Недавно в Bloomberg появилась статья о том, как американские миллионеры уходят от высоких налогов:
«В аэропортах Нью-Джерси и Лонг-Айленда десятки частных самолетов, направляющихся во Флориду, вылетают примерно в 23:40-23:55 по местному времени. А в аэропорт Кеннеди (Нью-Йорк) регулярные рейсы из Пуэрто-Рико прибывают примерно через 15 минут после полуночи.
Налоговые адвокаты рассказывают истории о клиентах, которые незадолго до 12 часов простаивают в своих роскошных машинах у въезда на мост Вашингтона, ожидания, пока часы переведут стрелки и наступит следующий день».
Таким образом миллионеры избегают налогового статуса Нью-Йорка — они проводят в нем меньше 184 дней и не считаются его жителями. Налоги в этом штате настолько высоки, что дешевле сотню раз слетать во Флориду, чем расплатиться с городским бюджетом.
При этом Нью-Йорк остается финансовым центром, поэтому богатые люди не могут его оставить. Им нужна Уолл-стрит с ее биржей, банками и офисами — ни один другой город не даст им столько денег, сколько дает Манхэттен и «Большое яблоко».
Инвестировать можно не только в акции, облигации и драгоценные металлы, но и в предметы искусства и антиквариат. Порог входа у таких вложений намного выше, но крупных инвесторов это все равно не останавливает. Так какова же доходность таких инвестиций?
Чтобы ответить на этот вопрос, я хочу рассказать вам историю одной картины, которую написал гениальный Леонардо Да Винчи — она называется «Спаситель мира», и вы можете увидеть ее на обложке этой статьи.
Эта работа датируется 1500 годом — именно в этот год великий художник продал ее королю Франции Людовику XII. Точная сумма сделки неизвестна, но в 1519 году «Мона Лиза» была продана за 4000 золотых дукатов, что в переводе на современные деньги составляет 600 тысяч долларов. Так что в своих расчетах будем отталкиваться от этой цифры.
Сам Леонардо эту свою картину не подписал, но столетие спустя у наследницы французского короля Генриетты Марии была найдена гравюра с ее копией, подписанная таким образом, будто бы она сделана с шедевра самого Да Винчи.
Хайнц Берггрюн родился в Берлине в 1914 году, но в юном возрасте был вынужден покинуть свою страну — у него были еврейские корни, и оставаться в нацистской Германии было просто небезопасно.
Он иммигрировал в Соединенные Штаты, где поступил в университет Беркли и начал изучать искусство и литературу. В молодости его нельзя было назвать многообещающим талантом, но в итоге он стал самым успешным арт-дилером XX века.
Берггрюн открыл многих гениальных художников, и для этого ему пришлось совершать немыслимые для других коллекционеров поступки. Например, однажды он продал несколько полотен Сезанна и Ван Гога, вместо которых купил неизвестные тогда работы Пикассо, Клее, Брака и Матисса.
В 1996 году Хайнц вернулся на родину и продал часть своей коллекции Национальному музею — это было чем-то вроде подарка, потому что за картины стоимостью 1 миллиард евро коллекционер запросил всего 100 миллионов.
Когда человек собирает такое количество шедевров, то это само по себе кажется поразительным. Искусство очень субъективно, поэтому на раннем этапе практически невозможно определить, кто из художников «выстрелит» и станет новым Сезанном.
Некоторые убеждения, которые объективно являются ложными, на практике могут принести немалую пользу.
Например, если вы верите, что «все дикорастущие грибы ядовиты», то вы не будете есть лесные грибы и точно не отравитесь — и хотя многие дикорастущие грибы совершенно съедобны, вера в их ядовитость может оказаться полезной.
Подобным приемом пользовался и Майкл Джордан — он регулярно выдумывал то, что о нем якобы говорили его оппоненты, после чего заводился и буквально уничтожал их на баскетбольной площадке. Фальшивые убеждения помогали ему достигать результатов, что стало одним из слагаемых его успеха.
Мы можем сделать то же самое, воспользовавшись ложной, но полезной идеей о том, что удачи не существует. Конечно, мы знаем, что удача реальна — она влияет на наши инвестиции, нашу карьеру и нашу жизнь. И каждый из нас в какой-то момент сталкивался с той или иной формой удачи или невезения.
Однако вера в удачу нам практически не помогает — в конце концов, если вы в нее верите, то какой урок вы извлекаете, столкнувшись с неудачей? Никакой! Вы всегда можете списать это на «невезение» и продолжите делать то, что делали раньше.
В сфере финансов всегда было много проходимцев — с появлением интернета их стало еще больше, ведь он открыл для них огромные возможности.
Теперь «успешным» трейдерам даже не нужно совершать сделки — вместо этого можно продавать сигналы и зарабатывать на своих подписчиках. Если с сигналами не получится, то на помощь придут различные курсы и тренинги… самое главное — это заниматься продажами, а не торговать на рынке самому.
Книга «Как я заработал $290'000 на продаже книг» ценой в 290 тысяч долларов :)
Сравните это с теми, кто создал собственный успешный бизнес — например, открыл интернет-магазин одежды и только после этого начал обучать этому других. Такой человек преодолел все трудности и вышел победителем — его опыт и знания действительно имеют цену и могут быть полезны.
Я ничего не имею против тех, кто продает свои курсы или «уникальные подборки акций» — вопрос лишь в том, чтобы быть честными и не выдавать эти продажи за что-то другое. И если человек хочет разбогатеть, то ему нужно прямо сказать — бросай эти игры и займись продажей сигналов.
