В соответствии с объявленными Минфином России изменениями в бюджетной политике предполагается, что механизм бюджетного правила в 2022 будет временно приостановлен. Дополнительные нефтегазовые доходы станут замещать сокращение ненефтегазовых доходов и других источников, а также направляться на меры по поддержке населения и бизнеса.
Для целей модельных расчетов базового сценария предполагается, что нормализация бюджетной политики начнется в 2023 г., а с 2025 г. будет действовать бюджетное правило, модифицированное с учетом новых внешних условий. Дополнительные доходы будут накапливаться внутри страны в национальной валюте, поэтому операции конвертации на внутреннем валютном рынке проводиться не будут, и, соответственно, изменение резервов не будет отражаться в статистике международных резервов. Модельные предположения будут уточнены по мере принятия соответствующих решений Правительством Российской Федерации.
Инвестиции в России стагнируют 15 лет, нет вообще никакого прогресса. Импульс роста был с 1999 по 2008, когда инвестиции в основной капитал утроились, с 2004 по 2008 выросли на 70%, с 2008 по 2021 выросли … на ноль процентов! 2022 может быть весьма драматическим для частных инвестиций, если только государство не предпримет меры, выходящие за привычную парадигму управления.
Стандартные механизмы управления привели к 15 потерянным годам. Нужен иной подход.
Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение резидентами в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве.
Включает следующие компоненты:
➕приобретение, за вычетом выбытия, новых и существующих основных фондов;
➕затраты на крупные улучшения произведенных материальных активов;
➕затраты на улучшение непроизведенных материальных активов;
➕расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы.
Инвестиции в основной капитал и расходы на конечное потребление населения показывают, что исчерпала себя прежняя парадигма развития, сформированная либеральным курсом и беззастенчивыми попытками встроиться в мировую элиту.
В первом квартале 2022 российский ВВП вырос на 3.4% согласно моим расчетам по опубликованным макро-индикаторам за первый квартал. Это очень хороший рост.
По статистике Росстата, рост ВВП в 3 кв 2021 составил 4% г/г, в 4 кв 2021 5% г/г. Импульс роста в первые два месяца 2022 был значительным – в среднем около 4.5% г/г на фоне восстановления инвестиций, нормализации внутреннего потребления домашних хозяйств и рекордного чистого экспорта. В марте 2022 падение ВВП составило около 1.5% к февралю с очищением от сезонности. Это вновь шикарный результат, т.к реакция экономики на COVID локдаун в апреле 2020 составила около минус 8.2% м/м.
Но что значит 12% падения экономики в 2022, если прогнозы Минфина оправдаются? Учитывая высокий импульс роста в 1 кв 2022, за следующие 3 квартала экономика должна рухнуть на 16.5% — это чистая математика.
Я смоделировал это падение и сравнил с кризисом 1998, 2008, 2015 и 2020.
На пике капитализации в конце декабря 2021, в начале января 2022 фондовый рынок США достигал 60 трлн долл, сейчас около 50 трлн – это капитализация всех публичных компаний, а не S&P 500.
Кто выкупает американский рынок?
👉Основными покупателями американских акций являются сами американские корпорации, которые сформировали чистый денежный поток в 4.6 трлн долл с января 2009 (байбек за вычетом размещений акций).
👉На втором месте население США (напрямую и через посредников) – чистые покупки составили 2.72 трлн долл за 13 лет.
👉На третьем месте – иностранцы с покупками в 1 трлн долл.
👉Продажи идут преимущественно от пенсионных и страховых фондов. Все прочие, не считая корпораций, населения и нерезидентов, сформировали чистые продажи на 2.2 трлн. Причем продажи ускорились с 2013, когда реализовали в рынок свыше 2.5 трлн долл.
С 2020 года резкое ускорение покупок зафиксировано от населения (+1.1 трлн) и нерезидентов (+725 млрд). На деньгах от ЦБ и государства.
В 2022 начинается новая реальность.
