Нефть является важнейшим стратегическим сырьем, которое занимает ведущую роль в экономике развитых стран мира. Стоимость нефти определяется стоимостью одного барреля нефти на бирже. Нефть имеет маркировку и классификацию по сортам, например Brent или WTI. Нефть Brent и WTI на рынке торгуется в виде фьючерсов, которые определяют рыночную стоимость товара. Цена нефти является определяющим фактором и показателем для мировых рынков. Динамика цены на нефть во многом определяет экономическую и политическую ситуацию в странах.
Нефть выступает ценообразующим фактором для керосина, газа, бензина, акций нефтедобывающих и транспортных компаний. Современная торговля нефтью полностью строится на торговле поставочными и расчетными фьючерсами. Благодаря огромному спросу во всем мире, фьючерс на нефть успешно торгуется на мировых биржах. Ведущими мировыми фьючерсными биржами по торговле нефтью являются: Чикагская сырьевая биржа, Нью-Йоркская сырьевая биржа, Чикагская торговая палата, Лондонская международная биржа производных инструментов, Лондонская биржа металлов, Сингапурская биржа. Практически на всех площадках доступна торговля фьючерсами на нефть или иными производными инструментами на нефтепродукты. Все производители смотрят на самые ликвидные и качественные сорта нефти. Нефть марки Brent добывают в Северном море. Эта нефть характеризуется отличным химическим составом и качеством, что определяет ее ликвидность на рынке переработки. Нефть сорта WTI добывают в Техасе и она имеет большее значение для Южной и Северной Америки. Традиционно WTI стоит дешевле Brent. Эти сорта являются бэнчмарком для всего остального рынка. Большинство цен строится с дисконтом от сортов WTI и Brent, включая нефть URALS. Цена на нефть подвержена огромному количеству факторов влияния. Стоимость нефти зависит от политики организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), которая представляет собой картель из 12 стран, добывающих нефть. Любые новости от этой организации могут повлиять на цену нефти. Важны заявления участников ОПЕК, касающиеся увеличения или уменьшения добычи. Помимо ОПЕК на нефть влияет Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Основными факторами, влияющими на нефтяное ценообразование, является потребительский спрос на источники энергии, который в свою очередь пропорционален росту промышленного производства. В период экономических кризисов потребление нефти снижается. Производители нефти не способны сбалансировано снизить темпы добычи, образуется ситуация перепроизводства и цены на углеводороды стремительно падают. При этом бурный рост цен на углеводороды разгоняет долларовую инфляцию. Ориентируясь в статистике темпов мирового производства, можно прогнозировать колебания нефтяных котировок. Новости тоже оказывают влияние на нефтяные цены. Можно отметить, в 2018 году волатильность на рынке нефти заметно увеличилась. После введения режима санкций против Ирана в ноябре цены на нефть выросли. Введение санкций для крупнейших потребителей иранской нефти разрушило баланс рынка. Санкции против Ирана стали главным дестабилизирующим фактором рынка, что в итоге привело к высокой волатильности. После осеннего падения цен на нефть с максимальных в 2018 году значений 75-85$ за баррель до минимальных значений 42-49$ за баррель в декабре 2018 года произошел отскок цен под влиянием сокращения предложения нефти на рынке. Высокая волатильность рынка отразила влияние нерыночных факторов. Начиная с 2019 года, рынок нефти начал готовиться к постепенному падению предложения со стороны стран ОПЕК. В первой половине 2019 года общая добыча нефти странами ОПЕК+ должна сократиться на 1,195 млн баррелей в сутки до 43,874 млн баррелей в сутки. Добыча нефти странами ОПЕК+ должна снизиться на 812 тыс баррелей до 25,937 млн баррелей в сутки, а добыча странами, не входящими в ОПЕК, сократится на 383 тыс баррелей в сутки до 17,937 млн баррелей в сутки. Саудовская Аравия сократит добычу нефти на 322 тыс баррелей до 10,31 млн баррелей в сутки, а Россия должна сократить добычу на 230 тыс баррелей до 11,191 млн баррелей в сутки. В процентном отношении фактическое сокращение добычи в странах ОПЕК должно составить 3,02% с учетом исключений, сделанных для Ирана, Ливии и Венесуэлы. Страны, не входящие в ОПЕК, сократят добычу на 2%. Соглашение об ограничении добычи сгладило сезонное снижение потребления нефти в январе-марте. США ужесточили санкции для Венесуэлы и компании PDVSA. В апреле истечет льготный период импорта нефти из Ирана. Ужесточение санкций к Ирану зависит от состояния мирового спроса на нефть и готовности США к наращиванию поставок нефти азиатским потребителям. Важным фактором становятся низкие цены на нефть сорта WTI, оказывающие отрицательное влияние на темпы бурения в США. Сейчас нефть сорта Brent торгуется по цене $65.67 .
