Коллеги, я очень благодарен СЛ за то, что он заставляет меня думать. На это усилие меня толкают как вменяемые оппоненты, которым нужны аргументы, так и упопоротая шизолибераль, над которой достаточно постебаться. Но разобраться наконец со сказками по легендарный ПФ Норвегии меня побудил все-таки коллега из вменяемых, за что ему очень благодарен.
Много раз я слышал «а вооот в Норвегии фонд бла-бла-бла», произносимое с придыханием. Типа трудолюбивые Норвеги сшибают неимоверную деньгу на нефти, но не разворовывают её, а вкладывают под руководством умных парней во всякие ништяки, и добились в этом неимоверных успехов. Зашибись, фигле. Давайте посмотрим, что они там достигли. И попробуем сделать какие-то выводы. Благо, был я в этой Норвегии. Деревня деревней, вы уж простите меня. Деревня с бешеными ценами.
Идем на сайт пресловутого фонда. Вот он:
https://www.nbim.no/en/the-fund/
Сразу что меня удивило… Читаем здесь…
Вообще хотел опубликовать что-нибудь о трейдинге, но не вижу смысла. Все равно каждый торгует как ему удобнее. Поэтому отвечу на очередной опус про Tesla, Маска и как нас сбагрить на Марс ради нашего же щщастья. Ведь вопрос с отношением инвесторов к хайтеку в странах развитого эльфийства — вопрос сложный, и относятся к нему по-разному.
Конкретно с Тесла и Спейс эХ сломано много копий по части того, что там нового, чего не нового, что стырено, что присвоено, а что пиар чистой воды… возвращаться к технической стороне смысла не вижу. Посмотрим, так сказать, сантимент.
Итак, смотрим, что выдвигается в качестве аргументов… на уровне «не знаю и знать не хочу, но думаю, что это так».
SpaceX непубличная компания, а инвесторы несут туда миллионы. К тому же они богаче вас и, что очень вероятно, умнее, поэтому делают осознанный выбор.
Если бы богатство являлось гарантией ума – мы бы жили в прекрасном и справедливом мире. Но в реальном мире богатство само по себе гарантирует только то, влеты будут обходиться дороже и страдать при них будут больше людей. Можно привести десятки примеров того, как богатые люди легко теряли свое состояние – и богатство их нифига не защищало. Поэтому то, что кто-то несет или нес деньги в Спейс эХ — ни о чем не говорит. Там варятся деньги непонятных инвесторов с непонятными мотивами, самого Маска, государственные деньги, кредиты, гарантии… О чем вы? Кто там увидит «умные деньги»? Это мутная вода. Именно это обесценивает все усилия Маска по популяризации частного космоса. Большинство воспринимает эту кашу как «кручу-верчу, запутать хочу». Вывод простой: частный космос в исполнении дуэта «Э.Маск — НАСА» есть вариант строительства «Зенит-Арена» по-американски. Что-то несомненно большое, несомненно впечатляющее, но почему там столько денег — никто не знает и сажать некого, зато есть кого наградить.
У Пелевина об политике и «долларовой пирамиде».
*************************
Из-за сложных материальных обстоятельств мне
теперь приходилось трудиться больше – и я стал по-
немногу брать халтурку из других мест, работая и на
ватный дискурс тоже (разумеется, под псевдонимом).
По причине общего российского неустройства (и, я
бы сказал, глубокой отсталости даже самой нашей от-
сталости) «работать на ватный дискурс» означает, по
сути, создавать его на ровном месте – так что грех мой
был двойным.
Вата, чтобы было ясно – это вовсе не патриархаль-
но-православное русопятство под чекистским патро-
нажем, как неверно думают некоторые бойцы. Вата
– понятие международное и транскультурное, равно
обнимающее, например, боевой флаг американских
конфедератов и белую традиционную мужскую сексу-
альность.
Главное отличие ваты от цивилизации в том, что ва-
та по своей природе реактивна. Она не создает по-
Генерал Капустин, если он действительно пострадал от моих операций, никак себя не проявлял. То есть от слова «вообще».
