В 2022 году российский бюджет, вероятно, сохранит сильные позиции в условиях нефтяного эмбарго Евросоюза (ЕС). Однако в 2023 году ситуация будет менее благоприятной, считает старший экономист BCS Global Markets (BCS GM) Наталья Лаврова. Потери бюджета РФ в следующем году могут составить около $30–50 млрд, показал стресс-тест BCS GM.
«Наши оценки подтверждают, что даже при неблагоприятном сценарии запрета на российскую нефть, который нацелен на 75% поставок в ЕС в 2022 году, внешние позиции России останутся сильными — торговый профицит выше $250 млрд»,— приводит «Интерфакс» выдержку из обзора госпожи Лавровой. Если цены на нефть марки Urals превысят $105 за баррель, то ценовой эффект полностью компенсирует потери объемов в 2022 году.
Между тем в 2023 году ситуация представляется менее благоприятной, отмечает старший экономист BCS Global Markets. «При неблагоприятном сценарии падения добычи на 30% (до 350 млн тонн) и стоимости нефти Urals по $80 за баррель доходы бюджета могут оказаться на $50 млрд ниже в 2023 году, чем предусмотрено законом о бюджете. Однако если цены на нефть Urals вырастут до $110 за баррель, потери составят $30 млрд»,— прогнозирует Наталья Лаврова. Учитывая зависимость России от нефтяных доходов, в 2023 году бюджетная позиция России может отказаться под угрозой, отмечает эксперт.
Омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса Москвы Сергей Миронов заявил, что запасов импортного алкоголя российским ресторанам хватит до осени, передает РИА «Новости».
По его словам, особо остро ощущается нехватка таких крепких напитков, как виски, ром и вермут.
«Крепкого алкоголя на складах уже почти нет. Он есть только в ресторанах, которые им заранее закупились. Уже есть перебои и проблемы», — рассказал омбудсмен.
Он указал, что проблемы связаны с тем, что крепкий алкоголь поставляли не мелкие фирмы, а компании, владеющие заводами Diageo, Brown-Forman, Pernod Ricard, Bacardi Martini и другими. Эти крупные игроки присутствовали на российским рынке и продавали спиртное через дистрибьюторов типа AST, продолжил Миронов.
«В данный момент они остановили поставки. Сейчас допродаются склады, где остались какие-то партии. Алкоголь объективно заканчивается, и когда пойдет новый и откуда — никто не знает», — заявил он.
— С какими проблемами сегодня сталкиваются малые нефтекомпании?
— Если начинать «от Адама», я бы сказала так: в начале 1990-х, когда была коренная перестройка всей экономики СССР в экономику РФ, так и не был принят базовый закон — закон о нефти. В законодательстве до сих пор нет понятия оператора, статусом которого можно было бы наделить небольшие компании. Такого кризиса, как сейчас, не было никогда, но во время любого падения цен на нефть я всегда слышу один и тот же вопрос: кто вы такие, где законодательно записано, что у вас есть свой статус?
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России одобрила ходатайство ООО «Клуб-Отель» Александра Говора о приобретении российского бизнеса McDonald's.
Продавец в течение 15 лет вправе на рыночных условиях выкупить бизнес обратно, говорится в сообщении ФАС.
«По мнению ведомства, сделка не приведет к ограничению конкуренции на рынке услуг общественного питания. Она позволит сохранить рабочие места для сотрудников и обеспечить дальнейшую деятельность системообразующей организации в пределах страны», — отмечается в сообщении.
Структура сделки предполагает, что ООО «Клуб Отель» приобретет 100% долей в ООО «Макдоналдс» и ООО «ДВРП». ООО «Макдоналдс» сменит название на ООО «Система ПБО», говорится в материалах ФАС. С 18 февраля эта компания находилась в процессе реорганизации, в ходе которой к ней были присоединены еще три структуры McDonald's в России - ЗАО «Москва-Макдоналдс», ООО «СРП», «ЮРП». «ДВРП» в периметр реорганизации не вошло (эта компания была создана в конце 2020 года для развития сети на Дальнем Востоке).
Исследование делового климата, ежемесячно проводимое РСПП, показывает, что спустя три месяца после начала военной операции РФ на Украине и последовавших за ней санкций российский бизнес начал адаптироваться к новой реальности. В мае индекс деловой среды вырос до 36,6 пункта с 32 пунктов в марте и 33,3 в апреле. Впрочем, его значение по-прежнему остается ниже прошлогодних показателей (спад примерно на 20%). Улучшение настроений в мае в РСПП объясняют положительной динамикой компоненты финансовых рынков и стабилизацией личных оценок делового климата.
В целом говорить о реальном улучшении настроений бизнеса пока преждевременно — рост показателей объясняется перераспределением оценок в пользу нейтрального варианта «ничего не изменилось» и отсутствием заметных ухудшений на рынках. Такая фиксация состояния, пусть и в неблагоприятных условиях, позволяет бизнесу адаптироваться. Так, на стабилизацию оценок деловой среды повлияло замедление инфляции — если в апреле о росте цен закупок сообщали 95% опрошенных, то в мае — 78%. Интересно, что почти в три раза (до 14%) выросла доля компаний, решивших снизить цены продаж.