Немецкая корпорация Volkswagen AG является одним из наиболее крупных автопроизводителей в мире. Машины, выпускаемые на предприятиях этой корпорации, пользуются хорошим спросом и успешно продаются. Компания Volkswagen AG расположена в немецком городе Вольфсбург. Корпорация успешно выпускает автомобили на 48 предприятиях, расположенных как в Европе, так и в других регионах мира. Продукция компании доступна для клиентов из 150 стран мира. Значительная по размеру выручка и прибыль делают компанию интересной для инвесторов. Ценные бумаги эмитента торгуются в секторе XETRA Франкфуртской фондовой биржи. На Лондонской и Нью-Йоркской биржах продаются депозитарные расписки Volkswagen AG. Основной объем торговли приходится на Франкфуртскую фондовую биржу. Акциям присвоен тикер (VOW.DE). Группа Volkswagen AG в 2018 году стала крупнейшим в мире производителем всех типов автомобилей. Автоконцерну принадлежат марки легковых автомобилей Volkswagen, Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche, Seat, Skoda, мотоциклов Ducati, грузовиков MAN, Scania и Volkswagen Commercial Vehicles. Большое количество подразделений и торговых марок позволяет группе Volkswagen AG выходить на рынок и предлагать клиентам разные виды транспортных средств, от седанов или спорткаров, до микроавтобусов, автобусов и грузовых автомобилей. Немецкий автопроизводитель Volkswagen AG сейчас развивается в сторону создания и выпуска автомобилей с гибридными силовыми установками и электромобилей. Популярность гибридных транспортных средств и электромобилей среди покупателей обусловлена небольшими эксплуатационными расходами и низким уровнем загрязнения окружающей среды. В 2018 году Volkswagen AG увеличила продажи на 0,9% до 10,83 млн автомобилей. Это новый рекорд для группы. Пять брендов группы установили исторические максимумы продаж: Volkswagen, Skoda, Seat, Porsche и Lamborghini. По итогам 2018 г. группа Volkswagen AG увеличила продажи в Китае до 4,18 млн машин, в Северной Америке продажи снизились на до 956 700 машин, в Западной Европе продажи остались на уровне 3,58 млн машин. В Центральной и Восточной Европе поставки группы повысились до 797 200 машин. В России поставки Volkswagen AG увеличились до 229 800 машин. В Южной Америке концерн показал рост продаж до 590 000 автомобилей. Продажи легковых автомобилей Volkswagen AG выросли за год до 6,25 млн автомобилей. Audi сократила продажи на 3,5% до 1,8 млн машин. Skoda увеличила на 4,4% до 1,25 млн машин, Seat – на 10,5% до 517 600 машин, Porsche – на 4% до 256 300 машин, грузовиков Volkswagen было продано 499 700 шт. Продажи грузовиков марки MAN выросли до 136 500 машин, Scania до 96 500 машин. Lamborghini продала 5750 автомобилей, показав рост на 51%. Прибыль после налогообложения Volkswagen AG по итогам 2018 года выросла до 12,153 млрд евро или на 6% по сравнению с 2017 годом. Выручка за отчетный период выросла на 2,7% до 235,849 млрд евро. Операционная прибыль достигла 13,92 млрд евро, увеличившись на 0,7% по сравнению с показателем 2017 года. Крупнейшими акционерами Volkswagen AG являются: Porsche Automobil Holding SE – 30,8% уставного капитала (52,2% голосующих акций), Правительство Нижней Саксонии – 11,8% (20% голосующих акций), Катарский суверенный фонд – 14,6% (17%). Рост цены акций обусловлен успехами Volkswagen AG и интересом инвесторов к надежным активам. Наращивание объема выпуска и продаж автомобилей приводит к значительному росту ценных бумаг немецкого эмитента. Вместе с повышенным интересом к надежным активам со стороны инвесторов, это толкает котировки бумаг вверх. Падение бумаг часто происходит после отзыва с рынка одной или нескольких выпускаемых моделей машин марки. Иногда отзыв сопровождается ухудшением репутации компании и финансовыми претензиями со стороны властей разных стран.Это приводит к изменению динамики акций. Инвесторам следует внимательно следить за новостями о эмитенте. Акции Volkswagen AG торгуются по цене 152 евро на Франкфуртской фондовой бирже, капитализация составляет 75,5 млрд евро.
