Моя статья на портале «Вести.Экономика».
С марта 2014 г. Евросоюз, США, а затем и другие страны западного блока последовательно вводят и ужесточают санкции против отдельных лиц, а также компаний и банков России. Почему же влияние санкций на экономику России ничтожно и как пустить в Россию экономический рост, рассуждает Сергей Блинов*, руководитель группы макроэкономических исследований ПАО «КамАЗ».
Оценки влияния этих санкций на экономику страны разнятся: некоторые, но их меньшинство, считают, что санкции Запада благотворно сказались на отечественной экономике, сельском хозяйстве прежде всего.
1. Сторонники идеи нового канала между Чёрным и Каспийским морями пишут, что проект появился чуть ли не век назад. Однако товарищ Сталин решил сэкономить на строительстве, из-за чего от наиболее удобного и короткого пути пришлось отказаться:
https://zen.yandex.ru/media/zvereva/zachem-rossii-stroit-esce-odin-kanal-iz-kaspiia-v-azovskoe-more-esli-uje-davno-postroen-volgadon-6197a0378c111c115d7feb31
Ещё в 1930 году Сталин задумал соединить Каспий и Чёрное море, но не таким образом, который мы знаем сейчас.
Я говорю о существующем Волго-Донском канале. Изначально его строительство вообще не предполагалось, а соединить два моря хотели другим способом – Манычским каналом. Но такое строительство получалось сильно дороже.
Из-за последствий Второй мировой войны экономика страны буквально замерла.
Экономить приходилось на всем. Поэтому строительство Манычского канала заморозили, а вместо него построили более дешевый – Волго-Донской.
И вот Путин снова заговорил о возрождении того проекта, который сейчас носит название «канал Евразия».
Вот только нужно ли его реализовывать, если есть работающий Волго-Донской канал? Давайте разбираться.
Недостатки канала Волга-Дон
А. Длина канала – 101 км, а перепад высот между Волгой и Доном составляет 88 метров.
Чтобы поднимать и опускать суда на такую высоту было построено 13 шлюзов.
Шлюзование занимает несколько часов. За это время успевает собраться очередь из кораблей.
Так вот, получается, что такие перепады сильно замедляют ход судов. Так путь из Астрахани в Чёрное море займет около 10 дней. И это очень много для маршрута меньше тысячи километров.
Б. Канал слишком мал. И не только по глубине, но и по ширине, которая составляет всего 18 метров.
Учитывая, что ширина современных танкеров или контейнеровозов от 30 метров, то пройти по Волго-Донскому каналу они физически не смогут. Что существенно осложняет внешнюю торговлю, например, Казахстану.
Получается для того чтобы удовлетворить запросы не только наших партнеров, но и свои собственные, Волго-Донской канал придется значительно расширить. А это слишком дорого.
Канал «Евразия»
Его длина составит 750 км и это в 7 раз длиннее Волго-Донского или в 5 раз Суэцкого.
Перепад уровней около 54 м. Чтобы их преодолеть хватит построить 6-8 шлюзов, что существенно сократит время прохода судов.
Через канал смогут проходить суда длиной 260 м, осадкой 5 м и грузоподъемностью 10 000 тонн.
Пропускная способность 58 млн. тонн в год или около 6 000 кораблей.
Масштабы строительства действительно грандиозные. Например, только земли придется выкопать не менее 500 миллионов куб.м.
Общая же стоимость проекта оценена в 500 миллиардов рублей. И это дороже Крымского моста в два раза!
А стоит ли тратить такие деньги?
Во-первых, канал «Евразия» увеличит грузопоток минимум в пять раз.
Во-вторых, усилит геополитическую позицию России.
Для Казахстана, как для крупного импортера нефти, канал «Евразия» стал бы очень выгодным. Ведь через него можно поставлять нефть в любую точку мира.
Но истинным спасением «Евразия» стала бы для Ирана, который испытывает проблемы в проходе через Суэцкий канал.
В-третьих, укрепление партнерства с Китаем.
Россия и сейчас является транзитным партнером Китая. Но в рамках реализации китайского нового «Шелкового пути» было бы выгодно поставлять товары из Азии в Европу кратчайшим путем через Черное и Средиземное море.
Для этого нужно только продлить ветку железной дороги, что идет через Казахстан, до Каспийского моря.
В-четвертых, Россия сможет зарабатывать десятки миллиардов долларов в год за счет транзита грузов. В первую очень из стран: Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Иран, Казахстан, Узбекистан.
И в-пятых, канал «Евразия» станет логичным продолжением канала Север-Юг, который свяжет Каспийское море с Балтийским. Так Европа фактически станет «островом», а Россия замкнет на себе кратчайшие транзитные пути торговли.
За точку отсчёта удобно взять 1999 год, последний год президентства Бориса Ельцина.
Примем ВВП в 1999 году за 100. В 2000 году Путин уже с самого начала исполнял обязанности президента России, и в марте был избран на этот пост в первый раз.
В реальном выражении по данным Росстата ВВП с тех пор вырос в 2,1 раза (по итогам 2021 года).
Это и есть ответ на поставленный в заголовке вопрос: насколько вырос ВВП при Владимире Путине? Ответ: В 2,1 раза или на 110%.
Мировая экономика
· Валюты развивающихся стран пока относительно скромно реагируют на ужесточение политики ФРС.
· ЦБ Турции удаётся удерживать темпы роста денежной массы выше темпов роста цен.
· Денежная масса в Японии в январе продолжила замедляться.
Экономика России
· ВВП в 2021 году вырос на 4,7% — лучший темп с 2008 года.
· Торговое сальдо бьёт всё новые и новые рекорды.
· Инфляция в феврале, возможно, прекратит рост и останется на уровне января (8,7% годовых).
· ЗВР второй раз в истории достигли отметки в 639,6 млрд. долларов.
Задачи, которые ставит президент экономическому блоку в своём Послании, заведомо не будут выполнены
Фото: kremlin.ruПрезидент начал серию совещаний с правительством и ЦБ по подготовке Послания Федеральному собранию. Он требует, чтобы в Послании были не просто благие пожелания, не обещания «коврижек и льгот», а «направление развития страны».
Только вот экономика страны последние 12 лет не растёт, а стагнирует. Средний рост ВВП за эти годы составил 1% в год.
… а дефляции боялись как огня.
Если почитать описания кризисов 19-го века, да и первой половины века двадцатого тоже, то обращает на себя внимание интересная особенность.
О падении цен пишут с тревогой, а о росте цен — с надеждой. Роста цен, то есть инфляцию, ждут, как манну небесную.
«Последствием такой меры (сокращения количества банковских билетов в обращении) было значительное падение цен, а это повлекло за собою банкротство многих купцов,… а также фабрикантов, сельских хозяев и землевладельцев. Многие несчастные кредиторы потеряли плод многолетней работы, и многие превосходные работники вынуждены были, как гласит отчёт комитета, учреждённого сенатом Пенсильвании 29 января 1820 года, променять родной кров на негостеприимные леса дальнего запада. Вынужденные продажи запасов, товаров, домашнего скарба производились в убыток, и многие семейства вынуждены были отказывать себе в самом необходимом. Деньги и кредит становились до такой степени редки, что невозможно было получить ссуду под самую надежную земельную ипотеку. Работа и заработок прекратились, и лучшие из граждан были доведены до нищеты и отчаяния. Торговля ограничивалась необходимейшими жизненными потребностями. Фабричные машины и здания стояли праздно.»