
Представьте на минуту, что вам сделали предложение, которое изменит всю вашу жизнь:
«Вы можете получить 100 миллионов рублей, но при одном условии — нужно принять эти деньги публично, например, во время трансляции какого-то крупного мероприятия. Вы бы приняли эти деньги?»
Готов поспорить, что увидев это сумму, вы сразу же начали думать о ее перспективах :) На эти деньги можно купить отличный дом, начать какой-нибудь бизнес или же просто получать с них пассивный доход. Разве это не прекрасно?
Но подумайте о том, что еще стоит за этим предложением. У вас есть огромные деньги, и все это знают… Появляются старые знакомые и друзья, с которыми вы давно не общались. Они извиняются, что были слишком заняты, но «как раз на днях думали о вас».
Случается генетическое чудо, и теперь у вас есть сотни новых «родственников», которые хотят с вами встретиться. Банки и консультанты обрывают вам телефон, а благотворительные организации призывают сделать пожертвования.

За последние две недели рынок вырос на 8%, но некоторые бумаги так и остались на своих прежних уровнях.
Многие из них не имеют ничего общего — они относятся к разным эшелонам и секторам, плюс их бизнес ведет себя совершенно по-разному. При этом все они оказались в одной лодке — той самой лодке, где собрались аутсайдеры рынка :)
Хотя если постараться, то их можно объединить в некие группы. В таком случае появляется система, и их отставание становится гораздо понятнее — кто-то боится конкуренции, кто-то не зависит от геополитики, а кто-то до этого был сильнее рынка.
Кто же эти отстающие и какие у них перспективы?
✅ IT-компании — ВК, Пози, Яндекс, Аренадата, Астра
Если начнется потепление, то к нам могут вернуться западные компании. И главным пострадавшим станет IT-сектор, который и так страдает от ставки и слабых управленцев — Позитив и ВК снова показали убыток, а Астра намекает на замедление выручки.
Так же слабый рост объясняется тем, что тут были слишком высокие ожидания — и это было вполне обоснованно, учитывая уход конкурентов и льготную налоговую ставку. Но наши IT-шники не сумели оправдать этих надежд.
В мире спорта главная разница между любителями и профессионалами заключается в интенсивности их тренировок — первые работают на пределе своих возможностей, вторые же подходят к этому делу более обдуманно и осторожно.

Например, члены сборной США по лыжным гонкам в среднем тренируются 861 час в год, а их занятия разбиваются на периоды высокой, средней и низкой интенсивности. При этом более 85% тренировочных часов отводится на легкие тренировки — то есть, большую часть времени уходит на восстановление и поддержание формы.
И такое соотношение характерно не только для лыжников, но и для бегунов, велосипедистов, пловцов, гребцов и многих других — сильнейшие спортсмены не задействуют весь свой потенциал и осознанно не доводят себя до предела.
Да, во время соревнований они включают свою максимальную скорость и мощь, но на тренировках им это не нужно — во время занятий они готовят свое тело к нагрузкам и избегают физического и эмоционального выгорания. Вот как объяснил это физиолог Стивен Сейлер:

На рынке продолжается сезон отчетов, поэтому я собрал все интересное вместе и сделал очередной экспресс-обзор.
Как и в прошлой части, в этом обзоре будет минимум скучных цифр, зато будут важные нюансы и моя авторская оценка. Все-таки некоторые компании есть в моем портфеле, и мне как инвестору важно их оценить. Ну что, поехали! :)
✅ Ростелеком — «тройка с минусом». Рост выручки не успевает за инфляцией (+11%), а операционная прибыль стагнирует. Если же говорить о чистой прибыли, то тут катастрофическое падение с 26 до 13 млрд. рублей.
В этом ничего странного — из-за долга (574 млрд рублей!) и высокой ставки компания работает только на кредиторов. Поэтому она режет издержки, но на дивиденды при этом направляет 10 млрд. рублей. В будущем это обязательно аукнется.
✅ Позитив — «троечка». С треском провалил прошлый год, а теперь пытается реабилитироваться. Получается пока не очень — несмотря на рост выручки (+29%) и увольнение сотрудников, чистый убыток вырос до 5 миллиардов.
Когда профессор медицины Томас Маккрей был студентом и проходил врачебную практику, он диагностировал у одного из своих пациентов незначительное заболевание желудка.

Его куратор не согласился со своим неопытным коллегой и изменил диагноз на более редкий и серьезный… так уж вышло, что молодой Маккрей об этой болезни даже и не слышал. Больному срочно сделали операцию — оказалось, изначальный диагноз был верным, и пациент страдал лишь незначительным расстройством желудка.
Позже Маккрей писал, что ему очень повезло — он не знал об этом редком заболевании и сосредоточился на более вероятном диагнозе:
«Мораль этого заключается не в том, что невежество является преимуществом. Просто некоторых из нас настолько привлекают мысли о редких вещах, что они забывают о законе средних значений в диагностике».
Эта истина применима для многих отраслей — вы можете стараться изо всех сил и потерпеть неудачу, а тот, кто знал намного меньше вас и приложил намного меньше усилий, может добиться невероятных успехов.

