Угроза медленного экономического восстановления вынудила ЕЦБ отказаться от снижения объемов покупок облигаций и перейти к более решительным мерам. Это обстоятельство вкупе с повышением прогноза ВВП США и риском преждевременного подъема ставок ФРС приведет к снижению пары EURUSD в долгосрочной перспективе.
В начале марта слова Кристины Лагард разошлись с делом: обещая увеличить объемы покупок облигаций, фактически ЕЦБ их сократил до €10 млрд в неделю.
В рамках PEPP (Pandemic Emergency Purchase Program) ЕЦБ закупает государственные облигации стран еврозоны от Франции до Эстонии, но в разных пропорциях. Наибольшую долю имеет Германия – производственный флагман Европы. Снижение объемов закупок привело к нежелательным последствиям для регулятора – доходность европейских облигаций продолжила рост.
17 марта прошло заседание FOMC, на котором приняли решение о сохранении кредитно-денежной политики, и спрогнозировали развитие американской экономики на 2021 – 2023 гг. Показатели оказались весьма оптимистичными.
Джером Пауэлл практически слово в слово повторил свое предыдущее выступление, связав основные риски экономического развития с распространением коронавируса. При этом регулятор положительно оценивает динамику роста цен и сокращения безработицы, целевые уровни также остались без изменений.
ФРС прогнозирует рост ВВП до 6,5% в 2021 году с последующим снижением до 2,2% в 2023 году. При этом безработица к концу текущего года должна снизиться до 4,5%, а к 2023 году составить всего 3,5%.
Таким образом, в ближайшие три года экономика США полностью восстановит свои позиции. Несмотря на большой приток ликвидности и продолжающуюся скупку облигаций в объеме от $120 млрд, регулятор не видит причин для роста инфляции выше целевого показателя. В 2021 году инфляция не превысит 2,5% (что соответствует желаемому уровню «умеренно выше 2%»), а уже в следующем году может опуститься ниже 2%.
С середины февраля швейцарский франк ослаб на 5%, несмотря на продолжающееся увеличение денежной массы доллара США. Этому поспособствовала распродажа «длинных» трежерис и отток средств из валют фондирования. Рост инфляционных ожиданий в США будет усиливать эти тенденции.
Процентная ставка в Швейцарии остается на отрицательной территории (-0,75%), это благоприятствует использованию франка при сделках кэрри-трейд. Крупные инвестиционные фонды предпочитают занимать в этой валюте для покупки долгосрочных американских облигаций. Это дает небольшой, но безрисковый доход, что в условиях пандемии является предпочтительной стратегией для большинства институциональных инвесторов.
Однако ситуация разворачивается в другую сторону, поскольку правительство США и ФРС продолжают стимулировать экономику. По итогам прошлого года денежная масса доллара выросла на 25%. Это увеличило будущие инфляционные риски. Но еще больше инфляционные ожидания подогрел очередной антиковидный пакет объемом в $1,9 трлн. Сейчас они превышают 2,5%, тогда как целевой показатель ИПЦ для ФРС находится в значении «умеренно выше 2%».
В 2020 году правительства разных стран приступили к наращиванию заимствований с целью поддержки экономики. Однако помимо риска роста инфляции, вызванного финансовыми вливаниями, значительно увеличился размер государственного долга и выплат по нему. В конечном счете, это может привести к увеличению фискальных мер и снижению темпов восстановления.
По оценкам S&P Global Ratings общий объем правительственных долгов в 2020 году вырос на $16,3 трлн, а в текущем году будет заимствовано еще $12,6 трлн. Объемы выброшенных на рынки денег неизбежно приведут к росту инфляции. В США инфляционные ожидания уже превысили 2,5%. Это повышает риск перехода к ужесточению монетарной политики раньше, чем того бы хотелось регулятору.
Переход к повышению процентных ставок обнажает другую проблему – обслуживание государственного долга. Чем выше ставки, тем больше средств будут изыматься в уплату долга вместо их использования в реальном секторе экономики. Так, в период с апреля 2020 года по январь 2021 года правительство Великобритании заняло £271 млрд. По оценкам Управления бюджетной политики, при повышении ставки всего на 1% выплаты по долгу увеличатся на £21 млрд.
Инфляционные ожидания продолжают расти, вызывая широкую распродажу «длинных» облигаций государственного заимствования. Снижение интереса к американским бондам ведет к ослаблению японской валюты, активно используемой в кэрри-трейде.
Мировая экономика продолжает активное восстановление, а основным поставщиком инфляции в феврале становится Китай. Цены производителей выросли самыми быстрыми темпами за два года: 1,7% по сравнению с прошлым годом при прогнозе в 1,5%. Поскольку Китай является основным экспортером товаров, повышение отпускных цен вызовет рост инфляции в остальных регионах. К этому добавляется восстановление стоимости энергоносителей к докризисным уровням.
В США на инфляционные ожидания дополнительное давление оказывает принятый Сенатом пакет антиковидных мер общим объемом в $1,9 тлрн. При этом Джером Пауэлл высказался о нежелании регулятора вмешиваться из-за роста доходности трежерис. В результате медвежья динамика по сделкам с облигациями достигла рекордных уровней на прошлой неделе, а общий объем чистых коротких позиций оценивается в $45 млрд.
В четверг Джером Пауэлл намекнул на возможность преждевременного ужесточения монетарной политики, что является бычьим сигналом для американской валюты. Однако уже в эти выходные Сенат может одобрить новый антиковидный план и выбросить на рынок триллионы долларов. Рост денежной массы сулит ослабление доллару США.
Вакцинация идет полным ходом, из-за чего регулятор надеется на полное восстановление экономики в ближайшем будущем. По мнению Пауэлла, уже этим летом потребительские цены могут достичь желаемого показателя – умеренно выше 2%.
При этом глава ФРС подчеркнул, что экономика далека от перегрева и сейчас нет необходимости повышать ставки. Тем не менее рынку хватило намека на изменение в монетарной политике, чтобы за сутки доходность 10-летних казначейских облигаций выросла с 1,48% до 1,56%, а евро потерял около 100 пунктов.