В 1936 году французы наконец достроили свою линию Мажино — эта система укреплений считалась неприступной и должна была защитить Францию от немецкого вторжения.
Помимо своей неприступности, подземная крепость могла похвастаться комфортными условиями жизни — здесь были кондиционеры, зоны отдыха, склады хранения и железнодорожные пути для перевозки грузов. Французские военные могли жить там годами, поэтому Париж чувствовал себя в полной безопасности.
Однако немцы учли уроки Первой мировой войны — на этот раз они не стали ввязываться в позиционные бои, а просто обошли «неприступную» линию со стороны Бельгии. В итоге французские пушки оказались бесполезными — их дула были направлены в другую сторону и развернуть их было невозможно.
История с «неприступной» линией Мажино — это яркий пример закона непреднамеренных последствий, который чаще всего проявляется в сложных системах. Работа таких систем зависит от многих факторов — именно поэтому они не всегда ведут себя так, как нам бы этого хотелось.
Задумывались ли вы над тем, почему одним достается все, а другие не получают ничего? Можно ли объяснить успех только личными качествами, или в нем есть что-то еще?
Все мы знаем об ошибке выжившего, когда из тысяч попыток успешной оказывается только одна. Многие называют это удачей, но на деле все гораздо сложнее — в жизни есть скрытые законы, которые влияют на судьбу каждого из нас.
Малкольм Гладуэлл изучил истории успеха и сделал интересные выводы — если говорить коротко, то нужно родиться в нужном месте и в нужное время. Чтобы стать успешным математиком, нужно родиться в Китае, а для успеха в адвокатуре надо быть евреем :)
При этом некоторые законы можно обернуть в свою пользу, но для этого придется хорошо поработать. Так что «Гении и аутсайдеры» — это не пособие по успешному успеху, а скорее путеводитель по скрытым уголкам жизни.
Ну и по традиции несколько цитат:
«Слово «везение» не учитывает усилия, труд, воображение и активное использование возможностей — все то, что лежит на поверхности и поэтому не так очевидно».
Несколько лет назад Бен Карлсон опубликовал пост о том, как директор JP Morgan Джеймс Даймон распределяет свои активы:
«Джеймс презирает облигации. Сначала он сказал, что не собирается держать их в своем портфеле. После чего начал подсчитывать, как сильно ФРС придется поднимать ключевую ставку, чтобы справиться с растущей инфляцией.
И хотя высокие ставки означают рост доходности облигаций, Даймон все равно предпочитает им волатильный рынок акций. Позже он добавил, что многие его коллеги по цеху инвестируют точно так же».
После этих слов некоторые инвесторы посчитали, что им тоже следует отказаться от облигаций и вложить все свои деньги в акции. А как же иначе, ведь разве директор JP Morgan может ошибаться?
Только вот состояние Джеймса Даймона превышает 1,5 миллиарда долларов — на одних дивидендах он зарабатывает столько, сколько большинству людей и не снилось. Например, только акции родного банка приносят ему по 17 миллионов долларов в год… Так зачем ему облигации?
Когда у вас такой большой капитал, то даже 2-3% дивидендной доходности будут давать вам огромную прибыль. Даймон мог бы вообще не рисковать и купить трежерис — их мизерная реальная доходность все равно приносила бы ему десятки миллионов долларов.
Долгое время радиоактивное излучение считалось безвредным — радиевые соли сравнивали с обыкновенным фосфором и применяли во многих сферах.
Так в начале прошлого века в Соединенных Штатах в моду вошли часы, циферблаты которых светились в темноте — для этого их вручную раскрашивали радиоактивной краской, что имело ужасающие последствия. Вот что писала об этом Вэл Макдермид:
«На заводе в Ориндже работницы обрабатывали по 250 циферблатов в день. Дорогую краску нужно было экономить и наносить ее предельно точно, поэтому девушки слюнявили кисточки, чтобы придать им нужную форму. В массе своей раскрасчицами были молодые женщины.
Однако к 1924 году работницы начали болеть. Их кости разрушались, они не могли ходить из-за вывихов и переломов. Из-за пониженного уровня эритроцитов постоянно ощущали усталость. Вскоре девять из них скончались. Тогда корпорация, опасаясь за свой бизнес, начала расследование с помощью ученых из Гарварда».
Позже ученые выяснили, что радий совсем не похож на «безвредный» фосфор — его излучение накапливается в костях и таит в себе смертельную опасность. После этого работницы обратились в суд — их дело вошло в историю и изменило стандарты по охране труда.
Некоторые люди живут прошлым — кто-то вновь хочет пережить славные деньки, а кто-то никак не может избавиться от плохих воспоминаний. В любом случае, они как будто остались в прошедшем времени и не могут пойти дальше.
Некоторые люди живут настоящим — они наслаждаются текущим моментом, но при этом слишком беззаботны, чтобы думать о своем будущем. Погрузившись в «здесь и сейчас», в дальнейшем они сильно пожалеют о своих безответственных решениях.
Некоторые люди живут будущим — они всегда смотрят вперед и представляют свои лучшие времена. Те времена, когда у них будет больше денег, успеха и всего остального. Подозреваю, что некоторые из моих читателей вполне могут быть такими — многие инвесторы «болеют» подобной дальнозоркостью.
Проблема жизни в будущем заключается в том, что мы упускаем из виду настоящее — нельзя в полной мере наслаждаться моментом, когда постоянно думаешь о том, что будет дальше. Такие мысли преследуют нас с самого детства — мы хотим поскорее стать взрослыми и самостоятельными, и это мышление так и остается с нами.