Помимо очевидных рисков — политики, кризисов, ставок и плохих отчетов — на нашем рынке есть и скрытые опасности.
Один из таких рисков реализовался в Самолете, который потерял своего основного акционера. В воскресенье стало известно, что скончался основатель компании Михаил Кенин, и его пакет акций перейдет по наследству жене и двум дочерям.
Вокруг компании и так много слухов, а теперь эта неопределенность только усилится. Неизвестно, как пройдет передача активов и что наследники с ними сделают — они могут их как продать, так и продолжить бизнес (причем в очень сложный период!).
Если покопаться в прошлом, то смена владельцев не приводит ни к чему хорошему. Вспомните о Магните Галицкого и сравните с тем, где его акции находятся сейчас… то же самое можно сказать и про «успехи» ВК и кидалово в Глобалтрансе.
Наш рынок довольно молодой, и многие компании получили своих владельцев в 90-ые годы. С тех пор прошло три десятка лет — эти владельцы достигли преклонного возраста, что создает определенные риски. Что же это за компании?
Брайан Крэнстон стал известен еще в 1990-х, когда блестяще сыграл дантиста Уотли в сериале «Сайнфелд».

В одном из эпизодов к нему приходит пациент, чтобы тот полечил ему зубы. И прежде чем дать ему газ, доктор Уотли сам вдыхает закись азот и произносит: «Кайф!». После этого актеры смеялись так сильно, что режиссеру пришлось сделать перерыв.
Их реакция была такой сильной потому, что этой шутки не было в сценарии. Крэнстон никого не предупредил, что собирается выкинуть этот номер — об этом знал лишь осветитель, который и подсказал актеру эту гениальную сцену:
«Во время репетиции я услышал, как кто-то сказал: «Знаешь, что было бы забавно?» Я оглянулся и увидел парня, который настраивает свет. Я спросил у него, что он хочет предложить. Он ответил: «Было бы забавно, если бы ты сначала сам затянулся этим газом».
Я думаю, что у каждого успешного директора любой компании, большой или маленькой, есть правило — он прислушивается к каждому предложению и выбирает лучшее. Так и должно быть. Побеждает лучшая идея. И никогда не знаешь, откуда она придет».

Эта неделя ожидается очень напряженной, а ее окончание будет иметь далеко идущие последствия.
Все-таки президенты как никогда близки к тому, чтобы прийти к реальному компромиссу. Но на пути к нему стоит целая стая ястребов, которые жаждут продолжение конфликта — они будут провоцировать и пытаться сорвать будущую встречу.
Поэтому сейчас все на тоненького, и делать какие-то ставки — это слишком рискованное занятие :) Все может закончиться как позитивом, так и развернуться на 180 градусов — и в таком случае рынок ждет ОЧЕНЬ сильное разочарование.
И как это было в прошлые разы, главными пострадавшими станут «бенефициары мира». Речь идет о всех тех, кого разгоняют перед этим саммитом — причем у некоторых из них фактически нет никакого бизнеса (СПБ Биржа).
Я же предпочитаю не играть в казино, а смотреть на фундаментальные показатели. К тому же у нас идет сезон отчетов (обзор будет в среду), плюс вышла порция свежей статистики — поэтому можно оценить перспективы компаний и секторов в целом.
Долгое время лучшей эволюционной стратегией было стать как можно больше, ведь крупных животных гораздо сложнее убить.

Однако появление homo sapiens изменило это правило — благодаря изобретательности люди стали хорошими охотниками, и именно крупные животные стали их главной целью. С тех пор размер стал их недостатком, который к тому же не позволил им быстро восстановить свою популяцию.
Но некоторые животные развивались вместе с людьми, поэтому они адаптировались и сумели выжить. Вот почему в Африке (с давних пор заселенной людьми) сохранились огромные слоны, жирафы и бегемоты.
Сравните это с теми континентами, куда человек пришел уже в статусе универсального охотника… Например, в тех же Северной Америке и Австралии практически все крупные животные были истреблены.
Лучшая эволюционная стратегия вдруг перестала работать — ее преимущества превратились в недостатки, и у несчастных дронтов, моа и морских коров не было никаких шансов.
Фондовый рынок так же сталкивается с различными аномалиями, которые какое-то время работают, а потом резко перестают это делать. И одной таких аномалий был «эффект января», когда именно в январе акции росли больше, чем в любой другой месяц.

Роберт Макнамара стал первым руководителем Ford, не являющимся родственником ее основателя — он обладал феноменальным умом, за что получил прозвище «человек-робот».
Его расчеты всегда были логичны и точны, так что из десятков различных вариантов он всегда выбирал самый оптимальный. Эти качества помогли ему сделать карьеру не только в бизнесе, но и в политике — в 1961 году Макнамара перешел на работу в правительство и стал министром обороны.
Когда началась война во Вьетнаме, он все посчитал и сделал следующий вывод — если вьетконговцев погибнет намного больше, чем американских солдат, то война обязательно закончится победой американцев. И командующий ВС США Уильям Уэстморленд был с ним совершенно согласен:
«Мы просто будем продолжать обескровливать их, пока Ханой не осознает, что они оказались на грани национальной катастрофы. Тогда им придется признать свое поражение».
Так война превратилась в математическую формулу, которая должна была привести американцев к победе — однако Вьетнам нос огромные потери, но и не думал сдаваться. В этой формуле была ошибка — она полагалось на рациональность и не учитывало эмоциональную сторону.