Группа PSA Peugeot Citroen занимается проектированием, изготовлением и продажей легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков под марками Peugeot и Citroen во всем мире. Акции компании торгуются на Парижской бирже под тиккером (UG.PA). Оборот группы PSA в 2018 году составил 74 млрд евро, показав рост в 18,9% по сравнению с 2017 годом. Оборот автомобильного подразделения компании составил 43,02 млрд евро. Рост обусловлен расширением модельного ряда, увеличением объемов продаж, выходом на рынки новых стран, увеличением объемов продаж партнерам и повышением цен. Оборот автомобильного подразделения составил в 2018 году 18,3 млрд евро. Операционная прибыль группы увеличилась на 43% и составила 5,7 млрд евро. Операционная прибыль автомобильного подразделения увеличилась в 2018 году на 21,9% и составила 3,62 млрд евро. Такой результат достигнут, в частности, за счет успешного обновления модельного ряда и снижения затрат. Операционная прибыль автомобильного подразделения в 2018 году составила 859 млн евро. Операционная маржа группы PSA достигла 7,7%. Операционные издержки группы PSA составили 1,29 млрд евро против 904 млн евро в 2017 году. Расходы группы PSA в 2018 году составили 446 млн евро. Консолидированная прибыль группы PSA составила 3,29 млн евро, увеличившись на 948 млн евро или на 40,4%. Операционная прибыль Банка PSA Finance составила 939 млн евро и выросла на 48,6% по сравнению с предыдущим годом. Операционная прибыль компании Faurecia составила 1,26 млрд евро, показав рост на 9,3%.На конец 2018 года общий объем складских запасов группы PSA составил 485 000 автомобилей. Объем продаж группы PSA вырос в 2018 году на 6,8% до 3 878 000 автомобилей. Рост обусловлен обновлением модельного ряда группы PSA и развитием дилерской сети. Компания также поставила рекорд по продажам легких коммерческих автомобилей. В этом сегменте объем продаж вырос на 18,3% до 564 144 единиц. В 2018 году Группа обновила модельный ряд компактных коммерческих автомобилей. Тем самым группа укрепила свои позиции в Европе во всех сегментах, завоевав более четверти рынка. Развитие модельного ряда коммерческих автомобилей создало фундамент для роста продаж за рубежом. Особенным успехом в 2018 году пользовались легковые модели Peugeot 2008, Peugeot 3008, Peugeot 5008, Citroën C3 Aircross, C5 Aircross, DS 7 Crossback, Opel/Vauxhall Crossland X, Mokka X и Grandland X. Капитализация группы PSA растет вслед за акциями компании. Акции компании торгуются по цене 22,22 евро и капитализация компании составляет 19,84 млрд евро.
На первом месте в списке самых богатых россиян вновь находится бизнесмен Леонид Михельсон, которому принадлежат 24,76% акций газовой компании «Новатэк» и «Сибур». Его состояние увеличилось до $24 млрд в 2019 году. Увеличение состояния миллиардера вызвано ростом стоимости акций компании «Новатэк». За год с 9 февраля 2018 по 8 февраля 2019 года капитализация «Новатэка» выросла более чем на 50%. Акции компании поднялись в цене с 714,4 рублей до1127,6 рублей. «Новатэк» создан в 1994 г и является крупнейшим независимым производителем природного газа в Российской Федерации. Компания занимается разведкой, добычей, переработкой и реализацией газа и нефти. Капитализация «Новатэк» растет, несмотря на санкции, которые США в 2014 году ввели против компании. Выручка «Новатэка» по МСФО в 2018 году составила 825,8 млрд рублей. В конце 2017 года «Новатэк» запустил завод по сжижению газа «Ямал СПГ» стоимостью $27 млрд и мощностью 17,4 млн тон в год. Газ для предприятия добывается на Южно-Тамбейском месторождении с разведанными запасами 1,41 трлн куб. м газа. Продукция предприятия поставляется на экспорт. На базе Утреннего месторождения на Гыданском полуострове создано предприятие «Арктик СПГ-2» запасами почти 2 трлн куб. м газа. Доля в 10% акций предприятия «Арктик СПГ-2» принадлежит францизской Total. «Новатэк» недавно открыл Северо-Обское месторождение с запасами не менее 320 млрд куб. м в акватории Обской губы. Акции «Новатэк» котируются в России на Московской бирже под тиккером NVTK. Сейчас их цена находится на уровне 1081 рубль.
