▪️ Первичная задача — компенсировать разрыв между необеспеченным спросом (после двухлетнего пампа фискальным и монетарных стимулов)и предложением товаров и услуг (после деградации рабочей силы и снижения производительности труда в развитых странах).
Сложность задачи заключается в том, чтобы найти баланс между управляемой рецессией и неуправляемым каскадным кризисом. Они пытаются вогнать систему в ограниченную рецессию, когда избыточный спрос удастся стравить, оставив при этом основу прошлой архитектуры потребительской экономики и существующие воспроизводственные механизмы, межотраслевые и финансовые связи в системе.
Они здесь не учитывают, что общая производительность и эффективность экономики снижается на фоне деградации элиты, корпоративного менеджмента, рабочей силы, поэтому нельзя ограниченными мерами компенсировать разрыв. Спрос должен упасть минимум на 8-10% (они же хотя в пределах 1-2% управиться).
Какие меры для снижения спроса применяются? Остановка
Федеральный Резерв дрогнул и, вероятно, близок к капитуляции. ФРС не выполняет своих обязательств по сокращению баланса.
По плану в июне продажи трежерис должны были составить 30 млрд долл, а продажи MBS 17.5 млрд. Это черным по белому зафиксировано в протоколе.
Сколько получилось по факту? Фактические продажи трежерис 5.5 млрд и рост баланса MBS на 1.9 млрд. В итоге из обещанных 47.5 млрд было реализовано в рынок 3.6 млрд ценных бумаг.
За 2 квартал 2022 на долговой рынок было самое сильное давление продавцов с момента организации торгов по рынку трежерис (более, чем за 100 лет) по процентному изменению стоимости портфеля ценных бумаг за 3 месяца относительно аналогичного периода года назад.
При этом пик давления пришелся на 1-15 июня 2022 – ситуация была близка к катастрофе, при этом рынок трежерис и корпоративных облигаций был заблокирован для размещений новых выпусков.
Капитуляцией (пока еще ограниченной) группы 12 развивающихся стран дело не ограничивается – это лишь часть проблемы, нет спроса и от союзников США, даже офшоры не перекрывают.
На графике видно, что с 2018 года нерезиденты перехватили чуть больше 1 трлн трежерис, за это время объем чистой эмиссии Казначейства США составил 8.6 трлн с 1 января 2018 по 30 июня 2022. Немного взяли.
Тогда хотя бы выкупали, медленно, конечно — 13% чистых покупок не вывезут «вертолетные деньги». Сейчас идут активные продажи так, как никогда – просвета нет. 260 млрд за два месяца более, чем ощутимо.
По обновленным данным доходов и расходов населения в США, к маю 2022 расходы на товары и услуги в реальном выражении рухнули до 0%.
Формально, реальные потребительские расходы еще в положительной области, но именно потребительский спрос держал экономику США последние два года, т.к. торговый баланс США перешел в рекордный дефицит (это вычет из ВВП), госинвестиции сокращаются с 2 кв 2021, а внутренние частные инвестиции перешли под сокращение во втором квартале 2022. Без потребительской экономики – им хана!
Госдума приняла во втором чтении законопроект, который позволит временно увеличить в текущем году НДПИ для Газпрома на 1.248 трлн за три месяца за счет надбавки к налогу. Третье чтение запланировано на 5 июля.
Согласно отчету Газпрома, за 2020 год выплаты по НДПИ составили 812 млрд руб, а за 2021 1.3 трлн руб. По всей видимости, в этом году совокупные выплаты в бюджет всех уровней могут превысить 5 трлн руб от Газпрома.
За 2021 был следующий расклад:
— Дивиденды: 158.4 млрд (если бы не отмена дивов, бюджет получил бы свыше 620 млрд руб дивидендов за 2022 календарный год)
— НДПИ: 1308 млрд
— Таможенные пошлины: 1232 млрд
— Налог на прибыль: 344.8 млрд
— Страховые выплаты: 178.1 млрд
— Налог на имущество: 148.7 млрд
— НДС: 144.8 млрд
— Налог на доходы физлиц: 91.2 млрд
— Акциз: 82.1 млрд
— Прочие налоги: 102.1 млрд
ИТОГО: 3790.4 млрд по сравнению с 2556.6 млрд в 2020. Общая полная налоговая нагрузка в 2021 составила 33% от валовой выручки.
Разница между отменой дивов и выплатой составляет чуть более 620 млрд для бюджета страны.
Необходим баланс, при котором экономические агенты смогут прогнозировать свои издержки, не нарушая естественную пропорцию расходов.
Учитывая явный крен российской экономики в сторону экспортно-ориентированной модели, слабый рубль был бы более выгоден, чем крепкий. Однако из-за невозможности эффективно распоряжаться полученными доходами и транспонировать их в товары и услуги, необходимо акцентировать внимание на новых участниках экономических отношений в России – это промышленные кластеры, которые будут перехватывать санкционный импорт. Другими словами,это промышленность, которая работает на внутренний спрос. Для этого нужны соответствующие конкурентные условия.
Первый и самый очевидный этап – это сделать условия, при которых промышленность может реализовать фондовооруженность, т.е закупить необходимые станки, оборудование, промышленные узлы и агрегаты. Но и с этим проблемы, т.к. это оборудование специфичное, «маркированное», преимущественно распределенное в недружественных странах. Закупить быстро и масштабно не выйдет, за этим особенно следят – это вам не айфоны поставить.
С 2010 года максимальный объем золота за год, который скупили центральные банки составил 656 тонн в 2018 году, за 10 лет в среднем 509 тонн, за 5 лет в среднем 470 тонн. В деньгах это около 27-28 млрд долл за год от всех мировых ЦБ, что является ничтожной суммой. Для сравнения, объем эмиссии ведущими мировыми ЦБ с февраля 2020 по февраль 2022 составил свыше 12 трлн долл!
Частный финансовый спрос (слитки, монеты, ETF и внебиржевой рынок) за последний год составил всего 170 тонн золота – это меньше 10 млрд долл!