Но все было плохо и без него. Мне пришлось продать свою квартиру в центре и переехать в панельную девятиэтажку. И еще я лишился работы.
Меня отодвинули от серебряных и золотых струн, на которых я так нежно играл, и вскоре я вынужден был переквалифицироваться в управдомы – стать одним из тех финансовых аналитиков, что дают космической пустоте свои компетентно-доверительные советы: в каких валютах хранить деньги и какой вклад предпочесть «в наше смутное время».
Прежние знакомства немного помогли. Я специализировался в основном по коммодитиз, и с особенным чувством всегда писал про тот актив,
которым прежде торговал – XAU. Иногда мне приходилось выступать перед людьми. Я хорошо понимал свою новую роль в мире и мог
с убедительно-серьезным видом поговорить о движении российских индексов, или даже хмуро задуматься, куда дальше пойдет рубль. Мой галстук и костюм были безупречны, а чуть тронутые гелем волосы и тщательно оттриммированная небритость показывали городу и миру, что люди дела ценят не только деньги, но и стиль.
Зеленый логотип интернет-издания, при котором я главным образом кормился, скорее всего, знаком читателю – но называть его я не буду. Элита во всем мире содержит такие консалтинг-конторы исключительно для раздувания информационной энтропии – чтобы у мелкоты создавалось ощущение «информированности».
Понтий Пилат интересовался, что есть истина – но сегодня актуален другой вопрос: что есть информация? Дать научное определение этому понятию я не возьмусь. Но о том, что будет завтра и послезавтра, лучше всего информирован Картель – просто потому, что для остальных «информация» и есть просачивающиеся во внешний мир сведения о его планах. Чуть хуже информированы Спекуляторы. А всех
остальных разводят втемную такие как я – чтобы стада «участников рынка» блуждали в потемках, и ничто не мешало серьезным инсайдерским операциям.
Я не хочу сказать, что подобные издания лгут специально. В этом нет необходимости. Люди ведь не читают самих статей, они обычно проглядывают заголовки – нас сегодня программируют так, чтобы мы не могли удерживать внимание ни на чем дольше пятнадцати секунд.
Заголовки звучат так: «Золото падает на новостях из Федерального Резерва». Или так: «Золото растет из-за плохих данных по занятости». Ну-ну. В реальности все немного иначе. Например, в первом случае один большой банк сбрасывает бумажные опционы на золото строго в
день заседания Федерального Резерва США (такое вот совпадение, да). А во втором Спекуляторы решают спровоцировать короткое ралли, дружно выставив золото в лонг, и синхронизируют акцию с выходом плохой статистики по американским рабочим местам
(то, что она будет плохая, они знают по инсайду). Это все-таки не совсем то, о чем орет финансовая пресса.
Но финансовому консультанту и особенно журналисту не нужна действительная картина, ему достаточно броской фразы, убедительно выглядящей причинно-следственной связи, которая не является дезинформацией на сто процентов. Наш ум устроен так, что глотает эту наживку всегда.
Свою новую роль я понимал верно, гнал темную пургу, сквозь которую не было видно ни реальности, ни меня самого, и мировая закулиса (хе-хе) платила мне небольшую зарплату. Разумеется, я ни с кем не обсуждал этого негласного общественного договора. Сегодня в мире ценится не просто понимание, а молчаливое понимание. В общем, моя история была классической. Настолько, что даже шутки о ней напоминали Санта-Клауса своей седобородой древностью: потеряв свои деньги, я принялся учить, как правильно распорядиться чужими.
Я часто писал обзоры по валютам (и, конечно, всегда упоминал в них золото) – на эти материалы после начала кризиса возник большой спрос.
Чтобы было понятнее, как работают финансовые аналитики моего типа (а других этот мир не кормит), приподниму мрачную завесу тайны – разумеется, только в той части, которая касается материалов для открытой печати, где мы показываем миру свой благородный профиль.