Российская компания ПАО «Нефтяная компания ЛУКОЙЛ» (MOEX:LKOH) стала лидером на рынке нефти в 2018 году. Профильным видом деятельности для компании Лукойл является нефтедобыча и переработка углеводородов. Лукойл – вторая по добыче нефти компания в России после «Роснефти». Компания участвует в добыче нефти и ее переработке во всем мире, включая месторождения в России, Ираке, Венесуэле и на шельфовых месторождениях многих стран. Лукойл самостоятельно производит и реализует дизельное топливо, бензин, масло и газ через свои оптовые и розничные сети. Заправки Лукойл можно встретить даже на территории США. Московская Биржа является основной торговой площадкой на которых обращаются ценные бумаги ПАО «Нефтяной компании ЛУКОЙЛ». Депозитарные расписки Лукойл торгуются на Лондонской и Франкфуртской фондовых биржах. Финансовые результаты Лукойл в 2018 году оказались превосходными. Чистая прибыль Лукойл в 2018 году увеличилась почти в полтора раза до 619 млрд рублей. Выручка увеличилась на 35% и превысила 8 трлн рублей. Показатель EBITDA вырос на 34% до 1,1 трлн рублей относительно 2017 года. В IV квартале компания снизила EBITDA на 14% к/к до 278 млрд рублей в результате падения средней цены на нефть на 9% к/к и роста экспортных пошлин на 4% к/к. Чистая прибыль сократилась также на 14% к/к до 159 млрд рублей как следствие падения операционных доходов. По итогам 2018 года свободный денежный поток вырос в 2.2 раза до 555 млрд рублей. Основными причинами роста стало увеличение цен на нефть и ослабление рубля. CAPEX сократился по итогам 2018 года на 12% к/к 452 млрд рублей. Добыча нефти осталась на уровне 2017 года и составила 1,8 млн баррелей в сутки, при этом объем добычи в Западной Сибири сократился на 3% г/г. Объем добычи газа вырос на 16% г/г до 541 тыс б/с за счет активов в Узбекистане. Большая часть компании находится в собственности двух крупных акционеров. Вагиту Алекперову принадлежит 26,06% акций компании Лукойл, вице-президенту Леониду Федуну 11% акций, в свободном обращении находится около 55% акций. Лукойл по итогам 2018 г должен выплатить акционерам не менее 154 млрд рублей. Лукойл уже выплачивал дивиденды в размере 95 рублей на акцию по итогам 9 месяцев 2018 года и можно рассчитывать на дальнейшие выплаты. Суммарные дивиденды за год могут достичь 235 рублей на акцию. Акции Лукойл зависят от динамики цен на нефть на международном рынке. Немаловажным фактором является отношение рубля к доллару и евро. Это объясняется наличием у компании в распоряжении больших валютных фондов, которые формируются за счет ее основной деятельности. Это происходит вследствие того, что основной расчетной валютой при продаже углеводородов являются доллары. В качестве второстепенных факторов можно отметить интерес зарубежных инвесторов и фондов к российским активам. Нефтедобывающие компании являются экспортерами и имеют крупные депозиты в валюте, что позволяет им только выигрывать от снижения рубля. На Московской бирже акции Лукойл сейчас подорожали до 5546 рублей, капитализация выросла 4,25 трлн руб. По капитализации компания Лукойл сейчас уступает только Сбербанку и Роснефти, капитализация которых сейчас– 4,4 трлн и 4,21 трлн руб. соответственно.