Без привлечения мигрантов численность рабочей силы в РФ к 2035 году сократится на 3,9 млн человек. К таким выводам на основе демографического прогноза Института демографии Высшей школы экономики пришли их коллеги из Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала. Напомним, что показатель численности рабочей силы в стране отражает изменения количества молодежи, пенсионеров и мигрантов, а также уровень участия населения в трудовой деятельности.
Так, по оценкам Института демографии, согласно среднему варианту прогноза, выполненному в 2021 году, численность населения РФ в возрасте от 20 до 59 лет с 2022 по 2030 год уменьшится примерно на 2,6 млн человек. При этом численность молодых работоспособных граждан от 20 до 39 лет уменьшится на 6,6 млн, а старших (от 40 до 59 лет) — увеличится на 4 млн. В результате численность рабочей силы в стране с 2019 по 2030 год сократится с 74,7 млн человек до 70,8 млн (без учета возможного миграционного прироста).
Большинство европейских потребителей в последние недели переходят на более дешевую продукцию, следует из данных апрельского опроса компании McKinsey 5 тыс. человек в Германии, Франции, Великобритании, Италии и Испании. Сильнее всего тренд затронул товары для дома — 69% их потребителей перешли на более дешевые бренды, в кондитерских изделиях таких 63%, в замороженных продуктах — 61%. 90% респондентов полагают, что за последние недели цены на товары, которые они часто покупали, выросли, 60% сообщают о росте расходов на энергию и «коммуналку», транспорт и бензин, еду и предметы первой необходимости. В результате 50% стали меньше копить, а 33% сократили расходы на непродовольственные товары.
В McKinsey отмечают, что доля европейцев, которые считают, что конфликт на Украине вызовет экономический спад или длительную рецессию, выросла в апреле к марту до 37% с 25%, и еще почти половина полагает, что в ближайший год или дольше экономику ждет стагнация или медленный рост — то есть выбор дешевого продовольствия и товаров первой необходимости, вероятно, будет долгосрочной тенденцией. Дискаунтеры в Европе выигрывают от этого тренда: доля потребителей, которые стали чаще покупать в таких магазинах, выросла на 19%.
Схожие тенденции наблюдаются и в РФ. Впрочем, в свежем выпуске доклада «Комментарии о государстве и бизнесе» экономисты Центра развития ВШЭ отмечают, что граждане РФ, даже малообеспеченные, как показал 2020 год, будут по возможности сохранять качество питания, отказываясь от товаров длительного пользования в силу повышенной обеспеченности ими, снижения предложения и высокой инфляции, которая дестимулирует рублевые сбережения. Опираясь на эти данные, аналитики предлагают государству стимулировать сектор услуг. На этом фоне глава Минэкономики Максим Решетников 27 мая привел самые пессимистичные из текущих оценки спада импорта в 50% и реальных расходов граждан в 20%, назвав это кризисом спроса и призвав смягчать ДКП и ослаблять рубль. Он полагает, что цепочки поставок уже восстанавливаются, а из-за того, что компании и граждане «недостаточно тратят», есть опасность «ухода в дефляционную спираль».
Ъ
Как следует из данных Coinmarketcap, по итогам недели котировки ведущих криптовалют закрепились вблизи многомесячных минимумов. Самую заметную негативную динамику продемонстрировал эфир, достигший в пятницу минимального с июня 2021 года значения ($1,7 тыс.). По состоянию на воскресенье ETH несколько отыграл в цене, вернувшись к уровню $1,8 тыс., тем не менее этот результат более чем на 10% ниже значения недельной давности и почти в два раза меньше локального максимума, достигнутого в начале апреля этого года.
Оборот от продаж Ozon (показатель GMV, включая услуги) в I квартале 2022 года вырос на 139%, до 177,5 млрд рублей по сравнению с 74,2 млрд рублей с НДС в I квартале 2021 года. Об этом говорится в сообщении компании.
«Результаты первого квартала демонстрируют, как эффект масштаба улучшает нашу экономику: на фоне сохранения высоких темпов роста GMV в 139% снижается отношение операционных расходов и отрицательной EBITDA к обороту. Также значительно улучшилась юнит-экономика внутри каждого заказа. Такого эффекта масштаба мы не смогли бы добиться без крупных инвестиций в строительство инфраструктуры, привлечение покупателей и продавцов в предыдущие годы», — отметил финансовый директор компании Игорь Герасимов.
Скорректированная EBITDA составила минус 8,9 млрд рублей по сравнению с минус 4,9 млрд рублей в первом квартале 2021 года. Отношение скорректированной EBITDA к GMV улучшилось до минус 5% по сравнению с минус 6,5% в первом квартале 2021 года.