Когда вы трудитесь на Цивилизацию, надо иметь чуткое, большое и волосатое ухо добра и света, примерно как у Йоды из «Звездных Войн». Два раза вам никто повторять не будет. Повторять не будут вообще. Понимать надо не только прямые указания, но и интонации. И отыскивать эти указания и интонации в информационном поле следует самому.
В тот момент даже дураку было видно, что Картель усиленно шортит золото – причем ясно было, что это длинный тренд. Я определял это просто – почти любой заголовок в мэйнстримных медиа, которые я сканировал, содержал негативные эпитеты – и тогда, когда золото шло вверх, и тогда, когда оно шло вниз.
Когда золото опускалось, это называлось «Gold falls, tumbles, precipitates…»
Когда же оно поднималось, это называлось «Gold struggles to recover…», «Goldfails to climb to…», – и дальше называлась взятая более-менее с потолка отметка, которую золоту опять «не удалось взять». А если, например, золото росло десять дней подряд, но на пятый день чуть припадало, заголовки были такие: «Gold drops first time in five days».
В общем, со словом «золото» проделывали то же самое, что в конце прошлого века со словом «серб»: при всяком возможном и невозможном случае помещали в негативный контекст (задач у мэйнстримной прессы много, а технология, по сути, только одна). В чем отличие профессионала от лузера-любителя? Лузер склонен к конспирологии. Он будет выяснять, «кто за этим стоит», ротшильды или рептилои-
ды, хотя еще в школе его учили, что современный финансовый капитал – такой же последовательный интернационалист, как товарищ Троцкий.
Профессионал же, в отличие от лузера, знает, что миром правят не англо-саксы, не евреи, не китайцы – а Дух Денег, чьи пути неисповедимы. Этот Дух надевает на свои бесплотные пальцы самых разных людишек – а потом сбрасывает их, как хирург резиновую перчатку. Поэтому профессионал интересуется лишь четко оформленной тенденцией – и, когда она делается ясна, берется за работу по ее монетизации.
Мои обзоры были позитивны, корректны и насмешливы – но изнутри напоминали невидимое миру кровавое самобичевание, которому подвергают себя фанатики-шииты.
******************
Некоторое время я работал банковским функционером, а потом стал серьезным трейдером. Я греб деньги лопатой – для других и для себя – и все в моей жизни было, как говорил мой куратор из органов, чики-чик. Но главное, я по-настоящему любил свою работу. Ее трудно было не любить.
Я специализировался по золоту, оно росло, и у меня появлялось все больше клиентов, желающих быстро получить прибыль. Совсем по-крупному я начал работать в конце нулевых годов, когда лопнул очередной американский пузырь, включилось «количественное смягчение» (то есть долларовый станок) и золото быстро и неостановимо пошло вверх. Если вы держите хотя бы миллион или два долларов в золоте, вам не надо ходить в казино. А также смотреть кино или лазить в фейсбук. Просто сидишь себе у экрана, глядишь на меняющийся в реальном времени график и вздрагиваешь: «Уй, только что десятку потерял… А теперь двадцатку заработал… Ой, опять упал на пятнадцать…»
Сидеть так можно весь день и всю ночь, и ни капельки не наскучит. Захватывающий интерес гарантирован, и никаких других сильных переживаний душе уже не надо. Этот прыгающий черно-зеленый график будет посильнее и «Фауста» Гете, и Бхагавад-Гиты вместе взятых: эмоции и ум вовлекаются в бдение над его зигзагами куда сильнее, чем в сопереживание всяким художественным «характерам» (которых «лю-
ди искусства» и придумывают-то лишь ради того, чтобы и самим когда-нибудь нырнуть в акции, золотишко или открыть патриотический фастфуд-фэшн).
Особенно богатое содержание открывается за графиком XAU/USD, то есть стоимостью золота в долларах – или, что то же самое, стоимостью доллара в золоте (хотя говорить так неполиткорректно – это значит
назвать золото деньгами, а доллар непонятно чем). Чтобы оценить всю драматургию происходящего, надо немного представлять, что такое USD, что такое бумажное XAU, которым торгует «Комекс», и что означают развороты этого графика.