Весь прошедший месяц нефть гнали вверх на основе уверенности, что ОПЕК снова проявит слабость и автоматически продлит соглашение о квотах еще на квартал. Нефть продолжали гнать вверх даже после того, как стало понятно, что этого не случится, пока она на этом жоре не выросла до максимальных с начала марта ценовых уровней, едва не достигнув $50. Теперь самое время оценить, насколько это оправдано.
Смотрим. Члены ОПЕК договорились повысить добычу на 500 тбд с января плюс каждый месяц обсуждать вопрос о том, чтобы еще повысить добычу на 500 тбд с нового месяца квартала. Таким образом сделка вместо ожидаемого продления ограничения на 1.9 мбд. (под которое, собственно, и гнали нефть вверх) подразумевает потенциальное увеличение добычи на 1.5 мбд. И это при том, что члены ОПЕК+ уже превышали утвержденные квоты добычи более, чем на 2.3 мб. Россия, кстати, была одним из основных нарушителей, помимо Ирака, Нигерии, Казахстана, Анголы и др.
А ведь на рынке, кроме ОПЕК существуют и другие нефтедобывающие страны, которые уже заявили, что выходят из ограничений по добыче. Так Норвегия собирается нарастить добычу на 300 тбд, Бразилия — на 200 тбд. Еще что то добавят от себя Канада и находящаяся на особом положении Ливия. Не следует забывать про Иран и Венесуэлу, вновь поверивших в себя после победы Байдена.
Сейчас статистика EIA по запасам нефти показывает, что на рынке наблюдается хрупкий баланс спроса/предложения, который уже склоняется в сторону дефицита, и в ближайшие 3-4 месяца эта склонность будет только усиливаться, поскольку первый квартал изначально является самым слабым по спросу. Что же будет, когда на рынок придут эти новые объемы нефти.
И все это будет происходить фоне огромных запасов нефти и нефтепродуктов — около 900 мб — которые уже лежат в хранилищах и с которыми тоже нужно что то делать. И это при том, что уже начали поступать первые неприятные новости от Pfizer и Moderna, что процесс борьбы с коронавирусом не будет таким быстрым и эффективным, как предполагалось ранее.
Если брать долгосрочные перспективы у нефти, то они хорошие. Но текущая ситуация весьма плоха, и потому следует в ближайшее время ожидать снижения нефтяных цен. Цели снижения уже были указаны и пока остаются в силе.
Интенсивный рост в нефти в течение прошедшей недели шел в основном под заседание ОПЕК, поскольку рынок привык, что картель всегда принимает решения, максимально направленные на рост нефтяных цен и ограничение добычи. Поэтому коррекция может произойти даже чисто по техническим причинам, поскольку цены выросли с обычным инерционным перехлестом.
Плюс в данном конкретном случае ОПЕК может отойти от привычной практики капитуляции перед сланцами и перейти к осторожной борьбе за долю на рынке. На этом, помимо России, настаивает уже достаточно большое число непосредственно членов ОПЕК, включая ОАЭ, Нигерию, частично Кувейт. Большая часть экспертов сейчас ожидает, что ОПЕК комплексно пролонгирует ограничение квот на квартал. А ОПЕК может принять менее радикальное решение, например продлить соглашение только на месяц с тем, чтобы потом принимать решение о новом соглашении «в ручном режиме» исходя из ситуации на рынке.
Дополнительная ставка лонгистов на то, что произошедшее убийство главного иранского ядерщика приведет к обострению военного конликта на Ближнем Восток, также лишена оснований. Иран уже доказал, что не готов к реальным военным действиям, и сейчас все опять ограничится дипломатическим «трештоком».
В этом случае в начале наступающей недели нефть может ожидать коррекция до уровня 47, а возможно, в случае появления дополнительных негативных факторов, и ниже.