@spydell_finance
Почти 7 трлн долл составили накопленные байбеки акций (обратный выкуп акций компаний с открытого рынка) с января 2009. Байбек за вычетом размещений акций (IPO+SPO) составил 4.6 трлн для всех публичных компаний США, торгуемых на бирже, согласно моим расчетам по данным ФРС.
Если дивиденды оправданы, как естественный процесс возврата денег акционерам. С байбеком вопрос, тем более в подобном объеме. Теперь главная интрига. За чей счет все это корпоративное зверство?
Оказывается, весь накопленный прирост долга (особенно в облигациях) шел в точном соответствии с байбеками (левый график), буквально доллар в доллар. Накопленное приращение долга (облигации + кредиты) с января 2009 составило 4.78 трлн, накопленный байбек за вычетом размещений 4.65 трлн (правый график).
Это значит, что все байбеки совершались исключительно под долги на протяжении 13 лет! На дивиденды и капитальные расходы бизнес имел собственные ресурсы, тогда как пузырение активов шло под долги.
https://t.me/spydell_finance
Впереди затяжной структурный кризис в США, который прямо или косвенно затронет все отрасли и подобно раковой опухоли, пустит метастазы по всему миру.
Дело не только в том, что по мере роста инфляции расширяются отрицательные реальные процентные ставки, что обнуляет спрос на долги и затрудняет рефинансирование. Есть проблема в неконтролируемом росте стоимости обслуживания долга при переломе 40-летнего тренда снижения рыночных процентных ставок.
Сейчас долговая нагрузка бизнеса и государства относительно добавленной стоимости или доходов бюджета рекордная за всю историю существования США. Однако, процентные платежи на минимуме за 50 лет из-за 40-летнего тренда снижения ставок, когда бизнес постепенно рефинансировал долги под более низкие ставки.Сейчас почти 100% корпоративного долга было рефинансировано при ставках в период новой нормальности, т.е. после 2009 года, а следовательно, при околонулевых ставках.
В 2021 году чистые процентные расходы составляют 4.5% к добавленной стоимости американских компаний и стабилизировались последние 10 лет, несмотря на прирост долга на 8 трлн долл (с 10.8 трлн до 18.5 трлн) и увеличения долговой нагрузки с 100% до 120% от добавленной стоимости.
Текущие 4.5% это уровни 1974 года. Тогда, как долговая нагрузка выросла в 2.2 раза за это время – с 55% до 120% от добавленной стоимости. В конце 80х долг составлял 90% от добавленной стоимости, а чистые процентные расходы были 9.5% от добавленной стоимости.
Эффект фундаментальный. При росте долга в абсолютном выражении, при увеличении долговой нагрузки относительно выручки и добавленной стоимости, процентные расходы снижаются. Это формирует до 5 п.п. чистой маржи бизнеса относительно нормы 1985-1990.
Все это подошло к концу...
Причина очень банальна – ущербная и тупейшая методология расчета инфляции. Гедонистические индексы, которые учитывают «технологический прогресс и развитие».
Не важно, что технику, комплектующие и бытовое оборудование вы с каждым годом покупаете сильно дороже. Не имеет значения, что цены на видео карты утроились за 2 года, а на оперативную память и жесткие диски удвоились в долларах. Цены на смартфоны в сопоставимой категории, как минимум удвоились. Например, 5 лет назад флагманы продавались по 700 долл, сейчас за 1500. Все это не имеет значение, потому что статистические ведомства видят эту реальность иначе.
Оказывается, если условных пикселей в телевизоре стало больше, следовательно и телевизор лучше, а чтобы сопоставить один телевизор с другим, лучше обрушить ценовой индекс, ведь жизнь стала лучше и веселее! Может быть это и так, но это не имеет отношения к ценам в соизмеримой пропорции. Например 4к телевизоры имеют 8.3 млн пикселей, а монитор из начала начала 90х имели разрешение 640х480 – 307 тыс пикселей примерно за одну цену в 500 долларов. В их интерпретации, мониторы подешевели за 30 лет в 27 раз. Там, конечно, более усложненные принципы оценки, я утрированно суть изображаю.