство ЕС и штрафы для крупных компаний (пока только Apple на €1.8 млрд, но это только начало)… инфраструктурные риски в связи с перебитыми кабелями в Красном море и падением ряда сервисов...
Как-то Фортуна явно не тем местом повернулась к явно перегретому IT-сектору США. В итоге падение S&P/Nasdaq во вторник, хотя пока лишь на 1-2%, но общая картинка скорее негативна.
Золото и гособлигации, наоборот выглядели неплохо, что указывает на явный Risk Off в моменте, хотя здесь впереди еще два выступления Дж. Пауэлла в Конгрессе, которому как-то надо реагировать на ситуацию с инфляцией и отбиваться от вопросов перед выборами разогретых политиков на неделе + отчеты по рынку труда.
P.S.: МВФ опубликовал небольшой обзор по банковскому сектору в США, добавив «позитива», где заявил, что ждет «дальнейшего увеличения просроченных кредитов в ближайшие кварталы» и видит риски серьезных потерь у региональных банков.
С декабря, после активных расходов из ФНБ, банковский сектор перешел в профицит ликвидности около 1.5 трлн, но на конец 2023 года он был около нуля. Если исходить из того, что около 2.5 трлн руб. ликвидности заберет ЦБ (продажи валюты), еще около 1.2-1.6 трлн уйдет в наличные (ожидания ЦБ), то при условии цены на нефть $80 за баррель (прогноз ЦБ) в рамках бюджетного правила (БП) Минфин должен бы купить в ФНБ по бюджетному правилу валюты 1 трлн руб., но прогноз ликвидности ЦБ скорее предполагает покупки в рамках БП в районе 0.5 трлн руб.(?) … в бюджете базово заложено 1.8 трлн руб. Покупка валюты в рамках БП увеличивает ликвидность банковской системы, как и инвестиции из ФНБ (~1.1 трлн руб.) и расходы вне БП (1.3 трлн руб.) ожидаемые в 2024 году.
Пока же структурный профицит ликвидности остается относительно высоким (1.3 трлн руб. в моменте и ~1.6 трлн руб. в среднем за месяц) на фоне агрессивных расходов бюджета в феврале, которые уже на 26 февраля составили более 3 трлн руб. (в январе расходы были 2.7 трлн руб., в моменте 5.76 трлн руб.).